Характеристика инвестиционной деятельности в национальной экономике Республики Белорус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

В экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Однако по так называемому индексу привлекательности – Беларусь занимает в этой области недостаточно высокое место среди так называемых инвестиционно привлекательных стран. Необходимость же более широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Между тем практика свидетельствует, что наряду с мобилизацией собственных ресурсов приток иностранного капитала способствует быстрому развитию экономики страны-репициента. Это первоочередный приоритет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

2 ДОГОВОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

2.1. Инвестиционный договор 13

2.2. Концессионный договор 17

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22

Правовые гарантии 22

Правовые льготы 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 5 курс (инвестиции).doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

4 ) право без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства при условии, что доля иностранного участника в уставном фонде коммерческих организаций с иностранными инвестициями составляет более 30 процентов;

5) право без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства вне зависимости от доли иностранного участника в уставном фонде коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Суть данных льгот заключается в следующем, что коммерческие организации с  иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного участника составляет более 30 процентов, вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства. Коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства.

Что же касается экспорта продукции (работ, услуг) несобственного производства и импорта товаров не для собственного производства, то они осуществляются коммерческими организациями с иностранными инвестициями в соответствии, с актами законодательства, что означает - в общем порядке, предусмотренном для любых юридических лиц Республики Беларусь, т.е. как, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, так и для коммерческих организаций с национальными инвестициями.

К продукции  собственного производства относится продукция, при изготовлении которой должны быть соблюдены следующие условия:

  • изготовлена, непосредственно производителем с использованием собственных, арендованных или находящихся в безвозмездном пользовании основных фондов, необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, приобретенных за счет собственных или заемных средств этого производителя. Изготовление продукции должно осуществляться работниками, находящимися в трудовых отношениях с производителем;
  • полностью изготовлена производителем или подвергнута им достаточной переработке на территории Республики Беларусь.

Полностью произведенной  продукцией считаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр республики или в ее территориальных водах;
  • живые животные, родившиеся и выращенные в республике;
  • отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке;
  • продукция: растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в республике;  морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном республики или арендованным (зафрахтованным) ею; высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических суднах республики или арендованных (зафрахтованных) ею;

Полностью произведенной  считаются продукция, полученная:

а) в республике от выращенных в ней животных;

б)  в результате охотничьего  и рыболовного промысла в республике;

в)  на борту перерабатывающего  судна республики или арендованного (зафрахтованного) ею исключительно из продукции морского рыболовного промысла;

г) с морского дна или из морских недр за пределами территории республики, при условии, что республика имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

д) товары, изготовленные в республике исключительно из продукции, указанной в настоящем подпункте.

К продукции, подвергнутой достаточной переработке, относится продукция, степень переработки которой соответствует любому из следующих критериев:

  • изменение классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) на уровне любого из первых четырех знаков
  • разница между отпускной ценой продукции производителя без учета налогов, определяемых в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством экономики, и ценой сырья (материалов), использованных при ее изготовлении, составляет не менее 30 процентов;
  • соблюдение производителем необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар, считается происходящим из той страны, в которой они имели место.

К продукции  собственного производства относятся  также с учетом соблюдения требований, указанных выше:

  • алмазы непромышленные прочие, изготовленные в Республике Беларусь из необработанных или распиленных, расколотых алмазов;
  • алмазы промышленные прочие, полученные в Республике Беларусь в процессе обработки алмазов непромышленных прочих.

К работам  и услугам собственного производства производителей относятся работы и услуги, выполненные ими на территории Республики Беларусь или на территориях других государств с использованием:

  • труда работников, находящихся с ними в трудовых отношениях;
  • собственных, арендованных или находящихся в безвозмездном пользовании основных фондов.

Не относится  к продукции собственного производства продукция, при изготовлении которой производителем выполнялась одна или несколько операций: 

  • по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;
  • по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, разборка и сборка партий грузов, сортировка, переупаковка, прикрепление маркировки, этикеток или иных отличительных знаков на продукцию или ее упаковку);
  • простые операции, включающие удаление пыли, просеивание или отсеивание, сортировку, классификацию, подбор (в том числе составление комплектов изделий), промывку, окраску, разрезку на куски;
  • простая упаковка в бутылки, флаконы, мешки, ящики и другую тару, крепление на платах или различного рода основаниях;
  • простое соединение частей (узлов) в целях получения готового изделия;
  • смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
  • убой скота. [5, с 156-159]

Принадлежность  к продукции (работам, услугам) собственного производства подтверждается сертификатом, выдаваемым в установленном порядке Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представителями и филиалами. Сертификат выдается после проведения экспертизы на основании акта экспертизы, подтверждающего отнесение продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства. Сертификат действителен в течение одного года с даты его выдачи. В зависимости от условий срока действия договоров и соглашений о пользовании имуществом, сроков действия специальных разрешений (лицензий) на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), фактического формирования уставного фонда, условий поставки сырья, материалов и комплектующих срок действия сертификата может быть сокращен, о чем указывается в сертификате. [8, п.6]

6) право устанавливать размер амортизационных отчислений на восстановление, отличный от норм и порядка, предусмотренных для юридических лиц Республики Беларусь, если это предусмотрено учредительными документами коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

Данная льгота предоставляет возможность коммерческим организациям с иностранными инвестициями с любой долей иностранного участия в случае, если это предусмотрено и учредительными документами, устанавливать размер и порядок амортизационных отчислений, отличный от норм и порядка для юридических лиц Республики Беларусь. Если в учредительных документах коммерческой организации с иностранными инвестициями не урегулированы вопросы амортизационных отчислений на восстановление основных фондов, то в отношении их действует общий порядок таких отчислений для юридических лиц Республики Беларусь.

  1. право самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства и порядок ее реализации, а также самостоятельно выбирать поставщиков товаров (работ, услуг);

Данная льгота предоставляет  право коммерческим организациям с иностранными инвестициями самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства и порядок ее реализации. Тем самым на коммерческие организации с иностранными инвестициями в силу буквального толкования Инвестиционного кодекса не должны распространяться ограничения по ценообразованию, установленные актами законодательства Республики Беларусь для субъектов хозяйствования Республики Беларусь. На практике вполне может сложиться ситуация, когда в отношении продукции (работ, услуг) собственного производства коммерческих организаций с иностранными инвестициями могут быть установлены предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) по товарам (работам, услугам), производимым на территории Республики Беларусь.[9, п.1.2]. Предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями, не применяются;

 В случае невозможности соблюдения данных предельных индексов от субъектов хозяйствования требуется регистрировать новые цены. [9, п.1.4];

  1. право самостоятельно распоряжаться выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства после уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

Все субъекты хозяйствования обязаны продавать 30 % поступивших на их счета в белорусских и иностранных банках средств в СКВ и российских рублях. Однако предусмотрено изъятие из этого правила для организаций с иностранными инвестициями при соответствии их вышеуказанным требованиям и выполнении ими вышеуказанных условий. [10, п. 2.1]

Не подлежит обязательной продажи иностранная валюта:

  • полученная от экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства,  организациями с иностранными инвестициями, в уставных фондах которых доля иностранных участников превышает 30 %. Документом, обосновывающим непроведение обязательной продажи иностранной валюты, являются выданный Белоруской торгово-промышленной палатой сертификат, удостоверяющий принадлежность экспортируемой организацией с иностранными инвестициями продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, и выданное в соответствии с законодательством свидетельство о формировании организацией уставного фонда, а также договор или иные документы, подтверждающие проведение соответствующих гражданско-правовых сделок;
  • поступившая в качества вклада в уставные фонды организаций с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных участников превышает 30%. Документами, обосновывающими непроведение обязательно продажи иностранной валюты являются учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке. [11, с 43] Данную льготу могут применять коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного инвестора составляет более 30 процентов. В том числе на них не распространяется требование об обязательной продаже части валютной выручки.

9) право иностранных  работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями на получение заработной платы в иностранной валюте и ее перевод за границу;

Вопросы, связанные с  трудовыми отношениями в коммерческих организациях с иностранными инвестициями должны регулироваться коллективными  договора (соглашениями) и индивидуальными  трудовыми договорами (контрактами), при этом в данных документах не должны содержаться условия, которые ухудшают положение работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями по сравнению с условиями, предусмотренными законодательными актами Республики Беларусь. Следовательно, вопросы оплаты труда и предоставления отпусков работникам  коммерческих организаций с иностранными инвестициями, не являющихся гражданами Республики Беларусь, должны регулироваться в индивидуальных трудовых договорах (контрактах), а их заработная плата в иностранной валюте может переводиться за границу.

  1. защита  прав интеллектуальной собственности;

Защита и осуществление  прав интеллектуальной собственности  иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями обеспечиваются актами законодательства Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь. Эта норма является отсылочной.

В силу изложенного  применительно к объектам интеллектуальной собственности, а именно объектам права  промышленной собственности:

  • прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец;
  • на новые сорта растений и новые породы животных;
  • топологию интегральных микросхем;
  • нераскрытую информацию;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (работ, услуг);
  • объектов авторского права и смежных прав, в отношении иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь  и коммерческих организаций с иностранными инвестициями действуют общие акты законодательства, т.е. регламентирующие и отношения субъектов Республики Беларусь без иностранных инвестиций применительно к данным объектам.

Исходя из вышеизложенного в целях привлечения  инвестиций, в том числе иностранных  в экономику Республики Беларусь перед законодателем стоит задача создать такую законодательную базу, которая позволит обеспечить инвестору гарантии защиты его инвестиционных вложений, привлекательность таких вложений в белорусскую экономику.

Информация о работе Характеристика инвестиционной деятельности в национальной экономике Республики Белорус