Характеристика инвестиционной деятельности в национальной экономике Республики Белорус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

В экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Однако по так называемому индексу привлекательности – Беларусь занимает в этой области недостаточно высокое место среди так называемых инвестиционно привлекательных стран. Необходимость же более широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Между тем практика свидетельствует, что наряду с мобилизацией собственных ресурсов приток иностранного капитала способствует быстрому развитию экономики страны-репициента. Это первоочередный приоритет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

2 ДОГОВОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

2.1. Инвестиционный договор 13

2.2. Концессионный договор 17

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22

Правовые гарантии 22

Правовые льготы 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 5 курс (инвестиции).doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

с другой стороны  – национальные, в том числе юридические лица частной формы собственности либо (и) юридические лица в имуществе которых доля Республики Беларусь, её административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов,  или (и) иностранные инвесторы (концессионеры).

Анализ общих положений  о порядке осуществления инвестиционной деятельности в форме концессии  представляет интерес как с позиции  экономических перспектив, так и  с точки зрения обеспечения экологической  безопасности и охраны окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности, осуществляемой на условиях концессии.

Виды концессионных  договоров:

    1. полный концессионный договор;

Под полным концессионным  договором понимается концессионный  договор с сохранением за концессионером права собственности на произведенную им продукцию.

    1. концессионный договор о разделе продукции;

Под концессионным договором  о разделе продукции понимается договор, согласно условиям которого произведенная  в соответствии с договором продукция  делиться между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и на условиях, определенных концессионным договором.

В отношении недр, вод, лесов и земель, как объектов права  собственности Республики Беларусь, применимы  полный концессионный  договор, либо концессионный договор о разделе продукции. При этом, в случае полного концессионного договора, концессионер уплачивает все, установленные законодательными актами, налоги и другие обязательные платежи, а при концессионном договоре о разделе продукции – концессионер  в соответствии с условиями договора полностью или частично освобождается от уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами, в связи с передачей Республике Беларусь права собственности на часть произведенной им продукции.

    1. концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ);

Под концессионным договором  об оказании услуг (выполнении работ) понимается концессионный договор, в силу которого право собственности на произведенную  в соответствии с договором продукцию  передается Республике Беларусь, а концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение.

При заключении концессионного договора об оказании услуг (выполнении работ) с риском вознаграждение концессионеру  выплачивается лишь при условии  достижения концессионером результата, предусмотренного в концессионном договоре. При заключении концессионного договора об оказании услуг (выполнении работ) без риска вознаграждение концессионеру выплачивается  за оказанные им услуги (выполненные работы) вне зависимости от достигнутого результата.

На основании решения  Президента Республики Беларусь о необходимости  концессии в отношении отдельного вида деятельности или имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь и (или) уполномоченный им республиканский орган государственного управления (государственная организация подчиненная Правительству Республики Беларусь) подготавливают концессионные предложения и организуют заключение концессионных договоров.

Концессионер определяется посредством проведения конкурсов или аукционов. Конкурс или аукцион для заключения концессионного договора проводиться уполномоченным Правительством Республики Беларусь республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь). Если концессионным предложением не предусмотрено иное, конкурсы и аукционы проводятся публично и гласно. Все участникам обеспечиваются равные права и возможности. По решению Правительства Республики Беларусь конкурсы и аукционы на заключение концессионных договоров в отношении отдельных объектов могут проводиться только среди национальных или только среди иностранных инвесторов.

Без проведения конкурса или аукциона допускается заключение концессионного договора лишь:

  • в случаях, когда поступила единственная заявка;
  • по решению Президента Республики Беларусь, когда в целях государственной безопасности или интересов обороны Республики Беларусь требуется заключение концессионного договора путем прямых переговоров с определенными инвесторами.

Объявление о конкурсах  или аукционах публикуется в  республиканской печати и (или) для  привлечения к участию в конкурсе или аукционе иностранных инвесторов – в иностранных периодических  изданиях не позднее чем за шесть  месяцев до установленного срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Для участия в конкурсе или аукционе инвестор представляет в концессионный орган письменную заявку, содержащую следующие основные данные:

а) наименование лица-инвестора (для физического лица – имя, его гражданство), а также наименования (имена) участников (для открытого акционерного общества – акционеров, владеющих 5 и более процентами акций общества) или собственников (учредителей) юридического лица – инвестора;

б) наименование государства, в соответствии с законодательством которого учреждены юридическое лицо – инвестор и его участники (для открытого акционерного общества – акционеры, владеющие 5 и более процентами акций общества) или собственники (учредители), являющиеся юридическими лицами, а также наименование государства постоянного нахождения (места жительства) инвестора и его участников или собственников (учредителей);

в) место нахождение юридического лица – инвестора (место жительство физического лица) и его участников (для открытого акционерного общества – акционеров, владеющих 5 и более процентами акций общества) или собственников (учредителей);

г) сведения, подтверждающие опыт и  возможности инвестора по необходимому финансовому обеспечению концессионного договора;

д) сведения, подтверждающие опыт и возможности инвестора по техническому и организационному обеспечению выполнения концессионного договора;

е) подтверждение уплаты сбора за участие в конкурсе или аукционе.

В зависимости от специфики  объекта  концессии, в том числе вида деятельности, по решению концессионного органа  от всех участников может быть затребована дополнительная информация, на что указывается в объявлении о конкурсе или аукционе.

Решение о победителе конкурса или  аукциона принимается концессионным  органом. Данные о результатах конкурса или аукциона публикуется  в печати не позднее 30 дней с момента утверждения их итогов.

Концессионный орган в течении 15 дней после объявления результатов  конкурса или аукциона уведомляет их победителя о процедуре и месте  проведения переговоров по подготовке проекта концессионного договора. Стороны приступают к согласованию положений концессионного договора, которые должны базироваться на основных условиях концессионного договора, установленных законодательством Республики Беларусь, а также на проекте основных  условий концессионного договора, утвержденном Правительством Республики Беларусь или по его поручению концессионным органом и подписывают его в течении не более трех месяцев после опубликования результатов соответствующего конкурса или аукциона. В случае не подписания концессионного договора в указанный срок инвестор имеет право на разрешение спора в судебном порядке

В качестве обязательных условий концессионный  договор должен содержать:

    1. срок действия концессионного договора;
  1. виды деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, или описание имущества, являющегося объектом концессии;
    1. права сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора;
  1. обязательства концессионного органа перед концессионером по выдаче ему разрешительных документов, необходимых для осуществления предусмотренной договором деятельности;
  1. право собственности на произведенную продукцию и полученную прибыль (доходы) в соответствии с требованиями законодательства;
  2. территорию Республики Беларусь или её части, на которой концессионер имеет право, в том числе и исключительное, осуществлять отдельные виды деятельности , а также программу и график работ, выполняемых в соответствии с договором;
  3. обязанность концессионера соблюдать трудовое законодательство Республики Беларусь и правила техники безопасности;
  4. обязанность концессионера  соблюдать законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
    1. порядок  проверки деятельности концессионера;
    1. ответственность сторон договора;
  1. порядок и орган разрешения споров, вытекающих из концессионного договора.

Кроме вышеперечисленных  условий концессионный договор  может включать также:

  • обязательства концессионера по обеспечению финансирования деятельности, предусмотренной договором;
  • формы и порядок государственного участия в концессионном договоре;
  • обязательства концессионера по использованию новых и высоких технологий;
  • взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона;
  • порядок изменения концессионного договора;
  • право концессионера на вывоз из Республики Беларусь произведенной в результате выполнения договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов);
  • обязательство концессионера использовать при выполнении договора товары (работы, услуги), произведенные в Республике Беларусь, при условии соответствия их требованию конкурентоспособности;
  • иные условия в  зависимости от вида концессионного договора, специфики конкретного объекта концессии.

Для концессионного договора характерно наличие специальных  условий, которые зависят от вида договора. В полном концессионном  договоре обязательно предусматривается  порядок платежей за право пользования объектом концессии и при необходимости, обязанность концессионера по реализации  на внутреннем рынке Республики Беларусь части продукции, произведенной им в соответствии с концессионным договором. В концессионном договоре о разделе продукции обязательно включаются положения, предусматривающие:

    • порядок определения общего объема произведенной продукции;
  • порядок определения части произведенной продукции, сохраняемой в собственности концессионера в качестве компенсации за внесенные инвестиции, и возмещения расходов производства, а также порядок их оценке;
  • порядок раздела между сторонами произведенной продукции, а также процедуру передачи в распоряжение концессионного органа продукции, относящейся к государственной собственности.

В концессионном договоре об оказании услуг ( выполнении работ) обязательно включаются положения предусматривающие:

  • размер и порядок выплаты вознаграждения концессионеру в соответствии с условиями договора;
  • процедуру передачи концессионному органу либо лицу, определенному эти органом продукции, полученной в соответствии с условиями договора.

Концессионный договор  может заключаться на срок до 99 лет. По истечении срока договора концессионер, добросовестно выполнивший основные условия этого договора, пользуется преимущественным правом на его перезаключение.

Условия концессионных  договоров сохраняют свою силу в  течении всего срока действия этих договоров. Изменение условий  допускается только со взаимного  согласия сторон, если иное не предусмотрено  концессионным договором.

Концессионный договор регистрируется в государственном реестре концессионных договоров.

 

3 МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1. Правовые  гарантии

 

В Республике Беларусь, как и во многих других странах, создана и действует  система правовых гарантий иностранных инвестиций.

Законодательство  в сфере инвестиционной деятельности предусматривает ряд государственных гарантий прав и защиты иностранных инвестиций, а также льгот, прежде всего экономических.

Система гарантий включает:

1) гарантия использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности;

Государство  гарантирует право иностранного инвестора на осуществление на территории Республики Беларусь инвестиционной деятельности в любых формах, предусмотренных для национальных инвесторов.

Иностранный инвестор вправе:

  • создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе с международными договорами Республики Беларусь;
  • приобретать имущество или имущественные права, в частности, доли в уставном фонде юридического лица, недвижимость, ценные бумаги, права на объекты интеллектуальной собственности, концессии, оборудование, другие основные фонды;
  • самостоятельно определять и осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.

Информация о работе Характеристика инвестиционной деятельности в национальной экономике Республики Белорус