Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа
В экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Однако по так называемому индексу привлекательности – Беларусь занимает в этой области недостаточно высокое место среди так называемых инвестиционно привлекательных стран. Необходимость же более широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Между тем практика свидетельствует, что наряду с мобилизацией собственных ресурсов приток иностранного капитала способствует быстрому развитию экономики страны-репициента. Это первоочередный приоритет.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2 ДОГОВОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1. Инвестиционный договор 13
2.2. Концессионный договор 17
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
Правовые гарантии 22
Правовые льготы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
2) гарантия свободы распоряжения прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности и на беспрепятственный перевод за границу;
Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходами), полученной в результате инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование, на территории Республики Беларусь. Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности. [2, ст. 10]
Иностранному
инвестору гарантируется
3) гарантия от национализации,
реквизиции и применения
Инвестиции не могут быть, безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть, применены меры, равные указанным по последствиям. Реквизиция и национализация - это случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных основаниях, т. е. с компенсацией собственнику стоимости этого имущества. В соответствии со ст. 234 ГК реквизиция допускается только при обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т. д.), и может производиться исключительно в интересах общества. Такое изъятие допустимо по решению государственных органов. Национализация - это принудительное обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц (ст. 245 ГК). Допускается национализация и реквизиция инвестиций лишь при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.
При этом компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, в зависимости от того, что из них имело место ранее. Компенсация должна также включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей валюте, за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации – для иностранного инвестора. При этом данный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке ( LIBOR). [2, ст.12]
Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества национальному инвестору выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь, иностранному инвестору - в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции
4) гарантия обеспечительного характера;
Обеспечительной является гарантия от неблагоприятных изменений актов законодательства, принятых после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшающих положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями (стабилизационная оговорка). Неблагоприятные изменения выражаются, в дополнительных либо увеличенных по сравнению с ранее существовавшими обязанностях, ограничении в правах либо лишении имевшихся прав. Мораторий на их применение в отношении иностранных инвесторов, коммерческих организаций с иностранными инвестициями и (или) иностранных инвестиций носит срочный характер и составляет 5 лет. Он не распространяется на изменение актов законодательства Республики Беларусь в области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности и охраны здоровья граждан Республики Беларусь. Стабилизационная оговорка в любой ее форме имеет отношение к действию нормативных актов, регулирующих отношения между коммерческими организациями с иностранными инвестициями и государством, т. е. административно-правовых норм. Она ни в коем случае не должна касаться регулирования гражданско-правовых отношений. Принцип равенства участников имущественных отношений... подлежит соблюдению и в договорных отношениях между коммерческими организациями с иностранными инвестициями и другими организациями страны-реципиента.[1, с 401]
5) гарантия от незаконных действий (бездействий) государственных органов и их должностных лиц.
Действия (бездействие) государственных
органов или их должностных лиц, органов
административно-
Неотъемлемой частью правового режима иностранных инвестиций являются льготы которые представляют собой изъятия из национального режима стимулирующего характера.
В соответствии с ч. 2 ст.
77 Инвестиционного кодекса
3.2. Правовые льготы
Система льгот включает:
Данная льгота является общеустановленной для всех коммерческих организаций с иностранными инвестициями в случае, если они производят продукцию, включенную в соответствующий перечень (при этом, к сожалению, законодатель употребил понятие «на срок до трех лет», а не «на срок три года», в связи с чем может возникнуть проблема с толкованием срока указанной льготы. Словосочетание «еще на срок до трех лет» обозначает, что к трем годам освобождения от налога на прибыль добавляются еще три года его уплаты по ставке 50 процентов, т. е. указанная льгота предоставляется лишь тем коммерческим организациям с иностранными инвестициями, которые уже пользовались льготой по полному освобождению от налога на прибыль. [1, с 402]
Законодатель при этом не указал, какой из государственных органов может решать вопрос об уменьшении 3-летнего срока; в силу этого, скорее всего, он должен рассматриваться именно как 3-летний срок. Исходя из изложенного, перечень особо важной продукции, который действует в настоящее время, может быть скорректирован.
а) относятся к основным производственным фондам;
б) не являются подакцизными;
в) ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями, а в случае, создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества - в сроки, определенные договором о совместной деятельности по созданию этого общества, и в случае увеличения размеров уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества - в сроки, определенные договором о подписке на акции. [2, п.2,ч.3, ст.91]
К основным производственным фондам относятся товары, которые либо предназначены для многократного использования в процессе производства товаров (работ, услуг), служащие более одного года и имеющие стоимость не менее лимита, установленного Министерством финансов; либо предназначены в соответствии с проектно-сметной документацией для строительства и реконструкции основных производственных фондов и использованы на эти цели.
Следовательно, не относится к основным производственным фондам, и не предоставляет льгот в отношении ввозимых в качестве вклада в уставный фонд легковых автомобилей, факсимильных аппаратов, множительно-копировальной техники, телефонов, видео- и аудиотехники, бытовой техники, хозяйственного инвентаря. При этом в отношении вещей, относящихся к основным производственным фондам, необходимо чтобы они были заявлены таможенному органу в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в течение сроков, установленных для формирования уставного фонда.[7]
В отношении товаров (в том числе сырья, материалов, строительных конструкций, комплектующих изделий), предназначенных для строительства и реконструкции основных и производственных фондов, предоставление льготы по уплате НДС и таможенной пошлины не путем их освобождения в момент ввоза, а путем возмещения сумм таможенной пошлины и НДС, уплаченных при ввозе этих товаров на таможенную территорию Республики. Беларусь после ввода объекта в эксплуатацию и документального подтверждения факта ввода таможенным органом в установленном порядке. Однако, таможенное законодательство предусмотрело в отношении вещей (товаров), ввезенных в качестве вклада в уставный фонд с налоговыми и таможенными льготами, так называемый режим условно выпущенных для свободного обращения. Тем самым, указанные товары не могут быть, отчуждены либо использованы по назначению иному, чем предусмотрено при их ввозе без разрешения таможенного органа и без одновременной уплаты таможенных пошлин и НДС, которые были прольготированы. [5, ст.151]
Указанные льготы в части освобождения от НДС и таможенных пошлин предоставляются лишь в отношении вкладов в вещной форме, которые относятся к основным производственным фондам, при условии, что данные вещи не относятся к подакцизным товарам и ввозятся в сроки, установленные для формирования уставного фонда. Предоставление вышеуказанных льгот, не предусматривает в качестве условий их предоставления обязательное наличие в уставном фонде коммерческой организации с иностранными инвестициями соответствующей доли иностранных инвесторов, т.е. указанная льгота распространяется на любые коммерческие организации с иностранными инвестициями, в том числе и те, в которых доля иностранных инвесторов менее 30 %.
Часть. 5 статьи 91 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь предусматривает, обязанность коммерческой организации с иностранными инвестициями, уплатить налоги за тот период, в течение которого она была освобождена от их уплаты, в случае, если такая организация ликвидируется в период ее освобождения от уплаты налогов или в течение трех лет после истечения срока освобождения от уплаты налогов. [2]
В данной норме имеется в виду период освобождения от уплаты налога на прибыль и период, когда коммерческая организация с иностранными инвестициями имела льготу по уплате налога на прибыль в размере 50 процентов, т.е. коммерческая организация с иностранными инвестициями, выпускающая особо важную продукцию, для освобождения от указанной выше обязанности должна осуществлять свою деятельность не менее девяти лет, а выпускающая иную продукцию (работы, услуги) собственного производства - не менее шести лет. [1, с 403]
Международными договорами Республики Беларусь может быть изменен порядок налогообложения коммерческих организаций с иностранными инвестициями, однако, прежде всего это относится к иностранным инвесторам в силу заключенных Республикой Беларусь соглашений об избежании двойного налогообложения.
Что же касается льготирования НДС и таможенных пошлин, то применительно к освобождению иностранных участников от их уплаты при ввозе срок существования коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть не менее трех лет с момента ввоза, т.е. максимально - пять лет. Что же касается льготы для товаров, предназначенных в соответствии с проектно-сметной документацией для строительства, реконструкции основных производственных фондов, то данный срок равен трем годам после ввода объекта в эксплуатацию и документального подтверждения факта ввода таможенным органом, т.е. учитывая сроки строительства в Республике Беларусь, он может быть достаточно большим. Однако, несмотря на возможное истечение срока одних льгот, но при продолжающемся сроке действия других льгот 3-летний период исчисляется с момента прекращения последних по срокам действия льгот. (например, истек 3-летний срок льготы по налогу на прибыль, но впоследствии была предоставлена льгота по НДС и таможенной пошлине применительно к товарам, предназначенным для строительства основных производственных фондов, то для того, чтобы не возвращать в бюджет сумму льгот по налогу на прибыль при ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями, недостаточно 3-летнего периода после прекращения льготы по налогу на прибыль. Необходимо, чтобы прошло три года с момента предоставления льготы по НДС и таможенной пошлине, иначе возвращать в бюджет при ликвидации придется не только суммы недоплаченного налога на прибыль, но и суммы НДС и таможенной пошлины). Аналогичная ситуация и в случае, когда льгота по налогу на прибыль имеет больший срок применения по сравнению с льготой по НДС и таможенной пошлине (если они единовременны).