Характеристика инвестиционной деятельности в национальной экономике Республики Белорус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

В экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Однако по так называемому индексу привлекательности – Беларусь занимает в этой области недостаточно высокое место среди так называемых инвестиционно привлекательных стран. Необходимость же более широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Между тем практика свидетельствует, что наряду с мобилизацией собственных ресурсов приток иностранного капитала способствует быстрому развитию экономики страны-репициента. Это первоочередный приоритет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

2 ДОГОВОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

2.1. Инвестиционный договор 13

2.2. Концессионный договор 17

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22

Правовые гарантии 22

Правовые льготы 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 5 курс (инвестиции).doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

2 ДОГОВОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

2.1 Инвестиционный договор

 

 

В целях оказания государственной поддержки при  реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих значение для экономики Республики Беларусь, с инвестором , может быть заключен инвестиционный договор.

Под инвестиционным договором понимается договор между  Республикой Беларусь (в лице Правительства  Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления) и национальными или (и) иностранными инвесторами, определяющий порядок осуществления инвестиционной деятельности в период реализации инвестиционных проектов этих инвесторов. [ 6, п. 2]

Сторонами инвестиционного  договора выступают:

с одной стороны  – Республика Беларусь в лице Правительства  Республики Беларусь (или уполномоченного  им республиканского органа государственного управления, государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь);

с другой стороны  – национальные или (и) иностранные  инвесторы.

Инвестиционный  договор заключается в целях  оказания государственной поддержки  инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности отечественной продукции и объемов экспорта, решению проблем социального значения и другим важным для экономики Республики Беларусь вопросам.

Правительство Республики Беларусь заключает инвестиционный договор от имени Республики Беларусь в случае, если этот договор предусматривает обязательства со стороны Республики Беларусь по:

  1. предоставлению гарантий Правительства Республики Беларусь;
  2. предоставлению имущества, являющегося собственность Республики Беларусь;
  3. реорганизации юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь;
  4. использованию, изъятию и предоставлению земельных участков;
  5. развитию общегосударственной инфраструктуры;
  6. созданию и использованию энергетических ресурсов;
  7. регулированию цен и тарифов на используемую либо производимую инвестором продукцию (работы, услуги), лицензированию, сертификации, а также антимонопольной политики;
  8. обеспечению охраны прав  на интеллектуальную собственность и занятости трудоспособного населения республики;
  9. другим вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь. [ 6, п.5]

Основанием заключения инвестиционного договора является предоставление инвестиционного проекта.  При этом стоимость инвестиционного проекта должна составлять сумму, эквивалентную 5 млн. долларов США.

Инвестиционный договор  заключается в письменной форме  и в качестве обязательных условий  должен включать в себя:

  • срок действия инвестиционного договора;
  • объект и объем инвестиционной деятельности;
  • права и обязанности инвестора, в том числе по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и технике безопасности;
  • дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту оговоренные на период действия договора и касающиеся налогового и таможенного режима, экологических норм и их условий, являющихся существенными для инвестора и действующих в момент заключения данного инвестиционного договора, а также обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов необходимых для реализации инвестиционного проекта;
  • ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора;
  • порядок и орган рассмотрения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из инвестиционного договора, а также:
  • взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона;
  • порядок изменения инвестиционного договора;
  • право инвесторов на вывоз из Республики Беларусь произведенной в результате выполнения договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов);
  • обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа физических лиц Республики Беларусь, условия по использованию технологий, а также обязательства инвестора по обучению работников созданной организации после окончания реализации инвестиционного проекта;
  • иные условия в зависимости от специфики инвестиционного проекта; [2, ст.46]

Инвестор, претендующий на заключение инвестиционного договора, или уполномоченное им лицо представляет в Министерство экономики следующие материалы:

а) заявление с предложением о заключении инвестиционного договора;

б) проект инвестиционного  договора;

в) бизнес-план инвестиционного  проекта, разработанный в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

г) легализованную выписку (выписка должна быть проведена в  течение года до подачи заявления) из торгового реестра страны происхождения  или иное эквивалентное доказательство юридического статуса данного инвестора в соответствии с законодательством страны происхождения ( для юридических лиц – нерезидентов) и копию свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц Республики Беларусь);

д) копию паспорта инвестора  с переводом на русский (белорусский) язык и документ, нотариально удостоверяющий подпись переводчика ( для физических лиц- нерезидентов) и копию паспорта (для физических лиц-резидентов);

е) заключение аудитора о  финансовом состоянии инвестора (для  всех юридических лиц);

ж) документ,  выданный банком или иным кредитно-финансовым учреждением, о состоятельности  инвестора (для всех физических лиц). [6, п. 8]

В случае предоставления инвестором проекта инвестиционного  договора, предусматривающего реализацию его инвестиционного проекта при условии:

  • привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь по гарантию Правительства Республики Беларусь;
  • использования средств централизованных инвестиционных ресурсов;
  • создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями с участием государства;
  • предоставления индивидуальных льгот по налогам и таможенным платежам; то данный инвестиционный проект подлежит государственной комплексной экспертизе инвестиционный проектов.

По представлении всех необходимых материалов, Министерство экономики проводит оценку бизнес-плана инвестиционного проекта или государственную комплексную  экспертизу, и готовит заключение об экономической целесообразности и значимости этого проекта для экономики Республики Беларусь.

Одновременно Министерство экономики направляет проект инвестиционного договора:

в Министерство финансов – для  подготовки заключения о  целесообразности оказания государственной  поддержки инвестору  ( если проект инвестиционного договора предполагает изменение доходной или расходной части республиканского бюджета);

в Министерство юстиции  – для подготовки заключения о  соответствии положений проекта  инвестиционного договора законодательству Республики Беларусь;

в Министерство иностранных  дел – для подготовки заключения о соответствии положений проекта инвестиционного  договора международным обязательствам Республики Беларусь и общей стратегии развития внешнеэкономического сотрудничества (при заключении инвестиционного договора с иностранным инвестором);

на согласование в другие республиканские органы государственного управления, если это относится к их компетенции.

Срок рассмотрения проекта  инвестиционного договора не должен превышать 30 дней со дня поступления  его в Министерство экономики. При  рассмотрении проекта инвестиционного договора в процессе предварительных переговоров и консультаций Министерство экономики и инвестор могут вносить согласованные изменения и дополнения в данный проект.

При положительных заключениях  вышеперечисленных  республиканских  органов государственного управления, на представленные  к рассмотрению материалы (или по согласованию с ним другой  республиканский орган государственного управления, государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь) разрабатывает и вносит в Совет Министров Республики Беларусь проект решения Правительства Республики Беларусь об одобрении инвестиционного проекта и о предоставлении соответствующих полномочий на подписание инвестиционного договора. В случае отсутствия оснований для заключения инвестиционного договора Министерство экономики в письменном виде информирует об этом инвестора и Совет Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь рассматривает представленные Министерством экономики материалы  и по согласованию с Президентом Республики Беларусь заключает инвестиционный договор либо его одобряет и уполномочивает соответствующий республиканский орган государственного управления на заключение данного инвестиционного договора от имени Республики Беларусь.

Инвестиционный договор заключается в трех экземплярах ( два – для каждой из сторон инвестиционного договора, третий – для Министерства экономики). Инвестиционный договор в течении 10 дней со дня его заключения представляется инвестором в Министерство экономики в целях регистрации в государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.

Регистрация осуществляется посредством:

  • присвоения каждому инвестиционному договору идентификационного кода (номера);
  • занесения экземпляра инвестиционного договора и необходимой документированной информации об этом договоре в специальное регистрационное дело;
  • занесения сведений об инвестиционном договоре в электронной форме в информационную базу реестра;
  • проставления на титульном листе каждого подлинного экземпляра инвестиционного договора специального штампа и визирования ответственным за регистрацию должностным лицом каждого листа договора и приложений к нему.

Датой регистрации инвестиционного  договора в реестре является день его визирования.

Министерство экономики  имеет право запрашивать у инвестора или соответствующих республиканских органов государственного управления необходимую информацию по вопросам, касающимся положений инвестиционного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Концессионный договор

 

Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель, находящихся только в собственности государства, либо деятельность на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий.

Под концессией понимается договор, заключаемый между Республикой Беларусь (в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления, государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь) и национальным инвестором (юридическим лицом частной формы собственности либо (и) юридическим лицом, в имуществе которых доля Республики Беларусь, её административно-территориальных единиц а также государственных  организаций составляет не боле 25 процентов) или (и) иностранным инвестором  о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Объектами концессии  могут являться:

  • право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые в соответствии  с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, - по решению Президента Республики Беларусь;
  • недра, воды, леса, земля, а также объекты ( в том числе предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом могут находится только в собственности государства, - в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь; [2, ст.51]

По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.

Сторонами концессионного  договора выступают:

с одной стороны  – Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь (или уполномоченного им республиканского органа государственного управления, государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь) ( концессионный орган);

Информация о работе Характеристика инвестиционной деятельности в национальной экономике Республики Белорус