Институт налоговых агентов: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть основные особенности института налоговых агентов в России. Достижение указанной цели автором видится путем решения следующих задач:
- изучение понятия налоговый агент, его правого статуса, обязанностей и ответственности;
- анализ основных особенностей уплаты различных налогов налоговыми агентами;

Содержание

Введение…………………………………………………………………4
1.Налоговые агенты: понятие, обязанности, ответственность……….6
2. Особенности исчисления, уплаты и бухгалтерского учета налогов налоговыми агентами…………………………………………………………17
3. Проблемные аспекты исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами…………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………...55
Список использованной литературы…………………………………..58
Приложение………………………………………………………….......61

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налогообложение.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

 

              ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


 

Кафедра бухгалтерского учета и финансов

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«современные проблемы налогообложения И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЙ»

 

 «Институт налоговых агентов: проблемы и перспективы развития»

 

 

 

Студент                              __________              Ведищева А.Б.

                                                                   

Группа   БА-08-1

 

Руководитель

к.э.н, доцент                               __________           Кореняко Е.А.

 

 

Оценка ____________ 

            

« ____ » _________ 2012 г.

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк  2012 г.

Аннотация

 

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению особенностей исчисления и уплаты налоговыми агентами налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Актуальность данной темы заключается в том, что относительно к данным видам налогов, организация является не налогоплательщиком, а налоговым агентом, что создает обязанность исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налогов, в связи с чем возникает множество противоречий и спорных моментов, которые усложняют  процесс налогового администрирования.

В первой главе работы было рассмотрено понятие налоговых агентов, обязанности, которые на них возложены законодательством и ответственность при неисполнение данных обязанностей.

Во второй главе курсовой работы были выявлены особенности исчисления и учета налоговыми агентами налога на доходы физических лиц, налога на прибыли и налога на добавленную стоимость.

В третьей главе рассмотрены проблемные аспекты исчисления и учета налога на доходы физических лиц, а также предложены методы их решения.

Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями.

Во введении определены актуальность темы, объект и предмет  исследования, цели и задачи, поставленные в курсовой работе. В заключении сделаны выводы о проделанной  работе и подведен итог исследованию.

В работе использовано 4 таблицы и 1 приложение. Список использованной литературы содержит 30 источников. Общий объем курсовой работы составляет 61 страница.

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………4

1.Налоговые агенты: понятие,  обязанности, ответственность……….6

2. Особенности исчисления, уплаты и бухгалтерского учета  налогов налоговыми агентами…………………………………………………………17

3. Проблемные аспекты  исчисления налога на доходы  физических лиц налоговыми агентами…………………………………………………………50

Заключение……………………………………………………………...55

Список использованной литературы…………………………………..58

Приложение………………………………………………………….......61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема эффективности государственной власти и управления является одной из самых острых и злободневных проблем современного этапа развития российского общества и государства. Налоги являются основным финансовым ресурсом государства, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления в целом. От их обоснованности и размера во многом зависит мотивационный механизм налоговых агентов. 

В современных условиях актуализируется проблема создания в стране такой налоговой среды, которая оказывала бы стимулирующее воздействие на деловую активность предпринимательских структур, поскольку только их совокупный потенциал может мобилизовать инвестиционные ресурсы для обеспечения устойчивого экономического роста страны. В таких условиях повышаться роль налоговых агентов. 

Налоговый агент в соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, налоги и перечислять их в бюджеты (внебюджетные фонды). 

Налоговый агент имеет почти такой же набор прав и обязанностей и несет такую же ответственность, как и налогоплательщик.  
Налоговый агент удерживает и перечисляет в бюджет налоги безотносительно согласия налогоплательщика. Положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие такие право и обязанность налоговых агентов (ст.ст. 8 и 24 Налогового Кодекса РФ), при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав налогоплательщика, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.  
Деятельность налоговых агентов регулируется различными отраслями права и реализуется через нормы конституционного права, административно-правовые и налоговые нормы, нормы гражданского права.  
Деятельность налоговых органов, осуществляющих властные полномочия, постоянно пересекается с деятельностью физических и юридических лиц - налоговых агентов, которая осуществляется в рамках диспозитивности гражданского права и является, в большинстве своем, экономическим основанием возникновения налоговых правоотношений. Актуальность темы курсовой работы очевидна. 

Цель исследования – рассмотреть основные особенности института налоговых агентов в России. Достижение указанной цели автором видится путем решения следующих задач: 

- изучение понятия налоговый агент, его правого статуса, обязанностей и ответственности; 

- анализ основных особенностей  уплаты различных налогов налоговыми агентами;

- выявление проблем  связанных с исчислением и  учетом налогов налоговыми агентами  на примере налога на доходы  физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Налоговые агенты: понятие, обязанности, ответственность

 

Наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами  в ряде случаев субъектом налоговых правоотношений выступает налоговый агент. В соответствие со ст. 24 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) «налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации». Но, несмотря на то, что налоговые агенты не являются налогоплательщиками, они имеют те же права, что и налогоплательщики, за исключением случаев предусмотренных НК РФ:

- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления – по вопросам применения соответствующего законодательства;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству;

- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налоговыми агентами могут выступать как организации, так и физические лица. Физические лица налоговыми агентами будут тогда, когда они сами являются индивидуальными предпринимателями и у них имеются наемные работники. Уплата налога на доходы физических лиц за наемных работников и создает налогового агента - физического лица. Это единственный случай. В остальных случаях налоговыми агентами являются организации.

Права налоговых агентов  и налогоплательщиков совпадают  практически полностью. Разница  есть в налоговых обязанностях. Но для того, чтобы понять разницу, надо сначала выяснить в каких ситуациях возникает налоговый агент.

Первая наиболее распространенная ситуация налогового агента - это уплата налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) юридическим или физическим лицом за своих работников. В этой ситуации государство, чтобы не взваливать на себя обязанности по индивидуальной работе с каждым физическим лицом, эту свою обязанность по сбору налога возлагает на налоговых агентов, и налоговые агенты обязаны от имени налогоплательщика без всякого на то его поручения, а по поручению государства уплатить за счет налогоплательщика и от имени налогоплательщика его подоходный налог. Понятно, что это удобнее. Иначе какой надо иметь штат налоговых инспекций для того, чтобы работать с каждым физическим лицом по уплате подоходного налога, и технологически это очень дорого.

Уплата через налоговых  агентов бесплатная и позволяет  контролировать налоговых агентов, так как контроль самих физических лиц будет в этой ситуации затруднен. То есть здесь важно, что налоговый  агент уплачивает не свой налог, а налог физического лица за счет его средств и от его имени. Кроме того, он должен вести учет всех уплаченных от его имени налогов да еще справочку ему дать о том, какие налоги у него удерживаются.

Вторая ситуация, когда  возникает налоговый агент, это выплата дивидендов или процентов обществами или товариществами в пользу юридических или физических лиц, выплата дивидендов или процентов, причитающихся владельцам долей или акций в уставных складочных капиталах. При такой выплате процентов с капитала происходит налогообложение и налог удерживают и уплачивают в бюджет налоговые агенты. Здесь та же самая ситуация, когда налог уплачивается за счет средств получателей дивидендов или процентов, но в данном случае он уплачивается от имени самого налогового агента.

Хотя сейчас в части 2 НК РФ ситуация тоже немножко меняется. Здесь типичная ситуация - когда гражданин в коммерческом банке имеет вклад, который облагается налогом. Уплачивая проценты по этому вкладу, банк должен удержать этот налог на доходы физического или юридического лица за счет этих средств. Таким образом,  если до части 2 НК РФ не требовалось ведение учета от банков каждому физическому лицу, то теперь в части 2 НК РФ это требование совершенно очевидно прописано.

Если гражданин участвует в игре на бирже, то есть покупает и продает ценные бумаги тех же самых банков или других эмитентов, то здесь возникает ситуация, когда выплата дохода в пользу физического или юридического лица налоговым агентом сразу осуществляется за вычетом налога. Разница между первым и вторым случаем в происхождении дохода. Если в первом случае это трудовой доход, то во втором случае это предпринимательский доход, возникающий либо от участия в складочном капитале, либо от участия в рынке ценных бумаг.

Третий случай, когда возникает налоговый агент, это уплата налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за иностранную организацию, которая не стоит на налоговом учете. Если иностранная организация стоит на налоговом учете, она сама уплачивает НДС в бюджет. Если она не стоит, то это означает, что ее не найти и налог не изъять. Поэтому законодатель не нашел ничего лучшего, как возложить эту обязанность на российского контрагента этой иностранной организации. При этом напрочь отвергается косвенный характер НДС, то есть НДС уплачивает тот, кто получает деньги.

А в ситуации, когда  получателем денег является иностранная  организация, не стоящая на учете, то обязанность по уплате НДС возлагается  на российское предприятие, которое  оплачивает сделанную, например, работу по договору за минусом НДС, и тем самым косвенный налог превращается в прямой налог. Так написано в законе.

С этим можно спорить, но налоговый агент при этом возникает  и это специальный случай: налоговый  агент - российское лицо по уплате НДС  за иностранную организацию, которая находится на территории Российской Федерации, но не стоит на налоговом учете. То есть опять же обязанность государства по тому, чтобы заставить их встать на учет, государство перекладывает на российские организации, не заботясь о том, что их (иностранные организации) надо изловить, поставить на учет и т.д.

Информация о работе Институт налоговых агентов: проблемы и перспективы развития