Автор работы: e*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа
Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии дел в той или иной области деятельности организации в конкретный момент времени. Так, данные учета издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
I. Основы калькулирования себестоимости 5
1. Определение себестоимости продукции, ее состав и виды 5
2. Сущность, принципы и объекты калькулирования 7
3. Классификация методов калькулирования 10
II. Методы калькулирования себестоимости продукции 12
1. Попроцессный метод 12
2. Позаказный метод 14
3. Попередельный метод 17
4. Фактический метод учета затрат 18
5. Нормативный метод учета затрат 19
III. Калькулирование полной и производственной себестоимости 24
Заключение 31
Список используемой литературы 32
Обобщая сказанное, можно назвать три возможных метода включения косвенных расходов в стандартную себестоимость. Они предполагают использование:
1) ставки
распределения на каждый
2) ставки,
установленной для каждого
3) общей (унифицированной) ставки.
Более точные результаты, бесспорно, дает первый метод, являющийся
наиболее трудоемким. Им пользуются в тех случаях, когда требуется особая
точность в расчетах стандартной себестоимости.
В условиях системы «стандарт-кост» стандарты рассчитываются не только для производственной себестоимости, но также и для всех прочих факторов, влияющих на доходность, например для объемов продаж, для коммерческих и административных расходов и т.д.
Сравнение данных методов позволяет сделать следующие выводы:
1. Оба метода учитывают затраты в пределах норм.
2. Оба
метода предполагают учет
3. В
учете по методу «стандарт-
относятся на виновных лиц или на результаты финансово-хозяйственной
деятельности и не включаются в затраты на производство, как при нормативном методе.
В условиях «стандарт-кост» изменение норм в текущем порядке не пред-
полагается. При нормативном методе это возможно. В отличие от «стандарт-кост» система нормативного учета не сориентирована на процесс реализации (сосредоточена на производстве), а потому не позволяет обосновывать цены.
При нормативном методе учета в общем объеме отклонений на учтенные приходится 5-10%, на неучтенные — 90-95%. Анализ себестоимости проводится по сконструированным показателям, не подтвержденным данными бухгалтерского учета. Он лишен какого бы то ни было оперативного значения и носит характер последующего исторического обзора. Метод документации затрат и доходов не позволяет детально и оперативно анализировать финансовые результаты.
На практике рассмотренные выше методы учета затрат и калькулирования используются в различных сочетаниях, что позволяет говорить о существовании различных вариантов учета затрат и калькулирования. Например, применяя позаказный метод, можно рассчитывать как полную, так и «усеченную» себестоимость заказа, а попередельное калькулирование —осуществлять с использованием информации как о фактических, так и о
нормативных затратах. Возможен также синтез двух учетных методов —
«директ-костинга» со «стандарт-костом», следствием которого является ва-
риант
под названием «директ-
Калькулирование полной и производственной себестоимости
Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции
Затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, условно делят на две большие группы – прямые и косвенные.
К прямым затратам относят прямые материальные затраты и
прямые затраты на оплату труда.
Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая проценты за пользование заемными средствами, комиссионное вознаграждение посреднику, расходы на транспортировку и доставку и т.д. На предприятиях текущий учет материалов ведут по учетным ценам, по среднепокупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитываются на отдельных счетах по группам материалов [7].
Нормативными документами по бухгалтерскому учету разрешено определять фактическую себестоимость материалов, списываемых на носитель затрат, одним из следующих способов:
- по средней себестоимости;
- по себестоимости каждой единицы;
- по
себестоимости первых по
Выбранный метод для оценки израсходованных материалов предприятие должно зафиксировать в своей учетной политике. Большое значение в организации учета использования материалов имеет оформление первичных документов на отпуск их в производство. Наиболее распространенными являются лимитные и лимитно-заборные карты. В них указываются: вид операции, номер склада, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единица измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода.
Для оформления замены материалов при отпуске их сверх утвержденного лимита, документы оформляются специальным образом, например, с полосой по диагонали, с тем, чтобы отметить факт отступления от норм.
Лимит отпуска материалов может меняться. При этом возможно различное оформление: на одних предприятиях при уточнении лимита выписывается новая лимитная карта, на других - отдается распоряжение об изменении лимита.
Отпуск материалов в производство, потребляемых эпизодически,
оформляется требованиями.
Однако отпуск материалов в производство еще не означает их фактического потребления. Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг), на цеховые и общезаводские расходы.
Списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документа о расходе.
Общий фактический расход материала за отчетный период
определяется по формуле [3]:
Рф = Онп + П – В – Окп,
где Рф – фактический расход материалов за отчетный период, руб.;
Онп – остаток материала на начало отчетного периода, руб.;
П – документально подтвержденное поступление материала в течение отчетного периода, руб.;
В – внутреннее перемещение материала в течение отчетного периода
(возврат на склад, передача в другие цеха и т.д.);
Окп - остаток материала на конец отчетного периода, определенный по данным инвентаризации, руб.
Фактический расход материалов на каждое изделие определяется
путем их распределения пропорционально нормативному расходу. Результатом документального оформления расхода движения
основных материалов и выполненных расчетов становится проводка:
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10
«Материалы»
Вторым элементом прямых расходов является заработная плата
основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее.
Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной системе оплаты труда используются данные табелей учета рабочего времени.
В условиях мелкосерийного и индивидуального производства основным первичным документом по учету выработки является наряд на сдельную работу. В нем отражают задание, его выполнение, разряд работы, отработанное время, расценку и сумму заработка. В серийном производстве первичными документами являются маршрутные листы или карты. В них фиксируется запуск в производство и обработку партии заготовок в соответствии с установленным технологическим процессом. При передаче партии деталей из цеха в цех вместе с ними передается и маршрутный лист [8].
После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую
выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего
сдельщика.
Подобным образом выполненные расчеты позволяют сделать в бухгалтерском учете следующую проводку:
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит
счета 69 «Расчеты по социальному страхованию
и обеспечению»
Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции
Затраты на содержание, организацию и управление производством формируются на двух уровнях:
- производственных подразделений (цехов, хозяйств);
- организации (администрации, функциональных служб,
подразделений и отделов).
Затраты
на содержание, организацию
и управление цехами и другими
производственными подразделениями
основного, вспомогательного и обслуживающего
производств включаются в состав общепроизводственных
затрат. Их учет ведется на
собирательно-
Объединение названных расходов в единую группу связано с тем, что они имеют ряд общих характеристик:
- носят
комплексный характер (в составе
расходов отражаются все
- не могут быть прямо отнесены на изделия, если их выпускается
более одного;
- контролируются бюджетно-сметным методом;
- распределяются косвенным путем между видами готовой продукции и незавершенным производством.
Аналитический учет указанных затрат ведется по номенклатуре
статей,
предусмотренных отраслевыми
Состав общепроизводственных расходов приведен в таблице 1.
Состав затрат, приведенных ниже, в течение отчетного периода собирается по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов: 02, 05, 10, 16, 19, 21, 23, 29, 43, 60, 69, 70, 71, 76, 79, 94, 96, 97.
В конце
отчетного периода учтенная сумма
общепроизводственных расходов относится
по назначению в соответствии
с принятой методикой их распределения.
Таблица 1
Состав общепроизводственных расходов
Общепроизводственные расходы | |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | Общецеховые расходы на управление |
-
амортизация оборудования, машин, транспортных средств; - затраты на ремонт указанных объектов; - затраты
на содержание персонала, текущим обслуживанием и ремонтом оборудования; - затраты на внутрипроизводственное перемещение грузов; - другие. |
- содержание
аппарата управления цеха;
- содержание прочего цехового персонала; - амортизация зданий, сооружений и инвентаря, относящихся к основным средствам общехозяйственного назначения; - содержание указанного выше имущества; - все виды ремонтов зданий, сооружений, инвентаря; - затраты на испытания, опыты, исследования; - затраты на охрану труда и технику безопасности; - потери от простоев, порчи материальных ценностей и т.д. |