Курс лекций по бухгалтерскому делу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:06, курс лекций

Описание

46 вопросов.

Содержание

1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА 5
2. ЦЕЛЬ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА 6
3. СВЯЗЬ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА С ДРУГИМИ НАУКАМИ 8
4. РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ 11
5. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА 12
6. ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ РОССИИ (ИПБ) 13
7. РОЛЬ И МЕСТО ИПБ РОССИИ В ДЕЛЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 16
8. ЧЛЕНСТВО В ИПБ РОССИИ 19
9. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ 22
10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОФФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 24
11. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ 26
12. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РФ 29
13. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ (ПБУ) 32
14. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА. РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ 38
15. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АУДИТА 42
16. ПОНЯТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
17. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АУДИТА 50
18. ВИДЫ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ 53
19. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА 54
20. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 55
21. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 57
22. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 59
23. АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ 62
24. АТТЕСТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ФИРМ 67
25. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СЛУЖБЫ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА 70
26. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИИ 74
27. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРОВ. АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА 78
28. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 80
29. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИРУЕМЫХ ЭКОНОМИЧЕСИКИХ СУБЪЕКТОВ 82
30. ЭТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 84
31. КОДЕКС ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ 86
32. КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АУДИТОРОВ 90
33. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ 92
34. СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА В СООТВЕТСТВИИ С МЕРАМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ 95
35. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ БУХГАЛТЕРАМ 97
36. КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА И ЗАДАЧИ ПОТТДЕРЖКИ 102
37. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 106
38. СОСТАВ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 108
39. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТОРНОЙ ОБРАБОТКИ УЧЕТНЫХ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 111
40. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗАЦИИ АУДИТА 114
41. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 116
42. ПОТГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 117
43. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 120
44. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 123
45. ПРЕИМУЩЕСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 127
46. БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ 135

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерское дело (зф).doc

— 564.50 Кб (Скачать документ)

     Заметим, что одна из целей функционирования этой структуры состоит "в повышении эффективности работы бухгалтеров во всем мире в интересах создания профессионального международного корпуса бухгалтеров, способных предлагать свои услуги на международной основе".

     При разработке данного учебного плана  Межправительственная рабочая группа экспертов при ООН исходила, прежде всего, из того, какие навыки должен иметь современный бухгалтер. По мнению экспертов, необходимо приобретение навыков по четырем основным профилям:

     - интеллектуальная работа;

     - работа с людьми;

     - работа с информацией;

     - использование информационных технологий.

     Чтобы лучше понять структуру Типового учебного плана для студентов-бухгалтеров, рассмотрим подробнее содержание каждого  профиля.

     Навыки  интеллектуальной работы:

  • способность к ведению исследовательской работы, использованию методов индукции и дедукции и к критическому анализу;
  • умение выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять навыки решения проблем;
  • умение определять и расставлять приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и строить работу с соблюдением жесткого графика;
  • способность адаптироваться к новому.

     Навыки  работы с людьми:

    • способность работать с другими людьми, общаться с ними в коллективе, формулировать и делегировать задачи, помогать развиваться, разрешать возникающие конфликты и, когда это требуется, брать инициативу на себя;
    • способность взаимодействовать с людьми, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои;
    • способность вести переговоры для достижения приемлемых решений и взаимного согласия по профессиональным вопросам;
    • способность эффективно работать в разнородной культурной среде.
    • навыки работы с информацией:
    • способность излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнения в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме;
    • умение аналитически воспринимать письменную информацию, включая чуткое восприятие культурных и языковых различий;
    • умение находить, получать, систематизировать, письменно оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников.

     Навыки  использования информационных технологий:

  • знание как минимум двух типов систем обработки данных - как правило, это автономная микрокомпьютерная система и локальная многопользовательская сетевая система;
  • умение пользоваться электронной почтой;
  • умение вести поиск информации в сетевых базах данных, таких как www;
  • умение пользоваться: текстопроцессорной программой; программой матричных расчетов; пакетами баз данных; и как минимум одной бухгалтерской (учетной) программой, например Peachiee Accounting.

     Кроме того, предложено ввести пять специализаций  по специальности "Бухгалтерский  учет и аудит" (сейчас их нет) с  набором к каждой из них обязательных учебных дисциплин. Рекомендовано  также увеличить продолжительность  производственной практики и ввести учебную; кардинально пересмотреть содержание учебных программ по всем дисциплинам, которые были бы адекватны требованиям рыночной экономики; внести изменения в технологию образования за счет увеличения доли активных методов обучения студентов; пересмотреть систему контроля и оценки знаний студентов; предоставить дополнительные права вузам в их образовательной деятельности и реализовать целый комплекс других мер.

     Внедрение в практику вузов России подобных преобразований даст возможность поставить учебную подготовку студентов, обучающихся по специальности 06.05.00 "Бухгалтерский учет и аудит", на уровень международных требований к профессиональному их мастерству.

36. КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО  БУХГАЛТЕРА И ЗАДАЧИ ПОТТДЕРЖКИ

     Подготовка и аттестация профессиональных бухгалтеров и аудиторов – основное звено кадрового обеспечения реформирования бухгалтерского учета в организациях. Главный бухгалтер или руководитель финансовой службы, если они профессиональные бухгалтеры, сумеют правильно поставить бухгалтерское дело в своих отделах, обучить новому подходу к бухгалтерскому учету (адекватному рыночной экономике) своих подчиненных, организовать переподготовку и аттестацию бухгалтеров на соответствие занимаемой должности.

     Бухгалтер, особенно главный, - это профессия, которая требует непрерывного повышения квалификации. Бухгалтер на предприятии – это один из немногих специалистов, который отвечает за правильность применения на практике законодательных актов.

     Бухгалтер обязан знать налоговое и трудовое законодательство, Гражданский кодекс и многое другое. Сейчас, когда непрерывно совершенствуется законодательство в России в связи с переходом на международные стандарты, бухгалтер обязан особенно тщательно и скрупулезно изучать все нововведения.

     Система послевузовского образования профессиональных бухгалтеров, разработанная ИПБ  России, основана на международных  принципах. При ее разработке учитывались  положения, изложенные в рекомендациях  Международной федерации бухгалтеров (IFAC) по вопросам международного образования. Основная цель повышения квалификации профессиональных бухгалтеров – «обеспечить для общества гарантии того, что профессиональные бухгалтеры обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для обеспечения услуг, которые они обязуются предоставить», и поэтому профессиональный бухгалтер обязан «поддерживать и повышать уровень специальных знаний и профессиональных навыков. Система повышения квалификации должна помочь бухгалтеру применять новые методы, понимать экономические процессы и оценивать их взаимодействие на своих клиентов или работодателей и предъявляемые к ним требования».

     При разработке программ подготовки и повышения  квалификации профессиональных бухгалтеров  использовались также рекомендации Международной программы учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанной межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности, работающей под эгидой Организации Объединенных Наций.

     В ходе подготовки к сдаче квалификационного экзамена бухгалтеры проходят обязательную 240-часовую подготовку по программе, утвержденной ИПБ России, и подтверждают свою компетентность, сдавая квалификационный экзамен. Изучение вопросов программы является не только дополнительным послевузовским образованием, но и повышением квалификации бухгалтера.

     Наряду  с собственно аттестацией и повышением квалификации профессиональных бухгалтеров  ИПБ России разработал и осуществляет организацию непрерывного и постоянного контроля за уровнем (качеством) подготовки профессиональных бухгалтеров. Выполнение этой задачи предполагает создание такой системы повышения квалификации бухгалтеров и контроля его функционирования, которая позволила бы более полно обеспечить постоянный контроль качества подготовки профессиональных бухгалтеров.

     Ежегодная переподготовка аттестованных профессиональных бухгалтеров предусматривает не только сам процесс обучения в УМЦ, аккредитованных при ИПБ России, но и постоянную методическую и организационную работу, которую должны проводит как ИПБ России, так и территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ).

     Система повышения квалификации, которой  наряду с ИПБ России будут активно  заниматься территориальные институты  профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), должна решить следующие задачи:

    • подготовка и сертификация ежегодных 40-часовых программ повышения квалификации;
    • организация процесса повышения квалификации;
    • контроль за уровнем (качеством) проведения аттестации и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров.

     В соответствии с Положением о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров формами и повышения квалификации могут быть не только прослушивание спецкурса, но и участие в специализированных семинарах, стажировка и публикация монографий, учебников, статей.

     Проекты программ спецкурсов могут присылать ИПБ России либо сами УМЦ, либо ТИПБ. Не возбраняется присылать для рассмотрения в ИПБ России и программы, разработанные отдельными специалистами.

     Комитет по аттестации и повышению квалификации ИПБ России будет рассматривать эти программы и, в случае их соответствия современным требованиям – сертифицировать (присваивать номер, определять количество часов, публиковать программы в экономической прессе и т.п.). УМЦ и слушатель имеют полное право выбора программ обучения.

     Единственным  ограничением для слушателей является то, что каждый из них в течение  пяти лет не может повышать свою квалификацию по одной и той же программе.

     Организацией  процесса повышения квалификации будут  в основном заниматься ТИПБ. Это  достаточно большая работа. Она сопоставима по своей сложности и трудоемкости с организационной работой по аттестации бухгалтеров.

     Вся организационная работа по повышению  квалификации будет проводиться ИПБ бесплатно за счет членских взносов. Именно поэтому профессиональный бухгалтер, имеющий соответствующий аттестат, но не являющийся членом ИПБ, не может получить от ИПБ сертификаты, подтверждающие то, что он прошел необходимую для продления аттестата профессионального бухгалтера 40 часовую переподготовку.

37. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

     Управление  предприятием в современных условиях определяется как изменение состояния  системы, ведущее к достижению поставленной цели. Система управления предприятием взаимодействует в постоянной взаимосвязи с внешней средой. Взаимосвязь осуществляется посредством информации, которая по потокам прямой связи передает цель функционирования, различные команды управления от системы более высокого уровня к системам низового звена, а по потокам обратной связи — все сведения, необходимые для регулирования информационного процесса. Управленческая информация обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Важнейшей ее составляющей является экономическая информация, которая отражает производственно-финансовую деятельность любых экономических объектов с помощью системы натуральных стоимостных показателей. Во всех случаях при этом используются количественные величины, цифровые значения. Эта особенность экономической информации предопределяет возможность широкого применения для ее обработки вычислительной техники.

     Основными причинами, предопределяющими применение вычислительной техники в организации бухгалтерского учета, являются большие объемы информации, многочисленные группировки, жесткие сроки обработки. Бухгалтерские задачи ранее других экономических задач стали обрабатываться техническими средствами. Компьютеризация бухгалтерского учета тесно связана с вышеназванными причинами, позволяющими на этом пути выделить два этапа — механизированный и автоматизированный.

     Первый  этап (50 - 60-е гг.) характеризуется  использованием электронно-механических перфорационных машин, организацией машиносчетных станций на крупных предприятиях, где основную роль играла комплексная механизированная обработка учетных записей таблично перфокарточной системе счетоводства на базе типовых программ.

     Переход ко второму этапу — автоматизированному (с начала 70-х гг.) — был вызван появлением ЭВМ, приспособленных для  решения задач в сфере экономики. Этап автоматизации насчитывает несколько периодов в своем развитии, зависящих в первую очередь от изменения форм взаимодействия машины и пользователя, а также режимов работы ЭВМ. Начальный период связан с централизованной обработкой бухгалтерских задач на вычислительном центре, где применялся однопрограммный режим работы ЭВМ. Бухгалтер имел возможности влиять на ход решения задачи. Оператор, получив учетную документацию, обрабатывал ее на ЭВМ по программе и возвращал пользователю сводные бухгалтерские данные — ведомости аналитического и синтетического учета, на основании которых принимались управленческие решения. Развитие архитектуры ЭВМ и их операционных систем создали предпосылки для взаимодействия пользователя с программой. Получив результаты расчетов, он оперативно принимал решения о дальнейшей работе с программой.

Информация о работе Курс лекций по бухгалтерскому делу