Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:29, курс лекций
Учет денежных, расчетных и кредитных операций
1. Касса и кассовые операции.
2. Учет операций на расчетном счете в банке.
3. Безналичные формы расчетов.
4. Учет расчетов с подотчетными лицами.
5. Учет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов (ПБУ 15).
6. Учет прочих расчетных операций (счета 55 и 57).
УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 4
Касса и кассовые операции 4
2. Учет операций на расчетном счете в банке 6
3. Безналичные формы расчетов 8
Расчеты платежными поручениями 9
Аккредитивная форма расчетов 9
Расчеты чеками 10
Инкассовая форма расчетов или расчеты платежными требованиями 11
4. Учет расчетов с подотчетными лицами 12
5. Учет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов (ПБУ 15) 14
6. Учет прочих расчетных операций (счета 55 и 57) 18
УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ (МПЗ) 20
1. Классификация МПЗ 20
2. Аналитический учет материалов. Учет материалов на складе. Сальдовый метод учета материалов 21
3. Оценка материалов в балансе и текущем учете 22
4. Синтетический учет материалов 23
5. Учет расчетов с поставщиками 26
6. Учет материалов методом ФИФО и ЛИФО 26
7. Учет материалов с применением по учетным ценам (счета 15 и 16) 27
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ 30
1. Основные средства (ОС): понятие, оценка, классификация 30
2. Учет поступления ОС. Капитальные вложения 31
3. Учет выбытия ОС 33
4. Учет амортизации и износа ОС 34
5. Учет ремонта ОС 37
6. Учет арендованных ОС 38
Текущая аренда 38
Лизинг 40
7. Учет переоценки ОС 46
8. Аналитический учет ОС 47
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 49
1. Понятие нематериальных активов (НМА) в бухгалтерском учете 49
2. Оценка НМА. Учет поступления НМА 50
3. Аренда НМА 52
4. Учет выбытия НМА 52
5. Амортизация НМА 53
ПБУ 18 «УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ» 54
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ (ПБУ 19/02) 62
1. Понятия финансовых вложений, их классификация 62
2. Оценка финансовых вложений 66
3. Учет поступления финансовых вложений 66
4. Последующая оценка финансовых вложений 69
5. Учет выбытия финансовых вложений 70
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 72
1. Системы, формы и виды оплаты труда. Исчисление заработной платы при различных формах оплаты труда 72
2. Документация по учету использования рабочего времени, начислению и удержанию из заработной платы 76
3. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы 79
4. Порядок расчета средней заработной платы 79
5. Порядок расчета отпускных 82
6. Расчет пособий по временной нетрудоспособности (больничных листов) 86
7. Удержания из заработной платы 88
Налог на доходы физических лиц 88
Неотработанные дни оплаченного отпуска 90
Своевременно не возвращенные суммы, полученные подотчет 90
Алименты (удержания по исполнительным листам) 90
Удержание в связи с причинением материального ущерба организации 91
Удержание в счет погашения предоставленного работнику займа 91
Удержание в связи с заявлением работника 91
8. Синтетический учет труда и заработной платы 91
9. Учет единого социального налога (ЕСН) 92
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ИЛИ РАСХОДОВ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 95
1. Затраты на производство, их характеристика. Калькуляция себестоимости продукции 95
2. Учет прямых и косвенных затрат их характеристика. Методы учета затрат 96
3. Организация аналитического учета затрат на производство 97
4. Учет вспомогательного производства 97
5. Учет производственных потерь 97
6. Учет незавершенного производства (НЗП) 99
7. Учет затрат обслуживающего производства и хозяйства 100
8. Учет затрат с применением счета 40 «Выпуск продукции» 101
УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДАЖ 103
1. Понятие готовой продукции и ее продаж (реализации) 103
2. Оценка готовой продукции в текущем учете и балансе 103
3. Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и продажам (реализации) 105
4. Учет готовой продукции в бухгалтерии и на складе 106
5. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции 107
6. Учет и распределение расходов на продажи (коммерческих расходов) 107
7. Два метода учета продаж 107
УЧЕТ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 110
1. Понятие и виды капитала 110
2. Учет уставного капитала 110
Увеличение уставного капитала 112
Уменьшение уставного капитала 112
3. Учет резервного капитала 113
4. Учет добавочного капитала 114
5. Учет целевого финансирования 115
6. Учет прибыли и убытков (в т.ч. нераспределенной прибыли и непокрытого убытка) 116
7. Учет оценочных резервов и резервов представительских расходов (счета 59 и 63) 117
Все ОС можно разделить на три группы:
1. ОС, которое амортизируются, то есть их стоимость погашается по средствам начисления амортизации. Амортизация является составным элементом расходов по обычным видам деятельности, то есть себестоимости. В бухгалтерском учете амортизация начисляется
Д20,25,26,23 К02
2. ОС, по которым начисляется износ (и не начисляется амортизация, то есть стоимость не погашается):
– жилые дома;
– общежития;
– квартиры (если они не приносят доход);
– объекты внешнего благоустройства, дорожного хозяйства;
– объекты судоходной обстановки, а также продуктивный скот, волы, буйволы, олени, многолетние насаждения;
– ОС некоммерческих организаций.
По этим объектам износ рассчитывается по нормам и учитывается на забалансовом счете 010, износ рассчитывается 1 раз в конце календарного года.
3. ОС, по которым не начисляется ни износ, ни амортизация, то есть потребительские свойства которых не изменяются: земельные участки и объекты природопользования.
Для
учета амортизационных
Если
есть ОС, то к ним обязательно
должны быть открыты счет 02 (контрарный)
или 010, если этих счетов нет, то на балансе
у организации земельные
Амортизация не может начисляться в сумме, больше первоначальной стоимости.
Если первоначальная стоимость ОС полностью самортизировалась (то есть 01=02), то амортизация больше не начисляется, то есть объект ОС приносит предприятию доход.
Начисление амортизации при поступлении ОС производится с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию ОС.
Годовая
сумма амортизации может
1. Линейный.
При линейном способе годовая сума амортизации рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта и срока полезного использования. Срок полезного использования может быть определен в соответствии с классификацией ОС (Постановление правительства №1 от 01.01.2002).
по классификации все ОС разделены на 10 амортизационных групп, по каждой группе установлен дифференцированный срок полезного использования (например по 3 группе срок полезного использования установлен от 3 до 5 лет. Бухгалтер имеет право установить срок полезного использования из интервала (от 3 до 5 лет), указав его в учетной политике организации.
Классификатор ОС может быть использован для целей бухгалтерского учета, но организация вправе устанавливать самостоятельно срок полезного использования в соответствии со спецификой и особенностями эксплуатации ОС.
Пример: первоначальная стоимость 100.000
СПИ = 5 лет
I. ∑мес.амортиз = 100.000/(5*12) = 1667
II. 5 лет – 100%
1 год – Х% (где Х=20 по пропорции)
∑год.амортиз = 100.000*0,2 = 20.000
∑мес.амортиз = 20.000/12 = 1667
2. Способ уменьшаемого остатка.
Амортизация рассчитывается исходя из остаточной стоимости ОС и срока полезного использования или нормы амортизации.
Пример: первоначальная стоимость 18.000
СПИ = 3 года
1 год =
2 год =
3 год =
3. Способ списания стоимости по сумме лет полезного использования.
Пример: первоначальная стоимость 18.000
СПИ = 3 года
r (сумма чисел лет полезного использования) = 1+2+3 = 6
1 год =
2 год =
3 год =
4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Этот
способ основан на натуральных показателях
и соотношении первоначальной стоимости
объекта и предполагаемого
Пример: первоначальная стоимость 180.000
Ресурс = 100.000 км (штук, деталей и т.д.)
Тек. месяц =
Основные средства, стоимостью до 10.000р. или иного лимита менее 10.000 (элемент учетной политики), а также книги, брошюры и тому подобные издания могут быть списаны (разрешается не начислять амортизацию), а их стоимость списывается на затраты:
Д20,25,26,28 К01
по мере отпуска их в эксплуатацию или в производство.
По этим объектам необходимо организовать надлежащий контроль за их движением (оперативный учет).
По ОС, приобретенным до 01.01.2002г. амортизация начисляется тем методом, который применяется в момент принятия ОС в эксплуатацию до полного начисления амортизации на счете 02, то есть по «Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов» (Постановление Совмина ССР №10-72 от 22.11.1990).
В соответствии с п.7 ПБУ 10 расходы организации, связанные с поддержанием объектов ОС в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности, то есть расходы, связанные с ремонтом относятся на себестоимость и отражаются в том отчетном периоде, в котором они произведены (см. также п.26 ПБУ 6).
1.
Расходы, связанные с ремонтом
отразятся (если ремонт
Д20,25,26,44 К10,70,69,76,71
2.
Если ремонт производится
Д20,25,26,44 К60
3.
Если ремонт дорогостоящий и
планируется заранее, то
Д20,25,26,44 К96 «Резервы предстоящих расходов»
Использование созданного резерва отражается записью
Д96 К10,70,69,71…/60
В конце календарного года резерв инвентаризируется и если ремонт не закончен, резерв остается. Если ремонт закончен, то остаток резерва относят на прочие доходы и расходы как внереализационный доход
Д96 К91
4.
В случае дорогостоящего
Произведен дорогостоящий ремонт
Д97 К10,70,69 / 60
Расходы списаны на себестоимость равными долями в течение срока списания
Д20,25,26,44 К97
При проведении ремонта качественные характеристики ОС не меняются (то есть Д20,25,26,44 – себестоимость). При проведении модернизации, реконструкции, достройки, дооборудования, частичной ликвидации – изменяется качественные характеристики объектов, то есть производятся капитальные вложения (счет 08).
По продолжительности различают долгосрочную и краткосрочную аренду. По экономическим условиям различают финансовую аренду (лизинг) и текущую аренду.
Текущая аренда представляет собой сдачу в наем имущества на определенный срок. По окончании срока имущество возвращается арендодателю в арендный период. К арендатору переходит только право владения и пользования имуществом, у арендодателя остается право собственности.
Если аренда не является основным видом деятельности организации, то доходы и расходы по ней являются операционными.
Учет аренды у арендатора
1. Получены в аренду ОС
Д001 – по стоимости имущества, указанного в договоре аренды.
2.
Начислена арендная плата за
отчетный период по ОС
Д20,25,26,44 К76
Д19 К76 – НДС
3. Начислена арендная плата по ОС непроизводственного назначения
Д91 К76 (с учетом НДС)
4.
Начислена арендная плата
Д97 К76
5.
Отражается арендная плата,
Д20,25,26,44 К97
6.
Отражается арендная плата,
Д91 К97
7.
Погашена задолженность по
Д76 К51,52
8. Затраты на ремонт по арендованным ОС
Д91 К10,70,69/60
9.
Если затраты на ремонт
Д76 К10,70,69/60
10.
Если арендатор производит
Д01 К08
По окончании срока аренды ОС предаются арендодателю безвозмездно или по согласованной стоимости. Списание ОС производится в общеустановленном порядке
Д02 К01
Д91 К01
Д99 К91
Учет аренды у арендодателя
Доходы и расходы от аренды являются операционными, если сдача имущества в аренду на является основным видом деятельности – обычным видом деятельности.
1. Сданы в текущую аренду ОС – рекомендуется учитывать их на отдельном субсчете
Д01/20 К01/1
2. Начислена арендная плата за отчетный период – месяц
Д76 К91
3. Начислен НДС
Д91 К68
4.
Начислена арендная плата
Д76 К98
Информация о работе Лекции по " Бухгалтерский и финансовый учет"