Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа
Важнейшим инструментом, позволяющим государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система страны, ведущее место в которой занимает бюджет. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней бюджетной системы Российской Федерации позволяет соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.
Введение
Эволюция социально-
Современное социально-экономическое развитие России происходит условиях процесса формирования системной взаимосвязанности, взаимозависимости и взаимообусловленности, целостности в масштабах планеты.
Национальные системы, находящиеся под воздействие как глобального, так и общенационального развития, чтобы отвечать вызова времени, должны формировать экономику развития.
Экономика развития – это экономика, целью которой является производство здорового, образованного, духовно развитого, имеющего достойное материальное обеспечение человека, участвующего в реализации этой цели через выполнение экономических функций (потребителя, собственника, работника управляющего, инвестора и прочее.). Основа для постоянного, качественного безопасного экономического роста как условие социально-экономической развития создается в сферах образования, науки, здравоохранения и культуры, нормальное функционирование которых необходимо обеспечить социальному государству как важнейшему институту гражданского общества. Современное государство превращается в государство развития, в большей мере реализуя общенациональные интересы.
Важнейшим инструментом,
позволяющим государству
Вышеуказанное обусловило актуальность темы. В соответствии с актуальностью, целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования расходов местного бюджета на социально-культурную сферу, их анализ, и предложение перспектив их развития и мероприятий по совершенствованию их планирования
На основании поставленной цели решались следующие задачи:
– изучить теоретические основы формирования расходов местных бюджетов;
– рассмотреть теоретические основы формирования расходов местного бюджета на социально-культурные цели;
– проанализировать использование средств муниципального образования «Город Калуга» на социально-культурные цели за период 2004–2008 гг.;
– рассмотреть развитие финансирования расходов на социальные цели на 2008 г.
– рассмотрение программно-целевого бюджетирования как метода повышения эффективности бюджетных расходов.
Предметом исследования данной работы выступают механизм расходования средств бюджета муниципального образования «Город Калуга» на социально-культурную сферу.
Объектом исследования являются расходы бюджета муниципального образования «Город Калуга» на социально-культурную сферу.
Субъектом исследования является Управление финансов города Калуги.
Источниками информации
при написании курсовой работы послужили:
нормативно-законодательные
По структуре данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
При написании дипломной работы использовались такие методы, как монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономикостатистический и аналитический.
1 Теоретические
основы формирования расходов
местного бюджета на социально-
1.1
Роль местных бюджетов
в финансировании
расходов на социально-
Важнейшую роль
в перераспределении и
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. [62, с 358]
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, образует бюджетную систему Российской Федерации.
Звеньями бюджетной
системы являются: федеральный бюджет;
региональные бюджеты субъектов
Российской Федерации; бюджеты местных
административно-
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики.
Федеральный бюджет
играет определяющую роль в реализации
социально-экономической
Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы Российской Федерации являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы Российской Федерации. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.
Третий уровень, при этом самый многочисленный в горизонтальном разрезе, – это уровень местных бюджетов, который является наиболее приближенной к населению частью бюджетной системы, призванной способствовать удовлетворению самых насущных потребностей человека. Они являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. [50, с 246]
В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.
Реализация принципов
построения бюджетной системы должна
определяться необходимостью выполнения
общегосударственных
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
распределение и использование этих фондов между отраслями экономики;
контроль за
финансово-хозяйственной
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.
Фундаментом местного самоуправления являются финансовые ресурсы муниципальных образований. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». [1, ст. 130]
Создание финансовой базы – главная роль местных бюджетов.
Формирование
бюджетов муниципальных образований,
сосредоточение в них денежных ресурсов
дает возможность муниципалитетам
в полной мере проявлять финансово-
Также через местные бюджеты органы власти муниципалитетов могут финансировать создание и развитие муниципальных предприятий и организаций, тем самым, создавая новые рабочие места и решая социальные проблемы города, района. [47, с 256]
С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. Это значительно повышает с одной стороны степень ответственности органов местного самоуправления за проведение в жизнь принципов смешанной экономики, с другой – заставляет эти органы все активнее искать источники пополнения местных бюджетов.
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально – культурные мероприятия, жилищно-коммунальное хозяйство.
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств, на финансовое обеспечение задач и функций государства. [46, с 193]
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
В первую очередь
применяется экономическая
Важное значение
имеет функциональная классификация
расходов местного бюджета, отражающая
сферы общественной деятельности, в
которые направляются денежные средства.
При этом все расходы в соответствии
с новой бюджетной
-Общегосударственные вопросы;
-Национальная оборона;
-Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
-Национальная экономика;
-Жилищно-коммунальное хозяйство;
-Охрана окружающей среды;
-Образование;
-Культура, кинематография, средства массовой информации;
-Здравоохранение и спорт;
-Социальная политика и т.д.;
Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
Информация о работе Мероприятия по совершенствованию планирования расходов местного бюджета