Мероприятия по совершенствованию планирования расходов местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание

Важнейшим инструментом, позволяющим государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система страны, ведущее место в которой занимает бюджет. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней бюджетной системы Российской Федерации позволяет соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).doc

— 433.00 Кб (Скачать документ)

целевое дотирование  населения;

содержание муниципальных  архивов;

проведение муниципальных  выборов и местных референдумов;

финансирование  реализации иных решений органов  местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. [45, с. 215]

Далее мы рассмотрим и проанализируем состав и структуру  расходов бюджета на социально-культурную сферу на примере муниципального образования «Город Калуга». 

2. Анализ расходов  бюджета на социально-культурную сферу (на примере бюджета муниципального образования           «Город Калуга») 

2.1 Анализ бюджета  муниципального образования  «Город Калуга»  по расходам на  социально-культурные  цели 

В современной  России финансовое обеспечение социальной политики вообще, и системы социальной поддержки в частности, традиционно отходит на второй план. Государственные бюджетные, внебюджетные расходы, да и социальные инвестиции корпораций направляются на указанные цели преимущественно по остаточному принципу.

Для выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций по управлению городским  хозяйством этим органам предоставлено  право осуществлять финансирование своей деятельности. Реализация финансового  механизма управления происходит в  ходе исполнения местного бюджета. Условием эффективного функционирования муниципального хозяйства является достаточная обеспеченность его собственными доходами и четкое определение расходных полномочий.

При составлении  бюджетов на предстоящий год используются следующие методы:

метод экономического анализа, который позволяет определить степень выполнения бюджетов за предыдущий и текущий годы, выявляя в сравнении  причины отклонений фактических  показателей от утвержденных;

нормативный метод  – используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составление смет бюджетных учреждений. Такими нормами могут быть:

– денежное выражение натуральных показателей для удовлетворения специфических потребностей (норма расхода на питание, обеспечение населения медикаментами и т.д.);

– нормы индивидуальных выплат (ставка заработной платы, размер пособий, стипендий).

метод экстраполяции  – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год;

программно-целевой  метод бюджетного планирования – заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных нормативными актами целевых программ.

Применение того или иного из рассмотренных методов планирования бюджетных расходов определяется спецификой задач, стоящих перед органами управления. Для планирования текущих расходов используется нормативный метод, а для решения проблем, разрешение которых возможно в определенный относительно продолжительный отрезок времени, предпочтительным является программно-целевой метод.

По направлениям расходования бюджетных средств  различают:

средства, направляемые на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления;

средства, направляемые на исполнение государственных полномочий, которые делегированы органам местного самоуправления органами государственной власти на основе соответствующих законов (так называемые совместно финансируемые расходы);

Важным элементом  бюджетного процесса является планирование расходов бюджета, так как в них отражается цель деятельности органов власти.

Бюджет муниципального образования «Город Калуга» на текущий  финансовый год утверждается постановлением городской Думы г. Калуги на основании ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 6, 36 – 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главы II Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. З0 и ч. 6 ст. 63 Устава муниципального образования «Город Калуга».

Формирование  расходной части бюджета муниципального образования «Город Калуга» осуществляется на основании принципа определения  расходов исходя из реальных возможностей бюджета. В связи с этим объемы финансирования расходов определяются в пределах проектируемой доходной части. Для наглядности представим состав доходов бюджета муниципального образования «Город Калуга» в 2005–2008 гг. (таблица 1) (Приложение 2).

Видим, что за исследуемый период объем доходов имеет тенденцию роста. В 2008 году сумма доходов запланирована в размере 4324,3 млн. руб., в том числе безвозмездные поступления – 1401,8 млн. руб., доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности 134,2 млн. руб. Сумма доходов в 2008 году в 1,9 раза больше, чем в 2004 году, а по сравнению с 2007 годом может превысить на 292 млн. руб.

При прогнозировании  доходов учтены положения закона Калужской области от 01.10.2007 №341-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области «Об установлении нормативов, отчислений в местные бюджеты от отдельных региональных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащему зачислению в областной бюджет», в соответствии с которым установлены единые нормативы отчислений от:

налога на прибыль  организаций – 5% от доходов, зачисляемых  в областной бюджет;

налога на доходы физических лиц – 7% от доходов, зачисляемых  в областной бюджет;

налог, взимаемый  в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 100% от доходов, зачисляемых в областной бюджет;

единый сельскохозяйственный налог – 100% от доходов, зачисляемых  в областной бюджет;

налога на имущества  организаций – 30% от доходов, зачисляемых  в областной бюджет.

Лимиты бюджетных ассигнований в виде контрольных цифр доводятся до управлений, комитетов, отделов, администраций округов, получающих средства из бюджета муниципального образования «Город Калуга».

Структура бюджета  позволяет судить об устойчивости бюджета, отражает степень реализации концептуальных основ финансово – бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов.

Рассмотрим и  проанализируем состав и структуру  расходов бюджета МО «Город Калуга»  на социально-культурную сферу (таблица 2). 

Таблица 2. Состав и структура расходов бюджета МО «Город Калуга» 2004–2008 гг. (тыс. руб.)

Наименование 2004 г   2005 г 2006 г 2007 г 2008 г
  факт уд. вес, % факт уд. вес, % факт уд. вес, % факт уд. вес, % план уд. вес, %
Всего

расходов

2002246 100 2275006 100 2699939 100 3773173 100 4518650 100
в том  числе:                    
Образование 717479 35,8 988865 43,5 1188383 44,0 1398135 36,9 1609320 35,6
Культура, кинематография и СМИ 35670 1,8 72414 3,2 97444 3,6 98852 2,6 121781 2,7
Здравоохранение и спорт 413998 20,7 283149 12,4 382913 14,2 452145 11,9 460906 10,2
Социальная

политика

79345 4 147127 6,5 189911 7,0 252682 6,7 751506 16,6
итого расходов на социально-культурную сферу 1246492 62,3 1491554 65,6 1858652 68,8 2201813 58,2 2943513 65,1
 

По данным таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в общей сумме расходов бюджета МО «Город Калуга» приходится на финансирование отраслей социально – культурной сферы: образования, здравоохранения и спорта, культуры и искусства, социальной политики. Следует отметить, что показатели бюджета муниципального образования «Город Калуга» по расходам на финансирование отраслей социально-культурной сферы обеспечивают основные гарантии медицинского, социального обслуживания населения, образования и культуры, оказания поддержки наименее обеспеченным гражданам.

В 2004 году сумма  запланированных расходов на финансирование отраслей социально-культурной сферы  составляла 1 246492 тыс. руб. или 62,3% в общей  сумме расходов, в 2005 году – 1 491554 тыс. руб. или 65,6% в общей сумме расходов, в 2006 году – 1858652 тыс. руб. (68,8% в общей сумме расходов), в 2007 году –2 201813 тыс. руб. (58,2% в общей сумме расходов), а на 2008 год запланирована в размере 2 943513, что составит 65,1% в общей сумме расходов.

Также из таблицы 2 видно, что расходы на финансирование отраслей социально-культурной сферы в целом имеют тенденцию к росту. Небольшой спад отмечен в 2007 году, но в планируемом году ориентация на увеличение, в среднем за три года их доля в общей сумме расходов составляет более 60%. Это говорит о преимущественно социальной направленности бюджетной политики муниципального образования «Город Калуга».

Первое место  в финансировании отраслей социально  – культурной сферы по размеру  средств занимает статья «Образование», на ее долю приходиться более 30%, на втором – «Здравоохранение и спорт», ее размер колеблется до 21%, также отметим, что наблюдается снижение удельного веса в общем объеме расходов. В 2004 году составил 20,7%, а в 2008–10,2%, что в 2 раза меньше. Третье место – статье «Социальная политика», статья «Культура и СМИ» в десятки раз меньше первых двух, но по ней наблюдается рост: 2004 году – 1,8%, в 2006 увеличилась в 2 раза, а в2008 ожидается увеличение по сравнению с предыдущим лишь на 1%. (рис. 3)

Рис. 3 Финансирование социально-культурной сферы в 2004–2008 гг. (тыс. руб.) 

Для сравнения: в Англии расходы городских муниципалитетов  на образование составляют около 36%, на социальные услуги – 17,2% и составляют 53% от общего объема расходов.

Представим для  наглядности динамику расходов бюджета  города на социально-культурную сферу  в 2004–2007 гг., их финансирование и фактическое исполнение бюджета по расходам за 2005–2007 гг. (Приложение 3,4,5 соответственно).

Из данных таблицы 3 видно, что наибольший удельный вес  в расходах на социально – культурную сферу приходится на образование, то есть «львиная» доля досталась именно ему – 717 479 тыс. руб. (57,6%), 988 865 тыс. руб. (66,9%), 1 188 383 тыс. руб. (63,9%), 1 398 135 тыс. руб. (63,5%) в 2004, 2005,2006 и 2007 годах соответственно.

Так темп прироста в 2008 году по отношению к 2004 году составил 124,3%, к 2005 году 62,7%, 2006 году равен 35,4%, 2007 году – 15%. Статья «Образование» имеет тенденцию к росту (рис. 4) 

Рис. 4 Финансирование образования в 2004–2007 гг. (тыс. руб.) 

По данным таблицы 4 отметим, что в исследуемый период план по данной статье недовыполнен, но близок к 100%. Так отклонение равно (-1882 тыс. руб.), (-3635 тыс. руб.), (-5913 тыс. руб.) в 2005–2007 годах соответственно. И в целом исполнение бюджета города Калуги по расходам на социально-культурную сферу имеет тенденцию снижения. В 2005 году план был выполнен на 99,62%, а в 2007 году только на 98,98%. В основном это происходит за счет невыполнения планов по ремонтным работам, из-за значительных сроков конкурсных процедур при размещении заказов.

При формировании расходов на образование бюджета муниципального образования «Город Калуга» основной целью является обеспечение гражданам получения гарантированного государством бесплатного среднего (полного) образования. Расходы на образование рассчитываются исходя из минимальных социальных норм, за основу расчета берутся следующие базовые показатели:

– по всем типам школ, колледжей, учебно-производственным комбинатам, вечерним школам, внешкольным учреждениям, прочим учреждениям – число учащихся, обучающихся в данном учреждении;

– по детским дошкольным учреждениям – затраты на одного ребенка;

– на текущее содержание спортивных школ – число учащихся данных учреждений.

По данному  разделу осуществляется финансирование учреждений дошкольного образования, общего образования, среднего профессионального образования. По подразделу «Прочие учреждения и мероприятия в области образования» планируются расходы на содержание межшкольных учебно-производственных комбинатов, городского центра практической психологии и других мероприятий.

За счет средств  бюджета МО «Город Калуга» финансируется 125 образовательных учреждений, в прошлом году их было 170. Ежегодный прирост расходов по этому разделу обусловлен ежегодным повышением уровня оплаты труда служащих данной отрасли, а также растущими расходами на благоустройство образовательных учреждений (текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкция и т.п.). [26, с 78]

Информация о работе Мероприятия по совершенствованию планирования расходов местного бюджета