Мероприятия по совершенствованию планирования расходов местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание

Важнейшим инструментом, позволяющим государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система страны, ведущее место в которой занимает бюджет. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней бюджетной системы Российской Федерации позволяет соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).doc

— 433.00 Кб (Скачать документ)

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. [30, с 202]

Предоставление средств местного бюджета осуществляется в следующих формах:

ассигнований  на содержание бюджетных учреждений;

средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам;

трансфертов населению, включающих в себя:

ассигнования  на реализацию органами местного самоуправления муниципального образования обязательных выплат населению, установленных законодательством  Российской Федерации, законодательством  региона, решениями органов местного самоуправления;

ассигнования  на осуществление отдельных государственных  полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципального образования  федеральными или региональными  органами государственной власти;

ассигнования  на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципального образования;

бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе  налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенций и  субсидий физическим и юридическим  лицам;

С введением  в действие Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который детально конкретизирует полномочия органов местного самоуправления, с 2006 года изменилась система местных бюджетов. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных  смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений  самостоятельно. Система местных бюджетов Российской Федерации введенная в действие с 2006 года представлена на рис. 2. (Приложение 1)

Таким образом, в систему местных бюджетов включены бюджеты поселений, муниципальных  районов, городских округов и  сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Эта система наряду с определенным усложнением бюджетных процессов, особенно в части исполнения бюджетов по расходам, в то же время должна обеспечить максимальное приближение бюджетной системы к налогоплательщикам и способствовать реализации принципа «Жить по средствам». 

1.2 Разграничение расходных  полномочий между  уровнями бюджетной  системы Российской  Федерации 

Расходы бюджета  – это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно – правовым регулированием и распределение денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Права и обязанности соответствующих органов власти, связанные с реализацией этих экономических отношений, называются «расходными полномочиями». [33, с 839]

В соответствии с территориальной классификацией бюджетных расходов каждый уровень  власти в процессе расходования бюджетных  средств в пределах своей компетенции  осуществляет следующие функции:

Определяет требования к объему, качеству и доступности  общественных услуг, натуральные и финансовые нормы и нормативы, уровень и структуру расходов (т.е. осуществляет нормативное правовое регулирование бюджетных расходов);

Обеспечивает  собственные расходные полномочия финансовыми средствами;

Осуществляет  финансирование (организацию, производство) общественных услуг (собственных или переданных ему расходных полномочий).

Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Существуют определенные требования общеэкономического характера к определению структуры бюджетных расходов. Суть их заключается в том, чтобы каждая государственная услуга давала необходимую отдачу не только материального, но и социального характера.

В Российской Федерации  в основе распределения расходов по уровням власти лежит конституционное  разграничение предметов ведения  по уровням власти. [1, ст. 71 – 73]

Начавшийся в 1990-х годах процесс разграничения  расходных полномочий в ходе их реформирования завершился принятием Федерального закона от 20.08.2004 г. №120 – ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», которым в Бюджетный кодекс были введены изменения в части регулирования межбюджетных отношений. В соответствии с введенными изменениями формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Так, в соответствии с введенными изменениями расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

принятия федеральных  законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации  при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при  осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

принятия федеральных  законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, в том числе:

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации  на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;

субвенций местным  бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в  связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

Расходные обязательства  Российской Федерации исполняются  за счет собственных доходов и  источников покрытия дефицита федерального бюджета.

В случаях, установленных  федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Расходные обязательства  Российской Федерации по предоставлению субвенций, исполняются путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам субвенций из Федерального фонда компенсаций.

Расходные обязательства  субъекта Российской Федерации возникают  в результате:

принятия законов  и иных нормативных правовых актов  субъекта Российской Федерации, а также  заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

принятия нормативных  правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении  органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

В случаях, установленных  федеральными законами, регулирующими  деятельность территориальных государственных  внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций.

Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие  предоставление местным бюджетам субвенций  из регионального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.

Органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  не вправе устанавливать и исполнять  расходные обязательства, связанные  с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  вправе устанавливать и исполнять  расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Исключительно из местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:

содержание органов  местного самоуправления;

формирование  и управление муниципальной собственности;

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

содержание муниципальных  органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального  хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных  образований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

организация транспортного  обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной  собственности или в ведении  органов местного самоуправления;

обеспечение противопожарной  безопасности;

охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

реализация целевых  программ, принимаемых органами местного самоуправления;

обслуживание  и погашение муниципального долга;

Информация о работе Мероприятия по совершенствованию планирования расходов местного бюджета