Методика аудита основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 07:55, курсовая работа

Описание

Реформирование бухгалтерского учета и отчетности на основе международных стандартов учета и отчетности является весьма масштабной и долговременной задачей. Актуальность данной темы заключается в том, с что в России на протяжении длительного времени сложились свои традиции в постановке бухгалтерского учета и анализа. Однако этот опыт в большей степени развивался в условиях командно-административной экономики и поэтому имеет свои особенности. Но на рубеже перехода от плановой экономики к рыночной, и тем бол

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Необходимость и перспективы совершенствования форм отчетности на современном этапе………………………………………….
1.1. Необходимость и предпосылки совершенствования отчетности предприятия……………………………………………………
1.2. Перспективы совершенствования формы раскрытия информации в отчетности…………………………………………………..

5
5
13
Глава 2. Проблемы адаптации национальных стандартов бухгалтерской отчетности с международными стандартами учета и отчетности….........
2.1 Сопоставимость данных финансовой отчетности российских и иностранных компаний…………………………………………………...
2.2. Отличие в процедуре заполнения новых форм бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………………………………………...

22
22
25
Заключение…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование форм отчетности на современном этапе.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

     Сложившаяся система бухгалтерского учета и  отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

     В соответствии с Концепцией, целью бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации, в частности функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.2

     Дальнейшее  развитие бухгалтерского учета и  отчетности предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

     1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском  учете и отчетности;

     2) создание инфраструктуры применения  МСФО;

     3) изменение системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности;

     4) усиление контроля качества бухгалтерской  отчетности;

     5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

     Реализация  Концепции должна осуществляться по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности. В период 2004-2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции:

     2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности.

     2008 – 2010 гг. Обязательный перевод  на МСФО консолидированной финансовой  отчетности других хозяйствующих  субъектов, включая общественно  значимые, ценные бумаги которых  обращаются на фондовых рынках  других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии.

     На  основе международных стандартов разрабатываются  российские национальные стандарты  по бухгалтерскому учету (ПБУ). Необходимо отметить, что МСФО и ПБУ - документы различного правового статуса. При их подготовке применяются различные подходы, обусловленные отличиями в профессиональных традициях и менталитете наших бухгалтеров и бухгалтеров капиталистических стран.

     В результате прошедших в нашей  стране изменений, связанных с реформированием  бухгалтерского учета и отчетности, сегодняшняя российская бухгалтерская отчетность мало отличается по составу от отчетности, представляемой согласно МСФО. Однако данные бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам, по-прежнему различаются. В таблице 1.1 представим основные отличия отчетности, сформированной по международным стандартам, от российской отчетности.

     Таблица 1.1

Основные  отличия отчетности, составленной согласно МСФО, от российской отчетности

Отличия МСФО Российская  практика
Достоверность отчетности Объективное и  правдивое отражение реального положения организации Соответствие  действующим правилам, нормативным  актам
Принцип временной определенности фактов хозяйственной  деятельности Признание в  отчетном периоде всех доходов и  расходов, относящихся к этому  периоду Признание в  отчетном периоде относящихся к этому периоду доходов и расходов, подтвержденных первичными оправдательными документами
Принцип осмотрительности (консерватизма) Большая готовность к учету расходов и пассивов, чем  возможных доходов и активов Провозглашен, но редко соблюдается, так как способы реализации в большинстве случаев не признаются для целей налогообложения
Возможность профессионального суждения при  подготовке отчетности Предполагается  при решении многих вопросов Допускается только в рамках принятых нормативными документами вариантов отражения операций в учете и отчетности.
Требование  существенности (значимости) Финансовая  отчетность должна включать все показатели, достаточно значимые для оценок и  решений пользователей. Значимость рассматривается, прежде всего, как качественная характеристика Провозглашено, но не соблюдается на практике. Существенность определяется через количественные величины (5% к итогу)
Трактовка активов (имущества) Объект контролируется организацией в результате прошлого события и заключает в себе будущие экономические выгоды Объект принадлежит  организации на праве собственности  или ином вещном праве
Интересы, какой группы пользователей превалируют В первую очередь  инвесторов Регулирующих (государственных) органов
 

     Необходимо  отметить, что отчетность, составленная в соответствии с МСФО, нацелена на отражение реальной картины происходящего, в то время как российская отчетность организаций направлена в первую очередь на минимизацию налогов.

     Если  рассматривать более детально основные формы отчетности, то главное отличие балансового отчета, составленного по МСФО, от российского баланса состоит не только в структуре самого отчета, но и в том, что российский баланс характеризуется уравнением:

     Активы = Пассивы

     А балансовый отчет, подготовленный в  соответствии с требованиями МСФО:

     Активы  – Обязательства = Собственный капитал

     Кроме того, в российском балансе статьи строго закреплены за разделами, согласно же МСФО нет строгого закрепления  статей.

     Отчет о прибылях и убытках, составленный по МСФО, более аналитичен и содержателен по своей структуре, чем российский отчет о прибылях и убытках. В составе международной финансовой отчетности отчет о прибылях и убытках занимает центральное место, процесс его составления более трудоемок. Данный отчет хорошо раскрывает всю хозяйственную деятельность фирмы за отчетный период, а также служит основным источником данных для финансового анализа. В составе российской отчетности центральное место занимает баланс. 

1.2. Перспективы совершенствования  формы раскрытия  информации в отчетности 

     Российские  юридические лица, работающие с иностранными партнерами, сталкиваются с необходимостью составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Для филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также российских дочерних компаний многонациональных корпораций требования МСФО являются обязательными. Вследствие чего Правительством РФ было принято решение о переходе бухгалтерского учета предприятий на принятую в международной практике систему бухгалтерского учета.

     Применение  МСФО должно быть экономически оправдано. Расходы на подготовку отчетности в  соответствии с МСФО и ее подтверждение  независимыми аудиторами для использования  исключительно на территории России могут быть расценены налоговыми органами как экономически необоснованные. Ряд положений МСФО носит несколько декларативный характер, что вполне допустимо для документов рекомендательного характера. Также в МСФО применяются термины, ранее в отечественном бухгалтерском учете не использовавшиеся. При этом ПБУ, издаваемые МФ РФ, являются нормативными документами, которые должны достаточно четко определить обязанности бухгалтера при осуществлении тех или иных хозяйственных операций и составлении отчетности. Это означает, что положения и терминология МСФО, нашедшие свое отражение в национальных нормативных актах, должны быть адаптированы к российской учетной практике, что является достаточно непростой задачей.3

     МСФО  как перспективная информационная модель бухгалтерского учета начали складываться в начале 70-х годов XX века, создавая универсальный язык бизнеса для транснациональных корпораций, мировых фондовых бирж и крупнейших банковских центров. Глубокое изучение интересов потребителей финансовой отчетности, прежде всего инвесторов и акционеров, позволило Комитету по МСФО на основе существующих бухгалтерских концепций разработать основополагающие принципы и стандарты учета и отчетности. Главная задача Комитета по МСФО состоит в создании условий для составления и публикации прозрачной, общепонятной и полной финансовой отчетности, стабилизирующей рыночные отношения. Рыночные отношения подразумевают заинтересованную подотчетность заемщиков перед кредиторами, эмитентов перед инвесторами, банков перед кладчиками, высшего управленческого персонала перед акционерами. Извечное противоречие между прозрачностью отчетности и конфиденциальностью информации преодолевается точным соблюдением требований МСФО по раскрытию информации в финансовой отчетности.

     В 1995 году Международная организация  комиссии по ценным бумагам согласовало с Комитетом по МСФО план «Основные стандарты» с целью обеспечить единую информацию для участников фондового рынка, сблизить концептуальные принципы МСФО и ГААП США, как ведущей мировой державы. Его выполнение взяли под контроль министры финансов и руководители центральных банков стран «Большой семерки».

     В апреле 2000 года Европейская комиссия приняла решение о составлении  сводной финансовой отчетности по МСФО всеми компаниями, ценные бумаги которых  обращаются на финансовых рынках. В течение пяти лет национальное законодательство стран Европейского союза должно быть приведено  в соответствие с МСФО. В этот же период должен завершиться перевод консолидированной отчетности компаний на международные стандарты. Федеральная комиссия по ценным бумагам США приняла решение не позднее 2007 года осуществить переход на фондовых рынках к применению финансовой отчетности, в основном консолидированной, составленной по требованиям МСФО, и отказаться от применения ГААП США в этих целях, поскольку МСФО через «Основные стандарты» приблизились по содержанию к ГААП США, в особенности по отражению финансовых инструментов.

     Российское  правительство в 1998г. приняло программу  реорганизации бухгалтерского учета, его приближения к методике, принятой МСФО. Российские организации получили право составлять сводную финансовую отчетность только в соответствии с МСФО и не дублировать ее в соответствии с российскими нормативами. Правительственная программа реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривает приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО. В ходе выполнения программы утверждены новые положения по бухгалтерскому учету, принят модернизированный план счетов. При разработке новых положений изначально не ставилась задача полного сближения российского бухгалтерского учета с МСФО. В Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики поставлена задача по повышению прозрачности и инвестиционной привлекательности российской экономики, более полному выражению интересов инвесторов и акционеров российских организаций. Одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности российских организаций должно стать совершенствование бухгалтерского учета и отчетности на основе МСФО.

     В современных условиях реформирования бухгалтерского учета возникла дискуссия  о перераспределении государственных  функций его регулирования, составления  финансовой отчетности и передаче их профессиональным общественным объединениям. Инициатором полной передачи государственных функций регулирования бухгалтерского учета в стране выступили Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (МРЭТ) и Комитет по бюджету и налогам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). При этом основным поводом такой передачи является то, что государство не справляется с функциями регулирования бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в стране, то есть Положения по бухгалтерскому  учету (ПБУ), выпускаемые государственным органом регулирования бухгалтерского учета – Минфином России, не качественны; финансовая отчетность, составляемая на основе принятых ПБУ, не дает полной и объективной информации ее пользователям; ведение бухгалтерского учета в организациях страны трудоемко, а непроизводительные затраты на содержание учетного персонала огромны. Задачи, которые должны осуществляться с помощью регулирующих органов бухгалтерского учета:

  1. Выработка и разъяснение государственной политики в области бухгалтерского учета;
  2. Разработка Положений (стандартов) бухгалтерского учета о составления бухгалтерской отчетности, учитывающих требования хозяйственного, трудового, налогового и другого законодательства;
  3. Разработка разъяснений по ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности в связи с выходом новых законов, а также подзаконных актов Минфина России и других государственных органов;
  4. Подготовка ответов по запросам государственных, в том числе судебных, органов в области бухгалтерского учета;
  5. Обобщение передового опыта ведения бухгалтерского учета в целях обеспечения всех пользователей необходимой учетной информацией и сокращения трудоемкости ведения бухгалтерского учета в организациях страны;
  6. Согласование отраслевых методических материалов по ведению бухгалтерского учета;
  7. Организация контроля за правильностью ведению бухгалтерского учета в организациях страны.

     В настоящее время ведение параллельного  с бухгалтерским налогового учета  в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ еще более усложнило и увеличило затраты на организацию учета [17, с.180]. Формальным поводом для такого решения послужили тезисы, что бухгалтерский учет не обеспечивает получение данных для исчисления налога на прибыль, что бухгалтерский учет сложен для понимания работниками налоговых органов, и это затрудняет контроль за правильностью исчисления налоговой базы. Таким образом, организации для заполнения налоговой декларации на основании данных первичных документов стали создавать и заполнять регистры налогового учета параллельно с бухгалтерскими регистрами.

Информация о работе Методика аудита основных средств