Разработанные
проекты правил (стандартов) в значительной
мере соответствуют международным стандартам
аудита, разработку которых осуществляет
Международный комитет по аудиторской
практике (IAPC). Им изданы более 45 документов,
входящих в систему Международных стандартов
проведения аудита – правил (стандартов)
(МСА) и положений о международной аудиторской
практике (ПМАП). Международные стандарты
не превалируют над национальными и в
разных странах их применяют по-разному.
В России, также как в Австралии, Индии
и Бразилии, МСА используются в качестве
базы для создания собственных национальных
стандартов аудита. В некоторых странах
(Кипр, Нигерия, Малайзия, Шри-Ланка) МСА
принимаются в качестве национальных
стандартов аудита. А в наиболее развитых
странах, имеющих собственные национальные
системы стандартов, таких как США, Великобритания,
Франция и Канада, МСА принимаются аудиторами
к сведению.
Основной
целью аудиторской деятельности
является установление достоверности
бухгалтерской или финансовой отчетности
экономических субъектов и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам, действующим
в РФ. Следовательно, назначение аудита
– это проверка финансовых отчетов с целью:
- - подтверждения
достоверных отчетов или консультации
их недостоверности;
- - проверки
полноты, достоверности и точности отражения
в учете и отчетности затрат, доходов и
финансовых результатов деятельности
предприятия за проверяемый период;
- - контроль
за соблюдением законодательных и нормативных
документов, регулирующих правила ведения
учета и составления отчетности, методологической
оценки активов, обязательств и собственного
капитала;
- - выявление
резервов лучшего использования собственных
основных и оборотных средств, финансовых
резервов и заемных источников.
- Цель аудита
расчетов с подотчетными лицами — установление
правильности и достоверности данных
операций и определение их влияния на
финансовую (бухгалтерскую) отчетность,
установление соответствия применяемой
в организации методики учета и налогообложения
по этим операциям нормативным документам,
действующим в Российской Федерации.[18]
- Достижение
поставленной цели обуславливает решение
следующих задач:
- рассмотреть
порядок учета, состав первичных и учетных
регистров расчетов с подотчетными лицами
в соответствие с действующими правилами
бухгалтерского учета и нормативными
документами;
- подтверждение
своевременности погашения и правильности
отражения на счетах бухгалтерского учета
расчетов по подотчетным суммам;
- проверка
порядка проведения инвентаризации расчетов;
- на основании
полученных знаний провести аудиторскую
проверку расчетов с подотчетными лицами
и сделать выводы по ведению учета и осуществлению
контроля над расчетами с подотчетными
лицами.[15]
- Раскрытие
информации в рамках поставленных задач
опирается на соответствующие источники,
с помощью которых аудитор может получить
ответ о предмете проверки.
- Проверка
правильности ведения учета расчетов
с подотчетными лицами производится сплошным
образом, так как в расчетах данного вида
задействована денежная наличность. Источниками
информации для аудиторской проверки
учета расчетов с подотчетными лицами
могут быть как внешними, к ним относят
сообщения третьих лиц о проведении расчетов
с аудируемым предприятием, информация
о курсах иностранных валют, установленных
Центральным банком Российской Федерации,
так и внутренние. К внутренним источникам
относится:
- перечень
подотчетных лиц, утвержденный приказом
руководителя предприятия на текущий
год;
- заявления
на имя руководителя организации от подотчетных
лиц о выдаче необходимых сумм под отчет;
- приказы
руководителя о разрешении выдачи подотчетным
лицам необходимых сумм под отчет;
- приказы
руководителя предприятия о направлении
работников в командировки;
- командировочные
удостоверения работников предприятия;
- расходные
кассовые ордера (по выданным подотчетным
суммам);
- авансовые
отчеты и приложенные к ним оправдательные
документы (билеты, проездные документы,
товарные чеки, счета за гостиницу, кассовые
чеки, бланки строгой отчетности и др.);
- отчеты о
командировках, предоставляемые работниками
по возвращении из командировок;
- акты на списание
в производство материалов, купленных
за счет подотчетных сумм;
- журнал-ордер
№7 или другие аналитические регистры,
если же на предприятии автоматизированный
учет, то используются аналитические карточки
счета 71;
- Главная книга
организации, счет 71 «Расчеты с подотчетными
лицами», обороты, сальдо;
- Бухгалтерская
отчетность: бухгалтерский баланс организации,
строки 240, 625; отчет о движении денежных
средств строка «Средства, направленные
на оплату приобретенных товаров, работ,
услуг, сырья и иных оборотных активов»
и т.д
Глава
2. Планирование аудита
расчетов с подотчетными
лицами в администрации
Жирятинского района
2.1
Изучение и оценка
систем бухгалтерского
учета и внутреннего
контроля расчетов подотчетных
лиц
К
документам, регулирующим внутренний
контроль в администрации Жирятинского
района относятся:
-
положение об отделе бухгалтерского и
налогового учёта;
-
график документооборота;
-
разработаны должностные инструкции на
каждого сотрудника бухгалтерской службы;
-
заключены договоры на материальную ответственность.
За
организацию и состояние системы
внутреннего контроля на предприятии
несет ответственность руководство
общества. Функции внутреннего контроля
осуществляются главным бухгалтером.
Руководством общества назначена инвентаризационная
комиссия и комиссия по приёму, вводу в
эксплуатацию, списанию основных средств,
материалов. К внешнему контролю относится
обязательная аудиторская проверка, проводимая
ежегодно на предприятии. На основе данных
предварительного планирования было принято
решение о целесообразности проведения
аудита расчетов с подотчетными лицами,
а также определены общие затраты времени
аудитора на проведение аудита, заключен
договор на проведение аудиторской проверки.
Для
оценки эффективности функционирования
системы внутреннего контроля в
администрации Жирятинского района использовался
вопросник. По результатам вопросника
получена следующая информация (таблица
1).
По
результатам проведенных опросов
и наблюдений установлено, что все хозяйственные
операции выполняются только с одобрения
руководства, имеется распределение обязанностей
в бухгалтерском учете в соответствии
с законодательством и учетной политикой,
отчетность составляется своевременно,
а также проводятся процедуры контроля
(арифметический пересчет, сверка расчетов,
инвентаризация расчетов с подотчетными
лицами).
Таблица
1 Вопросник для оценки системы
внутреннего контроля расчетов с
подотчетными лицами в администрации
Жирятинского района
Вопросы |
Да
(+),
Нет
(-) |
Имеется
ли приказ руководителя об определении
круга подотчетных лиц? |
- |
Имеется
ли приказ о сроках отчетности и
подотчетных сумм? |
+ |
Соответствует
ли порядок расчетов с подотчетными
лицами Порядку ведения кассовых
операций в РФ и другим нормативным
документам? |
+ |
Своевременно
ли сдаются авансовые отчеты в
бухгалтерию организации? |
+ |
Проверяются
ли авансовые отчеты по формальным
признакам и по существу отраженных
операций, осуществляется ли арифметическая
проверка авансовых отчетов и прилагаемых
к ним документов? |
+ |
Применяются
ли компьютерные программы для расчетов
с подотчетными лицами? |
+ |
Используются
ли унифицированные формы первичных
документов? |
+ |
Осуществляется
ли контроль лимита расчетов наличными
между юридическими лицами? |
+ |
Какие
документы применяются для организации
аналитического учета расчетов с
подотчетными лицами? |
Ведомости |
Соблюдается
ли своевременность расчетов с подотчетными
лицами по выданным суммам? |
+ |
|
Продолжение таблицы
№ 1
Правильно
ли отражаются на счетах бухгалтерского
учета операции с подотчетными лицами? |
+ |
Сверяются
ли записи аналитического и синтетического
учета по счету 71, а также записи
в Главной книге? |
+ |
Имеется
ли на предприятии список лиц, которым
разрешено выдавать деньги на хозяйственные
нужды, утвержденный приказом по предприятию? |
+ |
Выдаются
ли новые авансы лицам, не отчитавшимся
по ранее полученным подотчет суммам? |
+ |
Оформляются
ли письменные распоряжения руководителя
предприятия при направлении
работников в командировки? |
+ |
Облагаются
ли НДФЛ суточные сверх норм, возмещаемые
по разрешению руководителя предприятия? |
+ |
Организован
ли аналитический учет представительских
расходов в пределах и сверх норм
для целей налогообложения? |
- |
Организован
ли аналитический учет командировочных
расходов в пределах и сверх норм для
целей налогообложения? |
- |
Проводится
ли инвентаризация расчетов с подотчетными
лицами? |
+ |
|
Обнаружены
также и недостатки системы внутреннего
контроля, так как лицам, не отчитавшимся
за полученные ранее суммы подотчет,
выдаются новые авансы, т.е. предприятие
нарушает п.1.1. Порядка ведения кассовых
операций в РФ. Обнаруженные факты послужили
основанием для формирования мнения о
том, что система внутреннего контроля
за расчетами с подотчетными лицами организована
достаточно эффективно.
Однако данное мнение является предварительным,
более подробно система внутреннего контроля
будет оценена в работе далее. При изучении
деловой репутации администрации Жирятинского
района не выявлено претензий, что косвенно
свидетельствует о наличии и организации
контроля, соблюдением условий договора
с партнерами. Относительно простая структура
управления. Администрации Жирятинского
района позволяет предположить незначительный
аудиторский риск при проведении аудита.
Таблица
2 Объем аудита и аудиторские процедуры
применяемые при проверке расчетов с подотчетными
лицами в администрации Жирятинского
района
Объем
аудита |
Аудиторская
процедура |
1.Аудит
приказов руководителя организации |
1.1.
Определение наличия приказов
руководителя организации о закреплении
подотчетных лиц, отчетности по подотчетным
суммам и порядка выдачи подотчетных сумм
1.2.
Исследование приказов по существу
на соответствие действующему
законодательству оформления |
2.Аудит
оформления первичных документов |
2.1
Определение степени унификации
первичных документов по учету расчетов
документов с подотчетными лицами
2.2.
Проверка учета выдачи и возврата
подотчетных сумм
2.3.
Проверка правильности оформления
авансовых отчетов и приложенных
к ним оправдательных документов
2.4.
Проверка правильности документального
оформления расходов |
.Аудит
расчетов с подотчетными лицами |
3.1.
Аудит выдачи подотчетных сумм
лицам, установленным приказом
руководителя лицами организации
3.2.
Аудит своевременности отчетности
по подотчетным суммам
3.3.
Аудит законности операций и остатков
по подотчетным суммам, числящимся в подотчете
работников организации
налогообложения |
4.Аудит
налогообложения расходов, произведенных
через подотчетных лиц |
4.1.
Аудит правильности применения
налоговых вычетов по НДС
4.2.
Аудит правильности и законности
налогообложения доходов, предоставленных
работникам в форме подотчетных сумм
4.3.
Аудит законности и правомерности
отнесения расходов для целей
налогообложения налогом на прибыль
организации |
5.Аудит
организации аналитического учета
расчетов |
5.1.
Проверка достоверности подотчетных сумм,
отраженных в аналитической ведомости
учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными
лицами»
5.2.
Проверка наличия задолженности
по подотчетным суммам |
6.Аудит
достоверности сальдо по счету
71 |
6.1.
Проверка правильности отражения
оборотов по счетам и субсчетам в Главной
книге с аналогичными показателями регистров
синтетического и аналитического учета |
|
.
Таким
образом, результаты проведенных вышеперечисленных
аудиторских процедур позволяют
на предварительном этапе оценить
уровень надежности системы внутреннего
контроля и учета на высоком уровне. Исходя
из полученных предварительных данных
об организации расчетов с подотчетными
лицами в администрации Жирятинского
района определим объем аудита и аудиторские
процедуры, которые следует применить
для выявления возможных нарушений или
злоупотреблений (таблица 2).
Далее
можно разработать программу
аудиторской проверки, которая включает
более детальный перечень работ
по проведению аудита расчетов с подотчетными
лицами с указанием сроков проведения,
используемых методов и перечня применяемых
документов.
2.2
Существенность и аудиторский
риск подотчетных лиц
Вид
заключения в значительной мере зависит
от уверенности аудитора в том, содержит
или нет бухгалтерская отчетность
организации существенные искажения.
Поэтому очень важно уяснить, какие ошибки,
искажения, неточности, допущенные проверяемым
субъектом, являются существенными, а
какие — нет.Существенность
– качественная мера, это свойство информации,
которое делает ее способной влиять на
экономические решения квалифицированного
пользователя. Существенным признается
такое искажение информации, которое превышает
уровень существенности.
Уровень
существенности – количественная мера.
Под уровнем существенности понимают
такое предельное искажение бухгалтерской
отчетности, начиная с которого квалифицированный
пользователь этой отчетности не сможет
на ее основе сделать правильные выводы
и принять обоснованные экономические
решения Разрабатывая программу аудита
расчетов с подотчетными лицами необходимо
установить приемлемый уровень существенности
и аудиторский риск [21].
Таблица
3 Оценка внутрихозяйственного риска и
риска средств контроля
Проверяемые
вопросы |
Влияние
(+,-) |
Комментарий |
1.Внутрихозяйственный
риск |
Честность
персонала и руководства |
+ |
|
Условия
ведения хозяйственной деятельности |
+ |
Предприятие в
течении нескольких лет пользуется
услугами одной аудиторской фирмы,
четко выполняет обязанности
перед кредиторами |
Месторасположение
предприятия |
+ |
Благоприятное,
т.к. в Липецке созданы благоприятные
условия для развития промышленности |
Риски
деловой среды, экономическая ситуация
в отросли |
+ |
Деятельность
предприятия в значительной степени
зависит от спроса потребителей |
Зависимость
деятельности предприятия от его
финансовых результатов |
+ |
Деятельность предприятия
в значительной степени зависит от спроса
потребителей |
Состояние
имущества |
+ |
Благоприятное,
угроза банкротства отсутствует |
|