Методология бухгалтерского финансового учета материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы - изложить теоретические аспекты и методологию бухгалтерского финансового учета материалов.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
- группировка и систематизация информации;
- полное, комплексное обобщение информации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....................3
Глава 1. Организация бухгалтерского учета материалов…………………………...5
Понятие и классификация материалов …………..………..............................5
Учет материалов на складах ………………………………………………...16
Глава 2. Синтетический и аналитический учет материалов..................................24
Бухгалтерский учет поступления материалов …..……………....................24
Бухгалтерский учет выбытия материалов...………………………………...34
Заключение ………………………………………………………………………………43
Список использованных источников и литературы………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Учет материалов.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

Кроме того, заведующий складом (кладовщик) представляет в указанное подразделение  организации в те же сроки Ведомость  остатков материалов на конец отчетного  месяца или квартала. Форма ведомости остатков материалов, порядок ее составления и периодичность представления устанавливаются решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера.

По истечении календарного года на карточках складского учета выводятся  остатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются (в них делаются отметки: "остаток перенесен в карточку 200_ года № ..."), брошюруются (подшиваются) и сдаются в архив организации.

На складах вместо карточек складского учета допускается ведение учета  в Книгах складского учета.

В книгах складского учета на каждый номенклатурный номер открывается  лицевой счет. Лицевые счета нумеруются в том же порядке, что и карточки. Для каждого лицевого счета выделяется страница (лист) или необходимое количество листов. В каждом лицевом счете предусматриваются и заполняются реквизиты, указанные в карточках складского учета.

В начале или в конце книги  помещается оглавление лицевых счетов с указанием номеров лицевых счетов, наименований материальных ценностей с их отличительными признаками и количества листов в книге.

Книги складского учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. Количество листов в книге заверяется подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, и печатью.

Книги складского учета регистрируются в бухгалтерской службе организации, о чем делается запись в книге  с указанием номера по реестру.

Складской учет материальных запасов  может вестись при помощи средств  вычислительной техники. В этом случае оператором (кладовщиком) вводится информация (реквизиты), предусмотренная в карточках складского учета, и данные первичных учетных документов непосредственно в средства вычислительной техники.

За определенные промежутки времени, но не реже одного раза в месяц, составляется Оборотная ведомость (табуляграмма) по движению материальных ценностей, в которой отражаются:

- номера лицевых счетов:

- номенклатурные номера (если они  имеются);

- наименования материальных ценностей  и их отличительные признаки;

- единица измерения;

- цена;

- остаток на начало отчетного  периода;

- приход за отчетный период:

- расход за отчетный период:

- остаток на конец отчетного  периода. 

В графах "приход за отчетный период" и "расход за отчетный период" отражаются операции, а также итоги по приходу и расходу. В оборотной ведомости в указанных графах могут отражаться только итоговые данные по приходу и расходу. В этом случае при необходимости делаются отдельные табуляграммы (распечатки) оборотов по каждому номенклатурному номеру с указанием каждой операции по приходу и расходу.

При небольшой номенклатуре материалов и небольших оборотах разрешается  на всех или на отдельных складах  организации и подразделений  вместо карточек складского учета вести  месячные материальные отчеты.

В месячном материальном отчете отражаются данные, которые  имеются в карточках складского учета, остаток материалов на начало месяца, приход и расход за месяц, и  остаток на конец месяца. При этом для записи операций по приходу и  по расходу могут отводиться несколько граф, в том числе для отражения сведений о поступлении материалов (от поставщиков, от других складов и подразделений организации и т. д.), отпуск (производственным подразделениям, обслуживающим производствам и хозяйствам, для продажи и т. д.) и для каких целей.

В месячных материальных отчетах обычно отражают материалы, по которым имелось движение (приход или расход) в данном месяце. В этом случае на начало каждого квартала составляется сальдовая ведомость по всей номенклатуре материалов данного склада.

В материальных отчетах  указывается также сумма (по приходу, расходу и остаткам) материальных ценностей. Сумма заполняется (таксировка) бухгалтерской службой организации, или специалистом, осуществляющим бухгалтерскую функцию, или заведующим складом (кладовщиком).

Все первичные документы  по движению материалов со складов и подразделений организации поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).

Таким образом, существенное значение для сохранности производственных запасов является наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.

Одно из условий рационального  использования производственных ресурсов – нормирование складских запасов  и материальных затрат.  Предприятия должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток – к срыву производственного процесса.

Глава 2.  Синтетический и аналитический учет материалов

 

2.1.  Бухгалтерский  учет поступления материалов

 

Основанием принятия материалов к бухгалтерскому учету  являются первичные документы по поступлению и отпуску материалов.

На материалы, поступающие  со стороны, организация получает [1]:

- транспортные документы;

- счет-фактуру от поставщика;

- сертификат и другие документы согласно условиям договора купли-продажи.

На складе оформляется  приходный ордер (типовая межотраслевая  форма № М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а). На массовые однородные грузы, несколько раз в течение дня прибывающие от одного и того же поставщика, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. В течение этого дня на обороте ордера делаются записи о каждой приемке материала, которые подсчитываются в конце дня, и общий итог записывается в приходный ордер. Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (накладная, товарно-транспортная накладная) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

Если количество и  качество прибывших на склад материалов не соответствует данным поставщика, приемку материалов производит комиссия и составляет акт о приемке  материалов (типовая межотраслевая  форма № М-7), который служит основанием для предъявления претензии поставщику или транспортной организации. В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется.

Материалы, поступающие  со своего производства, оформляются  накладной на внутреннее перемещение  материалов.

Материалы, полученные после  ликвидации основного средства, оформляются актом об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (типовая межотраслевая форма № М-35).

Приемные акты и приходные  ордера составляются в день поступления  соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.

Материалы, поступающие  на ответственное хранение, записываются материально ответственным лицом в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не расходуются.

Оприходование материалов, закупленных подотчетными лицами организации, производится в общеустановленном  порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

В зависимости от источника  поступления материалов возможны различные  варианты их оценки [11].

Таблица 2

Способы оценки материалов при их приобретении

№ п/п

Источник поступления  материалов

Фактическая себестоимость материалов

1

Приобретение МПЗ за плату

Фактические затраты  на приобретение, за исключением НДС  и иных возмещаемых налогов (включая  затраты по заготовке и доставке МПЗ, расходы по страхованию, затраты  по доведению МПЗ до пригодного к использованию состояния) 

2

Изготовление самой  организацией

Фактические затраты, связанные  с производством данных МПЗ

3

Получение по договору дарения  или безвозмездно

Текущая рыночная стоимость  на дату принятия к бухгалтерскому учету

4

Внесение учредителями (участниками) в качестве вклада в уставный капитал организации

Денежная оценка, согласованная  учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством  РФ

5

Получение в обмен  на другое имущество или при исполнении обязательств неденежными средствами

Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах  обычно организация определяет стоимость  аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ 

6

Приобретение в результате выбытия основных средств или  другого имущества

Текущая рыночная стоимость  на дату принятия к бухгалтерскому учету 

7

Приобретение имущества  в пользование или распоряжение

Оценка, предусмотренная в договоре передачи имущества во временное пользование или распоряжение

8

Приобретение за иностранную  валюту

По стоимости в рублях путем перерасчета суммы в  иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету


 

В фактическую себестоимость  материалов, приобретаемых по договорам  дарения, мены, в качестве вклада в  уставный капитал, в результате выбытия  основных средств и иного имущества, включаются также фактические затраты организации на транспортно-заготовительные расходы материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Фактическая себестоимость  материалов, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ 

Транспортно-заготовительные  расходы (ТЗР) - это затраты организации, непосредственно связанные с  процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав ТЗР входят [11]:

- расходы по погрузке  материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

- расходы по содержанию  заготовительно-складского аппарата  организации, включая расходы  на оплату труда работников  организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой материалов и их доставкой в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;

- расходы по содержанию  специальных заготовительных пунктов,  складов и агентств, организованных  в местах заготовок (кроме расходов  на оплату труда с отчислениями  на социальные нужды);

- наценки, комиссионные  вознаграждения, уплачиваемые снабженческим,  внешнеэкономическим и иным посредническим  организациям;

- плата за хранение  материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

- плата по процентам  за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

- расходы на командировки  по непосредственному заготовлению  материалов;

- стоимость потерь  по поставленным материалам в  пути в пределах норм естественной убыли;

- другие расходы.

К фактическим затратам, относимым к фактической себестоимости  материалов, приобретаемых за плату, относятся [20]:

- суммы, уплачиваемые  поставщику в соответствии с  соглашением;

- суммы, уплачиваемые организациями за консультационные и информационные услуги, связанные с приобретением материалов;

Информация о работе Методология бухгалтерского финансового учета материалов