Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:07, курсовая работа
С развитием рыночных отношений и изменением подходов менеджеров ко всем функциям управления теория организации учёта и калькулирования затрат получила импульс для дальнейшего развития. Поэтому актуальной задачей данной курсовой работы является проведение анализа существующих различных методов учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции. Полученная информация послужит основой для выработки новых универсальных подходов к управлению затратами, обеспечивающих разносторонний анализ и текущий контроль затрат.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Себестоимость продукции……………………………………………………...5
1.1 Структура себестоимости…………………………………………………5
1.2 Основные виды себестоимости…………………………………………...7
2 Калькуляция себестоимости продукции……………………………………..10
2.1 Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении и
учёте затрат…………………………………………………………………...10
2.2 Принципы калькулирования…………………………………………….12
3 Методы учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции……...14
3.1 Классификация методов учёта затрат и калькулирования…………….14
3.2 Характеристика пообъектных методов учёта затрат...………………...15
3.3 Характеристика методов по способу оценки затрат……………….…..29
3.4 Характеристика методов учета затрат полной и неполной
себестоимости………………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...
Перечень переделов определяют на основе технологического процесса, а также исходя из особенностей планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции передела и оценки незавершенного производства. Из этих предпосылок вытекает и сущность попередельного метода: прямые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции, а по переделам, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Следовательно, объектом учета затрат обычно является передел.
Передел – это совокупность технологических операций (часть технологического процесса), которые завершаются выработкой полуфабриката или готового продукта. В результате последовательного прохождения исходного материал через все переделы получают готовую продукцию, т.е. на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а законченный продукт. Например, текстильное производство состоит из ряда переделов. Исходным сырьем для ткацкого производства является хлопок-волокно, грязная и мытая шерсть, шелк-сырец и другие материалы. Они поступают в I передел — прядение. Готовой продукцией этого передела является пряжа. Она передается в следующий передел — ткачество, на выходе из которого получают суровье (суровую ткань). Суровье поступает в III передел (отделку), где на ткань наносят нужный рисунок. Технологическая схема ткацкого производства: прядение → ткачество → отделка. Последовательность учета выполняемых операций при попередельном методе учета отражена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Последовательность учёта выполняемых операций
Попередельное калькулирование применяется в отраслях промышленности с комплексным использованием сырья, где производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла с самостоятельной технологией и организацией производства, например в химической, нефтеперерабатывающей, цементной отраслях. Поскольку перечисленные производства весьма материалоемки, производственный учет организуется таким образом, чтобы обеспечить контроль за использованием материалов в производстве. Наиболее часто применяются балансы исходного сырья, расчет выхода продукта или полуфабриката, брака, отходов. К этому методу учета затрат прибегают предприятия, изготавливающие различные изделия, если весь технологический процесс может быть разбит на постоянно повторяющиеся операции. В условиях массового характера производства, когда номенклатура выпускаемой продукции невелика, также применяется попередельный метод учета.
Попередельное
калькулирование может
Метод ФИФО – метод, в соответствии с которым обработка единицы продукции происходит по мере того, как новые изделия поступают в обработку, т.е. прежде чем запущенные в производство предметы труда не будут обработаны, новые материалы не поступят в новый передел.
Метод усреднения – предполагает, что запасы единицы продукции на начало периода были начаты и закончены в пределах отчетного периода.
Техника расчета себестоимости единицы продукции при попередельном методе состоит в заполнении трех аналитических таблиц. В первой таблице объем производства рассчитывается в удельных единицах (набор затрат, необходимых для производства одной законченной физической единицы продукции, включающий затраты основных материалов, зарплату, общепроизводственные расходы). Во второй – позволяет оценить себестоимость одной условной единицы продукции. В третьей – определяется себестоимость готовой продукции и незавершенного производства.
Преимуществам попередельного метода учета является наличие бухгалтерской информации о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого передела (она необходима для формирования цены при реализации фабриката на сторону). Кроме того, этот метод позволяет учитывать остатки незавершенного производства в местах его нахождения, контролировать движение полуфабрикатов собственного производства.
Однако
возможен и бесполуфабрикатный метод,
при котором по каждому переделу
отражаются прямые затраты. Расчету себестоимости
подлежит конечный продукт, она и будет
составлять сумму затрат всех переделов.
Практический пример применения данного метода
Фирма производит десертные вина. На 1 июля незавершенное производство составило 12750 литров. Все исходное сырье (виноград различных сортов) было отпущено в производство, завершенность по добавленным затратам достигла 50%. Материальные затраты на незавершенном производстве составили 13821 руб., добавленные затраты – 10605 руб.
В июле в производство было отпущено винограда в количестве:
- "Изабелла" 70500 кг по цене 89 коп/кг;
- "Лидия" 67800 кг по цене 1,26 руб/кг;
- "Дамские пальчики" 45600 кг по цене 1,45 руб/кг.
Прямые трудовые затраты составили 59280 руб. за месяц, общепроизводственные расходы списывались по норме 160% от прямых трудовых затрат. На 1 августа в незавершенном производстве оставалось 10200 литров незаконченной продукции. Все сырье было отпущено в производство, завершенность по добавленным затратам составила 50% . Выпущена готовая продукция 127725 литров.
Требуется, используя метод ФИФО, рассчитать себестоимость 1 литра вина, оценить по фактической себестоимости всю готовую продукцию и остаток незавершенного производства на 1 августа.
На 1 июля сложилась следующая ситуация:
• незавершенное производство - 12750 литров;
• материальные затраты - 13821 руб.
• добавленные затраты - 10605 руб.
Затраты на производство в июле приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Затраты на производство
Показатели | Кол-во, кг | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Сырьё
"Изабелла" "Лидия" "Дамские пальчики" Итого |
70500 67800 45600 183900 |
0,89 1,26 1,45 - |
62745 85428 66120 214293 |
Прямые трудовые затраты | 59280 | ||
Общепроизводственные расходы | 94848 | ||
Всего затрат | 368421 |
Оценка незавершенного производства на 1 августа
Изготовлено вина за месяц, включая незавершенное производство на 1 августа: 127725 + 10200 = 137925 литров.
Расход винограда на 1 литр вина составляет: 183900/137925 = 1,33 кг
Расход винограда на остаток незавершенного производства на 1 августа: 1,333*10200 = 13597 кг.
Расход винограда на готовую продукцию: 183900 - 13597 = 170303 кг
Общая сумма добавленных затрат:
• добавленные затраты в незавершенке на 1 июля – 10605 руб.
• прямые трудовые затраты за июль – 59280 руб.
• общепроизводственные накладные расходы – 94848 руб.
Изготовлено вина (литров) с учетом незавершенного производства на 1 августа (завершенность по добавленным затратам 50%): 127725 +10200/2 = 132825 литров.
Добавленные затраты на 1 литр вина: 164733/132825 = 1,24 руб.
Добавленные затраты в незавершенном производстве на 1 августа
1,24*10200/2 = 6324 руб.
Себестоимость незавершенного производства на 1 августа:
19716 + 6324 = 26040 руб.
Себестоимость
готовой продукции рассчитана в
таблице.
Таблица – Счёт 20 в разрезе
Сальдо на июль месяц – 24426 руб. | |
Сырьё
– 214293 руб.
Трудовые затраты – 59280 руб. ОПР – 94848 руб. |
Себестоимость
готовой продукции
24426 + 368421 - 26040 = 366807 руб. |
Оборот: 368421 руб. | Оборот: 366807 руб. |
Сальдо на конец – 26040 руб. |
А себестоимость 1 литра вина в конечном итоге составила:
366807/127725
= 2,87 руб.
3.3
Характеристика методов
по способу оценки
затрат
Независимо от множества объектов учета, затраты можно учитывать двумя способами – методом учета фактических затрат и нормативным методом.
Учёт фактических затрат – это метод последовательного накопления информации о фактических производственных издержках без отражения в учете данных об их величине по действующей норме.
Нормативный учёт – предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонения от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонениям от них.
Оба
метода направлены на выявление и
отражение в конечном счёте фактической
себестоимости продукции, но первый –
путем непосредственного учета затрат,
а второй – через отклонения от норм.
3.3.1 Фактический метод учета затрат и калькулирования
Метод учёта фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости, как правило является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях. Он строится на таких принципах, как: полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учёта; учётная регистрация их в момент возникновения в процессе производства; локализация затрат по видам производств, характеру расхода, местам возникновения; отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и калькулирования; сравнение фактических показателей с плановыми. Применение этого метода позволяет в конечном счете определить фактическую себестоимость.
Еще в начале XX в. данный метод начал подвергаться критике со стороны ученых-экономистов. Так, по мнению Г.Э. Эмерсона, основной недостаток учета фактической себестоимости состоит в том, что этот учёт почти не имеет никакой ценности в качестве орудия для устранения потерь. Другими недостатками данного метода являются:
-
неоперативное обеспечение
-
в отсутствие стандартов (норм) единственный
способ использования
-
данная система не создает
никаких предпосылок для