Методы учёта затрат и калькулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:07, курсовая работа

Описание

С развитием рыночных отношений и изменением подходов менеджеров ко всем функциям управления теория организации учёта и калькулирования затрат получила импульс для дальнейшего развития. Поэтому актуальной задачей данной курсовой работы является проведение анализа существующих различных методов учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции. Полученная информация послужит основой для выработки новых универсальных подходов к управлению затратами, обеспечивающих разносторонний анализ и текущий контроль затрат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Себестоимость продукции……………………………………………………...5

1.1 Структура себестоимости…………………………………………………5

1.2 Основные виды себестоимости…………………………………………...7

2 Калькуляция себестоимости продукции……………………………………..10

2.1 Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении и

учёте затрат…………………………………………………………………...10

2.2 Принципы калькулирования…………………………………………….12

3 Методы учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции……...14

3.1 Классификация методов учёта затрат и калькулирования…………….14

3.2 Характеристика пообъектных методов учёта затрат...………………...15

3.3 Характеристика методов по способу оценки затрат……………….…..29

3.4 Характеристика методов учета затрат полной и неполной

себестоимости………………………………………………………………...36

Заключение……………………………………………………………………….42

Список используемой литературы……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по управленческому учету.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

     Затраты,   образующие   себестоимость   продукции группируются в соответствии с  их  экономическим  содержанием  по  следующим элементам: материальные затраты; затраты  на  оплату  труда;  отчисления  на  социальные  нужды;  амортизация основных фондов; прочие затраты.

     Затраты, связанные с  производством  и  реализацией  продукции, при планировании, учете и калькулировании  себестоимости  продукции группируются по статьям затрат. Перечень статей затрат, их  состав  и  методы  распределения  по  видам продукции, а также порядок оценки  остатков  незавершенного производства и  готовой  продукции  определяются  отраслевыми  методическими рекомендациями   по   вопросам   планирования,   учета   и   калькулирования себестоимости продукции с учетом  характера  и  структуры производства.

     Затраты  на  производство  продукции  включаются   в себестоимость продукции того отчетного  периода,  к  которому они  относятся,  независимо  от  времени  оплаты – предварительной или последующей (арендная плата, плата за  абонентское  обслуживание,  плата  за подписку на периодические издания  нормативно-технического  характера  и т.п.).

     Основные  преимущества данной системы:

     • возможность определить себестоимость и рентабельность отдельных видов продукции;

     • применение в целях финансового учета и составления внешней отчетности;

     • возможность исчислить полную себестоимость готовой продукции, запасов готовой продукции на складе и незавершенного производства;

     • широкая сфера применения;

     • возможность применения для расчета цены за единицу продукции.

     Усложнение организационной структуры предприятий, создание крупных предприятий с развитой региональной структурой значительно меняют структуру затрат в сторону увеличения доли косвенных затрат, что является причиной неоднозначного отнесения затрат к одной группе, усложняет механизм распределения косвенных затрат по объектам затрат и выбор экономически обоснованных коэффициентов распределения.

     К основным недостаткам системы можно отнести следующие:

     • субъективность выбора коэффициента распределения; при сложной организационной структуре и большом ассортименте продукции существует вероятность выбора некорректной базы распределения, что искажает реальную величину себестоимости и ведет к установлению необоснованных цен;

     • неоднозначность отнесения затрат к одной группе;

     • невозможность применения для сравнительного анализа себестоимости однородных товаров, производимых разными предприятиями; можно сопоставить полные себестоимости одинаковых товаров разных производителей, но невозможно провести качественный анализ структуры себестоимости, а именно, оценить влияние организационной структуры предприятия, доли постоянных затрат на величину себестоимости.

     Наиболее  эффективно применение системы на предприятиях малых и средних размеров, а  также на предприятиях, производящих один или несколько видов продуктов. На более крупных предприятиях, а также на предприятиях со значительной номенклатурой выпускаемой продукции эффективнее применять систему учета полных затрат в комбинации с другими системами учета. 

     3.4.2 Метод учёта затрат неполной себестоимости

     В  бухгалтерском   управленческом   учете   одним   из   альтернативных традиционному отечественному  подходу  к  калькулированию  является  подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается  неполная,  ограниченная себестоимость. Эта  себестоимость  может  включать  в  себя  только  прямые, затраты.  Она  может  калькулироваться  на  основе  только  производственных расходов,  т.е.  расходов,   непосредственно   связанных   с   производством продукции, даже если они косвенные. В каждом  случае  полнота включения затрат в себестоимость разная.  Однако  общим  для  этого  подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение  к  производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а  возмещаются  общей суммой  из  выручки.  В  этом  состоит  сущность  системы   учета   неполной себестоимости.

     Одной из модификаций данной системы является система «директ-костинг». Наименование директ-костинг как процесса исчисления затрат и директ-кост как системы, используемой для их оценки и контроля, было введено в 1936 г. американским экономистом Д. Харрисом. В развитых странах эта система имеет разное название: в Германии и Австрии – учет частичных затрат, в Великобритании – учет маржинальных затрат, во Франции — маржинальный учет.

     Основой системы директ-кост является деление всех затрат на постоянные и переменные в зависимости от влияния на них изменений объема производства и их раздельный учет. При этом себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат, а постоянные расходы собираются отдельно и списываются на счета финансовых результатов как расходы периода.

     Рыночные  отношения усложнили ориентацию отдельных товаров-производителей и, с одной стороны, повлияли на изменение объемов производства и увеличение доли постоянных затрат в общей сумме затрат, с другой стороны, существенно сказались на себестоимости изделий, а следовательно, и на их прибыли. По мере усиления тенденций повышается потребность производителей в информации о затратах на изготовление продукции и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства.

     Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости и маржинальном доходе и дает система директ-кост. Использование данной системы кардинально меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учету финансовых результатов. Применяемая в рамках этого метода схема построения отчета о доходах содержит два финансовых показателя: маржинальный доход (сумма покрытия) и прибыль.

     Маржинальный  доход – разница между выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. В состав маржинального дохода входит прибыль и постоянные затраты предприятия, после вычета из маржинального дохода постоянных затрат формируется показатель операционной прибыли.

     Международные стандарты не разрешают использовать систему директ-кост для составления внешнего отчета и расчета налогов. Ее можно применять только в целях управленческого учета. Однако использование данной системы позволяет оперативно изучить взаимосвязи между объемом производства, затратами и доходами, а следовательно, анализировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов при изменениях деловой активности. Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода. По существу, анализ сводится к определению точки безубыточности такого объема продаж, который обеспечивает организации нулевой финансовый результат. При этой величине выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости.

     В современных условиях  управляющие  должны  знать,  во  что  обходится производство отдельных видов продукции, независимо  от  того,  каков  размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников. Поэтому одним из принципов бухгалтерского управленческого  учета является  следующий:  самая  точная  калькуляция  не  та,  в  которую  после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все затраты  предприятия,  а та, в  которую  вносятся  издержки,  непосредственно  обеспечивающие  выпуск данной продукции.  Решить эту задачу можно, лишь используя систему «директ-костинг».

     Однако  применение данной системы имеет  ряд ограничений:

     • предприятие должно либо производить один продукт, либо иметь ограниченный ассортимент продукции;

     • размер постоянных затрат и цены на продукцию должны быть фиксированными в течение времени осуществления анализа;

     • должна существовать возможность классификации затрат на переменные и постоянные по единому критерию;

     • в идеальном случае объем производства должен быть ранен объему продаж. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Традиционной задачей управленческого учёта является калькулирования себестоимости, и, соответственно, учёт затрат. Сущность себестоимости как экономической категории состоит в том, что она аккумулирует в денежной форме все затраты предприятия, возмещение которых необходимо для осуществления проектного воспроизводства материальных благ. Только грамотно организованный учёт затрат позволяет вести оперативный анализ себестоимости по статьям затрат и принимать своевременные меры по снижению стоимости выпускаемой продукции (производимых работ, выполняемых работ, услуг), что даёт возможность влиять на их рыночную конкурентоспособность. Данный показатель особенно важен в современных сложившихся рыночных отношениях.

     Значительную  роль играет выбор правильного метода калькулирования для каждого  отдельного предприятия, а также  соблюдение  принципов калькуляции себестоимости. Под методом калькулирования себестоимости продукции и учёта затрат при этом понимают совокупность приёмов и способов сбора и документального оформления информации о произведённых затратах с целью последующего исчисления себестоимости выпускаемого продукта для обеспечения эффективного контроля и управления результатами.

     Не  смотря на то, что общепринятой классификации  методов учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции пока не существует, в данной курсовой работе была рассмотрена их классификация по трём основным признакам: по способу оценки затрат, по объектам учёта затрат, по полноте включения затрат в себестоимость. В экономической литературе имеются и другие варианты комбинаций методов – авторы работ добавляют или комбинируют разные методы. В работе были подробно проанализированы: сущность предложенных методов, особенности, достоинства и недостатки. Для облегчения понимания были приведены практические примеры применения основных методов калькулирования.

     Каждое  предприятие вольно выбирать такие методы управленческого учёта, которые ему удобны: в данной области нет жёстких законодательных требований. Выбор метода калькулирования зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры продукции, другими словами, от индивидуальных особенностей предприятия. Однако, необходимо выбирать наиболее подходящие методы учёта, которые не будут излишней бюрократизацией, мешать процессу производства, а позволят без лишних затрат отнести издержки к тому или иному процессу, проекту, и как следствие, конкретной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1 Положения по бухгалтерскому учёту. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.

      2 Основные положения по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утверждены Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, ЦСУ СССР 20 июля 1970 г.).

      3 Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Омега-Л: Высш.шк., 2007.

      4 Кузьмина М.С. Учёт затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.

      5 Николаева О.Е. Управленческий учёт. М.: Бератор-Пресс, 2003.

     6 Карпова Т.П. Управленческий учёт: учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2006.

     7 Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт: учебник для вузов. М.: Экономистъ, 2004.

     8 Попова Л.В. Процедура внутрипроизводственного учёта затрат и управления себестоимостью // Журнал "Финансовый менеджмент". – 2004. –  №1.

     9 Самусенко С.А. Система попередельного  учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции // Журнал "Управленческий учёт". – 2006. – №5. 

Информация о работе Методы учёта затрат и калькулирования