Направления совершенствования бухгалтерского и налогового учёта предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание

Цель работы. Целью курсовой работы является исследование учёта расчётов по налоговым платежам, его законодательного регулирования и практического использования.
Исходя из определенной цели, были определены следующие задачи:
- во-первых, раскрыть теоретические аспекты регулирования учёта расчётов по налогам и сборам, путём анализа законодательно-нормативных актов;
- во-вторых, рассмотреть порядок расчёта учётов организации, на примере ОАО «Копир»;
- в-третьих, произвести расчет налоговой нагрузки данного предприятия по различным методикам с выявлением проблем;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Законодательно-нормативное регулирование учёта расчётов по налогам и сборам……………………………………………………………………………...6
1.1 Нормативное регулирование налогового учёта предприятия……………6
1.2 Характеристика регистров по учёту налогов и сборов………………….14
1.3 Обзор экономического содержания бухгалтерских счетов по синтетическому и аналитическому учёту……………………………………...17
2. Организация налогового учёта на предприятии ОАО «Копир»…………...20
2.1 Обзор основных показателей деятельности предприятия………………20
2.2 Характеристика системы налогообложения предприятия……………...24
2.3 Учёт расчётов по налогам уплачиваемые предприятием……………….25
3. Направления совершенствования бухгалтерского и налогового учёта предприятия……………………………………………………………………...31
3.1 Дифференцирование бухгалтерского и налогового учёта предприятия……………………………………………………………………...31
3.2 Внедрение автоматизации налогового учёта по современным системам………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

аритмия.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Законодательно-нормативное  регулирование учёта расчётов  по налогам и сборам……………………………………………………………………………...6

   1.1 Нормативное  регулирование налогового учёта  предприятия……………6

   1.2 Характеристика  регистров по учёту налогов и сборов………………….14

   1.3 Обзор  экономического содержания бухгалтерских  счетов по      синтетическому  и аналитическому учёту……………………………………...17

2. Организация  налогового учёта на предприятии  ОАО «Копир»…………...20

   2.1 Обзор  основных показателей деятельности предприятия………………20

   2.2 Характеристика  системы налогообложения предприятия……………...24

   2.3 Учёт  расчётов по налогам уплачиваемые  предприятием……………….25

3. Направления  совершенствования бухгалтерского  и налогового учёта предприятия……………………………………………………………………...31

   3.1 Дифференцирование бухгалтерского и налогового учёта предприятия……………………………………………………………………...31

   3.2 Внедрение  автоматизации налогового учёта по современным системам………………………………………………………………………….32

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...37

Приложения……………………………………………………………………...38 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы. Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом  развития рыночной экономики. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

     Налоговые вопросы занимают почетное место  в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность целостности полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению, накоплен огромный многолетний опыт. Сегодня очень мало изданий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти, глубоко продуманные, просчитанные предложения по снижению налоговой нагрузки, отвечающие условиям законности. Актуальность выбранной нами темы очевидна в сложившейся ситуации налоговых преобразований в стране.

Цель  работы. Целью курсовой работы является исследование учёта расчётов по налоговым платежам, его законодательного регулирования и практического использования.

     Исходя  из определенной цели, были определены следующие задачи:

     - во-первых, раскрыть теоретические  аспекты регулирования учёта расчётов по налогам и сборам, путём анализа законодательно-нормативных актов;

     - во-вторых, рассмотреть порядок расчёта учётов организации, на примере ОАО «Копир»;

     - в-третьих, произвести расчет  налоговой нагрузки данного предприятия  по различным методикам с выявлением проблем;

     - в-четвертых, разработать предложения  по совершенствованию налогообложения  исследуемого предприятия и снижению  его налоговой нагрузки.

     Объектом  исследования является ОАО «Копир»;

     Предметом исследования – система учёта налогообложения на данном предприятии.

     Практическая  значимость курсовой работы. В рамках курсовой работы проведен анализ налогообложения конкретного предприятия, а так же произведены расчеты его налоговой нагрузки. По результатам проведенного анализа выявлены основные проблемы налогообложения организации и пути его совершенствования, через оптимизацию налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Законодательно-нормативное  регулирование учёта  расчётов по налогам  и сборам.

1.1 Нормативное регулирование  налогового учёта  предприятия. 

     В соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года все организации  обязаны определять облагаемую базу по налогу на прибыль по данным налогового, а не бухгалтерского учета. Таким  образом, организации являющиеся налогоплательщиками по налогу на прибыль должны кроме бухгалтерского учета вести еще и налоговый учёт [2].

     Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового Кодекса. Налоговый учёт — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Он осуществляется в целях формирования достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Кроме того, налоговый учет необходим при обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.

     Согласно  Налоговому кодексу РФ информация о  налоговом учёте должна отражать порядок формирования суммы доходов  и расходов; порядок определения  доли расходов, учитываемых для целей  налогообложения в текущем налоговом (отчётном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Организации предоставляется право самостоятельно организовывать систему налогового учёта, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета и условий хозяйственной деятельности. Налоговый учет ведётся последовательно от одного налогового периода к другому.

     Организация обязана разрабатывать приказ об учётной политике организации для целей налогообложения, который утверждается соответствующим приказом руководителя.

     Систему налогового учёта организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).

     В связи с изменениями, введёнными законодательством по налогу на прибыль, осложнились задачи ведения учёта  в организациях. Налоговый учёт доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учёта и становится самостоятельным направлением учёта фактов хозяйственной жизни организаций.

     В настоящее время в практической деятельности организаций сложились три подхода к ведению налогового учёта:

1. Формирование  данных налогового учёта на  счетах бухгалтерского учёта.

2. Параллельное  ведение бухгалтерского и налогового  учёта.

3. Ведение  учёта по правилам налогового  учёта.

     1. Первый подход основан на том, что данные налогового учёта получают на основе регистров бухгалтерского учёта и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учёта. Этот подход получил законное обоснование после внесения изменений в главу 25 и статью 313 Налогового Кодекса Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ [4].

     В статье 313 записано: "В случае если в регистрах бухгалтерского учёта содержится недостаточно информации для определения налоговой базы …налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учёта дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учёта, либо вести самостоятельные регистры налогового учёта".

     Этот  подход к ведению учёта менее  трудоемок и более гибок в  условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.

     Основная  идея "встраивания" налогового учёта  внутрь бухгалтерского учёта базируется на выявлении сходств и различий бухгалтерского и налогового учета  подходов в группировке объектов учета. В бухгалтерском и налоговом учёте могут применяться одинаковые и различные методы группировки (классификации) и оценки объектов учёта. Даты получения доходов и осуществления расходов также могут признаваться одинаково или по-разному в бухгалтерском и налоговом учёте.

     Так курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки, списанная дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском и налоговом учёте отражаются в составе внереализационных доходов и даты признания доходов и расходов совпадают. Не совпадают подходы с точки зрения бухгалтерского и налогового учета по амортизации основных средств, расходов на НИОКР, суммовых разниц у покупателя и поставщика и других доходов и расходов. В таких случаях необходимо дополнять регистры бухгалтерского учёта реквизитами и/или дополнительно вести расчёты и ведомости налогового учёта.

     Очевидно, что применение первого подхода  наиболее осуществимо сегодня, так  как не требует значительных затрат времени и денежных средств. При  этом каждая организация-налогоплательщик должна четко определить основные различия в отражении операций и имущества для целей бухгалтерского и налогового учета и разработать способы корректировки бухгалтерских форм и/или дополнительные формы регистров налогового учета. Для средних и малых предприятий, а также организаций, ведущих учёт вручную в журналах-ордерах или в электронных таблицах Excel, применять этот подход можно на постоянной основе.

     Применение  первого подхода также может  быть первоначальной стадией 

     2. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учёта - Данный подход основан на параллельном ведении бухгалтерского и налогового учёта на основе первичных документов. При этом подходе отдельно формируются регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчетность по правилам бухгалтерского учёта, а также регистры налогового учёта и декларация по налогу на прибыль по правилам налогового учёта.

     Вполне  понятно, что осуществление второго  подхода возможно только в системе  компьютерной обработки данных, поэтому  на рынке программных продуктов  предлагаются системы налогового учета, адаптируемые для конкретных организаций. При внедрении программ компьютерного учета особое внимание следует обратить на постановку технического задания для ведения налогового учета. Предварительно должно быть проведено обследование системы бухгалтерского учета и учетной политики предприятия. На основе понимания сходств и различий бухгалтерского и налогового учета и задачи оптимизации налогообложения разрабатывается концепция налогового учета (далее по тексту - Концепция) и учётная политика для целей налогообложения. Концепция и учётная политика служат основанием для разработки стандарта налогового учёта, который является техническим заданием для внедрения выбранного программного продукта. Практическое осуществление данного подхода требует значительных затрат времени и средств организации.

Информация о работе Направления совершенствования бухгалтерского и налогового учёта предприятия