Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание

Целью своей работы вижу в рассмотрении всего массива нормативно-правовых и прочих актов, связанных с бухгалтерским учетом, и выделении из него основных документов, образующих структуру всей системы российского бухгалтерского законодательства, рассмотрении этих документов в совокупности и по отдельности для определения их значения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Содержание

1.Сущность системы нормативного регулирования
1.1 Понятие нормативного регулирования
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета
2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
2.1 Законодательный уровень
2.2 Нормативный уровень
2.3 Методический уровень
2.4 Организационный уровень
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 62.04 Кб (Скачать документ)

Поскольку факторы, оказывающие воздействие на формирование системы бухгалтерского учёта взаимосвязаны, в странах с похожими социально-экономическими условиями принципы учёта имеют  много общего. Наиболее распространённая классификация моделей бухгалтерского учёта основана на правовой системе  и различном влиянии инфляционных процессов. В странах общего или  прецедентного права (Англия, США) законодательство построено на судебных решениях, которые  регулируют конкретные отношения и  образуют единую систему права. Учётные  стандарты определяются в основном различными неправительственными профессиональными  ассоциациями бухгалтеров.

В других странах (континентальная Европа, Япония) исторической основой законодательства являются материальные нормы римского права, где основной источник права –  закон. Правовые нормы регулируют общий  круг отношений; частное право кодифицировано и подразделяется на гражданское  и торговое. В отличие от первой группы стран данная правовая система  жестко и детально регламентирует правила  ведения бухгалтерского учёта.

В соответствии с этой классификацией можно выделить 3 основные модели бухгалтерского учёта [35.- с. 928].

Британо-американская модель. Для данной модели характерно отсутствие государственного регулирования  бухгалтерского учета, разработка стандартов бухгалтерского учета осуществляется профессиональными организациями. Ключевой вклад в развитие этой модели внесли Великобритания, США и Голландия. Здесь активное развитие акционерной  формы владения капитала привело  к тому, что бухгалтерская отчётность рассматривается как основной источник информации для инвесторов и кредиторов. Почти все компании присутствуют на рынке ценных бумаг, и они напрямую заинтересованы в предоставлении объективной  информации о своём финансовом положении. Эта модель в большинстве стран  предполагает использование принципа учёта по первоначальной стоимости (historical cost principle). Предполагается, что  влияние инфляции невелико и хозяйственные  операции (реализация, произведение затрат, приобретение финансовых активов) отражаются по ценам на момент сделок. В середине 70-х гг., когда в США в результате нефтяного кризиса увеличились темпы инфляции, Совет по финансовым учётным стандартам рекомендовал предоставлять отчётность с корректировкой на инфляцию, однако уже в 1984 г., когда инфляция снизилась, от этого правила отказались.

Британско-американская концепция учёта была впоследствии «экспортирована» в бывшие английские колонии и близкие торговые партнёры Великобритании и США. В настоящее  время её используют: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа - Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка.

Континентальная модель. Бухгалтерский учет регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью. Учетная практика направлена, прежде всего, на удовлетворение требований правительства, в частности, в отношении налогообложения, и  соответствует национальному макроэкономическому  плану. Родоначальниками этой модели считаются  страны континентальной Европы и  Япония. Здесь специфика бухучёта обусловлена двумя факторами: ориентация бизнеса на крупный банковский капитал  и соответствие требованиям фискальных органов. Привлечение инвестиций осуществляется с непосредственным участием банков, и поэтому финансовая отчётность компаний предназначена в первую очередь для них, а не для участников рынка ценных бумаг. В континентальной  модели значительное влияние на порядок  составления отчётности оказывают  государственные органы. Это можно  объяснить приоритетностью задачи государства по сбору налогов. В  основном страны с этой моделью также  руководствуются принципом неизменности первоначальной оценки. Россия относится  к континентальной модели бухучёта, определённое влияние на наш бухучёт  оказали Германия и Франция.

Данную модель используют: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Германия, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Россия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Южноамериканская  модель. Ключевое воздействие на становление  бухучёта в южноамериканских странах  оказали инфляционные процессы. Поэтому  отличительной характеристикой  этой модели является метод корректировки  показателей отчётности с учётом изменения общего уровня цен. Поправка на инфляцию необходима для обеспечения  достоверности текущей финансовой информации (особенно в отношении  долгосрочных активов). Корректировка  отчётности ориентирована на потребности  государства по исполнению доходной части бюджета.

Южноамериканская  модель применяется в странах: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

Помимо перечисленных  моделей, некоторые страны используют смешанные системы с национальной спецификой. Например, специалисты  выделяют исламскую модель, которая  развивалась под сильным влиянием мусульманской религии.

Следует подчеркнуть, что деление на модели учёта весьма условно – не существует и двух стран с полностью идентичными  системами учёта. С другой стороны, в силу объективных процессов в мировой экономике очевидна необходимость международной стандартизации бухучёта. Проблемами унификации стандартов учёта и отчётности занимается ряд организаций.

Как отмечалось выше, регулирование бухгалтерского учета в России относится к  континентальной модели, где главенствующая роль в определении основных принципов  учета принадлежит государству, которое разрабатывает и утверждает обязательные к исполнению нормативно-правовые акты.

И так, система  нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней имеющих разный статус и степень обязательности их выполнения [39.- с. 117].

Документы первого  уровня — это Федеральный закон  о бухгалтерском учете, иные федеральные  законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства  Российской Федерации, прямо или  косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации, в том  числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных  обществах" и другие.

Второй уровень  составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством  финансов Российской Федерации, устанавливающие  принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся  к отдельным участкам учета, возможные  бухгалтерские приемы.

К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и  разъяснений, предлагающие возможные  варианты постановки бухгалтерского учета  в организации в зависимости  от ее отраслевой принадлежности, масштабов  и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней  системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета. Важнейшими документами  этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень  системы - это рабочие документы  организации, формирующие учетную  политику в методическом, техническом  и организационном аспектах (рабочий  план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и тому подобное).

Более подробно эти уровни будут рассмотрены  в следующей главе.

нормативный регулирование  бухгалтерский учет  
 

2. Уровни нормативного  регулирования бухгалтерского  учета в России  

2.1 Законодательный  уровень

К нормативным  документам первого, высшего, законодательного, уровня системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета относят федеральные  законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления  Правительства), регулирующие прямо  или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К ним  относят: Конституцию Российской Федерации [1], Гражданский [3-4], Трудовой [7], Бюджетный [2] и Налоговый кодексы [5-6], Постановление  Правительства «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО» [8] Федеральные законы "О  государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и другие. Особое место в этом уровне системы занимают Федеральный закон "О бухгалтерском  учете" [10] и Положение по ведению  бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации [11].

Как было сказано  выше, система нормативного регулирования  представляет собой целостную, взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иных актов, призванных упорядочить ту или иную область  общественных отношений. Все вышеперечисленные  нормативные акты, будучи на вершине  системы бухгалтерского законодательства задают с разной степенью конкретности общие, обязательные правила, связанные  с ведение бухгалтерского учета. Зафиксированные здесь правила  стали основой, на которой выстроилась  вся система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Рассмотрим некоторые, наиболее важные, основоустанавливающие  правовые акты более подробно.

Конституция Российской Федерации [1], будучи основным законом  страны, не могла обойти вниманием  такой важный элемент хозяйственной  жизни общества, как бухгалтерский  учет. Так, из статьи 71 (пунктов "ж", "р") во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункта "б" части 1) следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики, обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске; бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и иной экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки его достоверности [37.- с. 5].

Гражданский кодекс Российской Федерации [3-4]. В его первой части [3] законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди  них: наличие самостоятельного баланса  как необходимый признак юридического лица [3.- ст. 48]; обязательность утверждения  годового бухгалтерского отчета [3.- ст. 91, 97, 103, 110]; обязательные случаи аудиторского заключения [3.- ст. 91, 103]; понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий) [3.- ст. 105, 106]; порядок реорганизации  и ликвидации различных видов  юридического лица [3.- ст. 57-64]. Во второй части Кодекса [4] раскрыты основы договорной работы, являющейся основой формирования оправдательной и первичной учетной  документации, и заложены подходы  в отражении конкретных хозяйственных  операций в бухгалтерском учете.

Федеральный закон  №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [10], принятый 21 ноября 1996 г. стал важнейшим  звеном российского бухгалтерского законодательства. В нем был обобщен  опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву [42.- c. 72]. В нем были определены концептуальные положения и общие принципы организации  и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность  юридических и физических лиц, управляющего персонала, меры, обеспечивающие достоверность  бухгалтерской информации, порядок  публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования  всей системы бухгалтерского учета.

Закон «О бухгалтерском  учете» состоит из IV глав и 19 статей.

В главе I "Общие  положения" дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его  объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные  операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический  учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и так далее). Изложен порядок  регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее  методологическое руководство бухгалтерским  учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым  предоставлено право регулирования  бухгалтерского учета, разрабатывают  и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета  в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

В главе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" определены требования к ведению бухгалтерского учета (ведение учета путем двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, на русском языке, в валюте Российской Федерации, формирование учетной политики и обязательность ведения обособленного учета текущих затрат, капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В главе III "Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России