Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:48, курсовая работа
Целью своей работы вижу в рассмотрении всего массива нормативно-правовых и прочих актов, связанных с бухгалтерским учетом, и выделении из него основных документов, образующих структуру всей системы российского бухгалтерского законодательства, рассмотрении этих документов в совокупности и по отдельности для определения их значения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.
1.Сущность системы нормативного регулирования
1.1 Понятие нормативного регулирования
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета
2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
2.1 Законодательный уровень
2.2 Нормативный уровень
2.3 Методический уровень
2.4 Организационный уровень
Заключение
Список используемой литературы
Поскольку факторы,
оказывающие воздействие на формирование
системы бухгалтерского учёта взаимосвязаны,
в странах с похожими социально-экономическими
условиями принципы учёта имеют
много общего. Наиболее распространённая
классификация моделей
В других странах (континентальная Европа, Япония) исторической основой законодательства являются материальные нормы римского права, где основной источник права – закон. Правовые нормы регулируют общий круг отношений; частное право кодифицировано и подразделяется на гражданское и торговое. В отличие от первой группы стран данная правовая система жестко и детально регламентирует правила ведения бухгалтерского учёта.
В соответствии с этой классификацией можно выделить 3 основные модели бухгалтерского учёта [35.- с. 928].
Британо-американская
модель. Для данной модели характерно
отсутствие государственного регулирования
бухгалтерского учета, разработка стандартов
бухгалтерского учета осуществляется
профессиональными
Британско-американская концепция учёта была впоследствии «экспортирована» в бывшие английские колонии и близкие торговые партнёры Великобритании и США. В настоящее время её используют: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа - Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка.
Континентальная
модель. Бухгалтерский учет регламентируется
законодательно и отличается значительной
консервативностью. Учетная практика
направлена, прежде всего, на удовлетворение
требований правительства, в частности,
в отношении налогообложения, и
соответствует национальному
Данную модель используют: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Германия, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Россия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Южноамериканская
модель. Ключевое воздействие на становление
бухучёта в южноамериканских странах
оказали инфляционные процессы. Поэтому
отличительной характеристикой
этой модели является метод корректировки
показателей отчётности с учётом
изменения общего уровня цен. Поправка
на инфляцию необходима для обеспечения
достоверности текущей
Южноамериканская модель применяется в странах: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Помимо перечисленных
моделей, некоторые страны используют
смешанные системы с
Следует подчеркнуть, что деление на модели учёта весьма условно – не существует и двух стран с полностью идентичными системами учёта. С другой стороны, в силу объективных процессов в мировой экономике очевидна необходимость международной стандартизации бухучёта. Проблемами унификации стандартов учёта и отчётности занимается ряд организаций.
Как отмечалось
выше, регулирование бухгалтерского
учета в России относится к
континентальной модели, где главенствующая
роль в определении основных принципов
учета принадлежит государству,
которое разрабатывает и
И так, система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней имеющих разный статус и степень обязательности их выполнения [39.- с. 117].
Документы первого уровня — это Федеральный закон о бухгалтерском учете, иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и другие.
Второй уровень
составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету, утверждаемые Министерством
финансов Российской Федерации, устанавливающие
принципы и базовые правила
К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.
Четвертый уровень системы - это рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и тому подобное).
Более подробно эти уровни будут рассмотрены в следующей главе.
нормативный регулирование
бухгалтерский учет
2.
Уровни нормативного
регулирования бухгалтерского
учета в России
2.1 Законодательный уровень
К нормативным
документам первого, высшего, законодательного,
уровня системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета относят федеральные
законы и иные законодательные акты
(указы Президента, постановления
Правительства), регулирующие прямо
или косвенно постановку бухгалтерского
учета в организации. К ним
относят: Конституцию Российской Федерации
[1], Гражданский [3-4], Трудовой [7], Бюджетный
[2] и Налоговый кодексы [5-6], Постановление
Правительства «Программа реформирования
бухгалтерского учета в соответствии
с МСФО» [8] Федеральные законы "О
государственной поддержке
Как было сказано выше, система нормативного регулирования представляет собой целостную, взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иных актов, призванных упорядочить ту или иную область общественных отношений. Все вышеперечисленные нормативные акты, будучи на вершине системы бухгалтерского законодательства задают с разной степенью конкретности общие, обязательные правила, связанные с ведение бухгалтерского учета. Зафиксированные здесь правила стали основой, на которой выстроилась вся система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Рассмотрим некоторые, наиболее важные, основоустанавливающие правовые акты более подробно.
Конституция Российской Федерации [1], будучи основным законом страны, не могла обойти вниманием такой важный элемент хозяйственной жизни общества, как бухгалтерский учет. Так, из статьи 71 (пунктов "ж", "р") во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункта "б" части 1) следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики, обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске; бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и иной экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки его достоверности [37.- с. 5].
Гражданский кодекс
Российской Федерации [3-4]. В его первой
части [3] законодательно закреплены многие
вопросы учетной работы. Среди
них: наличие самостоятельного баланса
как необходимый признак
Федеральный закон
№129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [10],
принятый 21 ноября 1996 г. стал важнейшим
звеном российского бухгалтерского
законодательства. В нем был обобщен
опыт бухгалтерского учета в рыночной
экономике применительно к
Закон «О бухгалтерском учете» состоит из IV глав и 19 статей.
В главе I "Общие
положения" дано определение сущности
бухгалтерского учета. Названы его
объекты (имущество организации, ее
обязательства и хозяйственные
операции), указаны задачи бухгалтерского
учета, приведены основные понятия,
используемые в бухгалтерском учете
(синтетический и
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
В главе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" определены требования к ведению бухгалтерского учета (ведение учета путем двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, на русском языке, в валюте Российской Федерации, формирование учетной политики и обязательность ведения обособленного учета текущих затрат, капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В главе III "Основные
правила составления и
Информация о работе Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России