Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание

Целью своей работы вижу в рассмотрении всего массива нормативно-правовых и прочих актов, связанных с бухгалтерским учетом, и выделении из него основных документов, образующих структуру всей системы российского бухгалтерского законодательства, рассмотрении этих документов в совокупности и по отдельности для определения их значения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Содержание

1.Сущность системы нормативного регулирования
1.1 Понятие нормативного регулирования
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета
2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
2.1 Законодательный уровень
2.2 Нормативный уровень
2.3 Методический уровень
2.4 Организационный уровень
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 62.04 Кб (Скачать документ)

В главе IV "Заключительные положения" определена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Необходимо отметить, что статьи данного Закон взаимосвязаны  между собой, и понятия, которые  обозначаются в первых статьях закона получают свое дальнейшее развитие в  последующих статьях и главах. Так, в пункте 1 статьи 1 Закона дается определение бухгалтерскому учету, как упорядоченной системе сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций; здесь нашли  отражение последовательные этапы  бухгалтерского учета: сбор, регистрация  и обобщение информации, а затем  все три этапа получили свое дальнейшее раскрытие в статьях 9 «Первичные учетные документы», 10 «Регистры бухгалтерского учета» и в главе 3 «Бухгалтерская отчетность».

Так статья 9 Закона называется «Первичные учетные документы» и соответствует этапу сбора  бухгалтерской информации. В пункте 1 данной статьи установлено законодательное  требование документального оформления всех хозяйственных операций, проводимых организацией.

Документ, которым  оформляется проводимая хозяйственная  операция, имеет двойное предназначение:

во-первых, этот документ является оправдательным, т.е. подтверждает факт совершения организацией хозяйственных операций;

во-вторых, документ служит первичным учетным документом, на основании которого производятся записи в бухгалтерском учете.

Важность первичных  учетных документов подтверждена в  пункте 2 статьи 9 тем, что они принимаются  к учету только в случаи, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а если используется первичный документ, форма которого не предусмотрена  в указанных альбомах, то он должен содержать некоторые обязательные реквизиты (наименование документа, дату составления документа, содержание хозяйственной операции, личные подписи  указанных лиц и другие). Кроме  того, согласно пункту 3 статьи 9 лица, имеющих  право подписи первичных учетных  документов, утверждаются руководителем  организации по согласованию с главным  бухгалтером, эти же лица в дальнейшем несут ответственность за своевременное  и качественное оформление первичных  учетных документов, передачу их в  установленные сроки для отражения  в бухгалтерском учете, а также  достоверность содержащихся в них  данных (пункт 4 статьи 9).

Таким образом, первичные документы, соответствующие  этапу сбора бухгалтерской информации, являются основой бухгалтерского учета.

Статья 10 Закона называется «Регистры бухгалтерского учета» и соответствует стадии регистрации  бухгалтерской информации, которая  происходит на основе принятых к учету  первичных документах, правила составления  и ведения которых описаны  в статье 9 данного Закона. Регистрируемая информация о хозяйственных операциях  отражается на регистрах бухгалтерского учета в хронологическом порядке  по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Сами формы  регистров бухгалтерского учета  в соответствии с пунктом 19 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации разрабатываются  и рекомендуются Министерством  финансов Российской Федерации и  органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования  бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями  при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

На основе регистров  бухгалтерского учета, независимо от их формы, составляется баланс предприятия, то есть итоговая бухгалтерская отчетность предприятия.

Итоговой бухгалтерской  отчетности предприятия посвящена  глава 3, то есть именно в этой главе  получил свое раскрытие третий этап бухгалтерского учета – обобщение  бухгалтерской информации, который  был зафиксирован в определении  бухгалтерского учета.

Обобщение бухгалтерской  информации и ее продукт в виде бухгалтерской отчетности являются отражением результатов деятельности всей организации, и по этому пристально контролируются всеми заинтересованными  пользователями бухгалтерской информации. Следствием такой важности бухгалтерской  отчетности явилось выделение под  нее отдельной главы Закона, в  которой описаны ее состав, сроки  и адреса предоставления и условия  публичности.

Так, обязанность  составлять и предоставлять бухгалтерскую  отчетность согласно пункту 1 статьи 13 возложена на все организации. Хотя здесь и говорится обо всех организациях, следует учитывать, что  Закон согласно пункту 3 статьи 4 не распространяется на организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения (за исключением ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов). Соответственно обязанность  составления бухгалтерской отчетности на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не распространяется.

В пункте 2 статьи 13 Закона четко прописан состав бухгалтерской  отчетности организаций, в которую  входят:

а) бухгалтерский  баланс;

б) отчет о  прибылях и убытках;

в) приложения к  ним, предусмотренные нормативными актами;

г) аудиторское  заключение;

д) пояснительная  записка.

Состав бухгалтерской  отчетности для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг) определен  отдельно в пункте 4 статьи 15, и в  него входят:

а) бухгалтерский  баланс;

б) отчет о  прибылях и убытках;

в) отчет о  целевом использовании полученных средств.

Помимо состава  бухгалтерской отчетности в законе прописаны и сроки их предоставления: квартальная бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года. Общественные организации предоставляют  бухгалтерскую отчетность только раз  в год.

Бухгалтерская отчетность подписывается главным  бухгалтером и руководителем  организации.

Рассматривая  вопрос об этапах бухгалтерского учета, необходимо заметить, что все этапы  тесно связаны между собой. Так, например, этап сбора информации также  является и этапом ее регистрации, так  как любая информация, собираясь, регистрируется в первичных учетных  документах. Этап регистрации может  выступать в качестве этапа обобщения  бухгалтерской информации, так как  запись в регистры бухгалтерского учета  представляет собой, по сути, обобщение  информации на основе какого-либо признака.

Аналогичное отражение  имеют не только этапы учета, но все  остальные категории, обозначенные в определении бухгалтерского учета.

Данный закон  имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку  он:

а) повышает юридический  статус норм бухгалтерского учета для  коммерческих и некоммерческих организаций;

б) закрепляет обязанность  ведения бухгалтерского учета в  юридических лицах;

в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Особняком в  первой группе документов стоит Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации [11], появление  которого связано с нормой Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части осуществления Правительством Российской Федерации общего методологического  руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации. В целях  реализации этой нормы распоряжением  от 21.03.98 № 382-р Правительство РФ обязало  Минфин России разработать и утвердить  Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. На основе данного  Положения были разработаны Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ) [12-30], в  которых нормы Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности получили более подробное  раскрытие.

2.2 Нормативный уровень

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) [12-30], составленные на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО [8], устанавливают принципы, правила  и способы ведения организациями  учета хозяйственных операций, составление  и представление бухгалтерской  отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, разработка которых  вменена в обязанность Законом  о бухгалтерском учете Минфину  РФ. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся  к отдельным участкам учета, возможные  бухгалтерские приемы без раскрытия  конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

ПБУ представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета  в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений  по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством.

Разработка ПБУ  базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами [42.- c. 78]. Структура каждого  стандарта включает:

-  введение (общие положения);

-  определения;

-  содержание;

-  необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного ПБУ;

-  дату вступления в действие.

В первой части  ПБУ — введении указывается, что  данное ПБУ устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском  учете информации о сфере применения этого Положения. Определяются условия, на которых используется объект в  учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и прочее). Приводится характеристика организации  учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным ПБУ.

Во введении наряду с раскрытием общего содержания ПБУ указываются также его  цели и задачи.

Во второй части  Положения даются определения основных понятий, что позволяет однозначно понимать термины, содержание соответствующих  объектов учета и их показатели.

Основное содержание объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях ПБУ.

Разработка и  внедрение в практику Положений  по бухгалтерскому учету происходит в рамках «Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которая была принята  постановлением Правительства № 283 от 6 марта 1998 г. В данной Программе  прописано, что ключевым элементом  реформирования бухгалтерского учета  и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение  ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение  их в практику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Таким образом, отечественные ПБУ  разрабатываются в соответствии с МФСО.

План внедрения  положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику утвержден распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 22 мая 1998 г. № 587-р [9] в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" [8]. Разработанные и  внедренные на сегодняшний день ПБУ [12-30] представлены в таблице 1.

 
Таблица 1

Положения по бухгалтерскому учёту

№ ПБУ Название документа Соответствующий международный стандарт [40]
ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций» МСФО 1
ПБУ 2/94 «Учет доходов (контрактов) на капитальное строительство» МСФО 11
ПБУ 3/2000 «Учет активов  и обязательств организации, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте» МСФО 21
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская  отчетность организации» МСФО 1
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» МСФО 2
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» МСФО 16
ПБУ 7/98 «События после  отчетной даты» МСФО 10
ПБУ 8/01 «Условные факты  хозяйственной деятельности» МСФО 10
ПБУ 9/99 «Доходы организации» -
ПБУ 10/99 «Расходы организации» -
ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» МСФО 28
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» МСФО 14
ПБУ 13/2000 «Учет государственной  помощи» МСФО 20
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» МСФО 38
ПБУ 15/2001 «Учет займов и  кредитов и затрат по их обслуживанию» МСФО 23
ПБУ 16/2002 «Информация по прекращаемой деятельности» МСФО 35
ПБУ 17/2002 «Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы» МСФО 28
ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль» МСФО 12
ПБУ19/2002 «Учет финансовых вложений» МСФО 39
ПБУ 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности» МСФО 31

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России