Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание

Целью своей работы вижу в рассмотрении всего массива нормативно-правовых и прочих актов, связанных с бухгалтерским учетом, и выделении из него основных документов, образующих структуру всей системы российского бухгалтерского законодательства, рассмотрении этих документов в совокупности и по отдельности для определения их значения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Содержание

1.Сущность системы нормативного регулирования
1.1 Понятие нормативного регулирования
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета
2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
2.1 Законодательный уровень
2.2 Нормативный уровень
2.3 Методический уровень
2.4 Организационный уровень
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 62.04 Кб (Скачать документ)

Из перечисленных  положений особенно важным является Положение «Учетная политика организаций»[12], так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные  в виде требований и допущений. Считаю необходимым остановиться на них  более подробно.

Допущение имущественной  обособленности означает, что активы и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций

Допущение непрерывности  деятельности означает, что организация  будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у  нее отсутствуют намерения и  необходимость ликвидации или существенного  сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного года к другому.

Допущение временной  определенности факторов хозяйственной  деятельности означает, что факты  хозяйственной деятельности организации  относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени  поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Требование полноты  указывает на необходимость полноты  отражения в бухгалтерском учете  всех факторов хозяйственной деятельности.

Требование своевременности  указывает на необходимость своевременного отражения фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете  и бухгалтерской отчетности.

Требование осмотрительности указывает на большую готовность к признанию в бухгалтерском  учете расходов и обязательств, чем  возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Требование приоритета содержания перед формой указывает  на необходимость отражать в бухгалтерском  учете факторы хозяйственной  деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости указывает на необходимость тождества  данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный  день каждого месяца.

Требование рациональности указывает на необходимость рационального  ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

2.3 Методический уровень

Как было сказано  в предыдущем параграфе, ПБУ хотя и дают базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся  к отдельным участкам учета, и  возможные бухгалтерские приемы, но не раскрывают конкретного механизма  применения их к определенному виду деятельности [36.- c. 36].

Такое раскрытие  должно осуществляться в документах третьего уровня — методических указаниях  по ведению бухгалтерского учета, в  том числе, в инструкциях, рекомендациях  и тому подобное. К этой группе документов относятся План счетов [31], методические рекомендации по планированию, учету  и калькулированию себестоимости  продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской  отчетности и другое. К ним также  можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, договор о доверительно управлении, векселя и казначейские обязательства, лизинговое имущество и другие).

В методических указаниях и методических рекомендациях  осуществляется детальная проработка и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких  уровней. Требования нормативных документов первого и второго уровней  конкретны и однозначны, они обязательны  к применению. Положения методических рекомендаций носят более общий  характер и предназначены для  использования предприятиями и  организациями при разработке методологической базы учета с учетом специфики  финансово-хозяйственной деятельности, в основном при формировании учетной  политики.

Важнейшими документами  этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и Инструкция по его применению [31]. Остановимся  на этом документе более подробно.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, которую должны применять  организации всех организационно-правовых форм собственности различных отраслей народного хозяйства, транспорта и  так далее. Специфические особенности  некоторых из них учитываются  на отдельных счетах, которые вправе вводить организации по ходатайству  соответствующих министерств и  ведомств, последние обязаны согласовывать  необходимость применения этих счетов с Министерством финансов Российской Федерации.

План счетов представляет собой строго иерархическую  структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого  порядка) и субсчета (счета второго  порядка). Если ведение счетов и указание их нумерации является строго обязательным, то использование в текущем учете  субсчетов такой жесткой регламентации  не имеет.

Такой методологический подход к применению единого Плана  счетов создает четкую регламентацию  при организации бухгалтерского учета, упрощает его ведение, дает возможность  автоматизировать все участки бухгалтерского учета, сведя к минимуму ошибки в  корреспонденции счетов.

В Плане счетов по каждому синтетическому счету  дана типовая схема его корреспонденции  с другими синтетическими счетами, которая закладывается в программы  при разработке автоматизированных систем учета. Это не исключает возможности  при возникновении новых фактов хозяйственной деятельности дополнить  типовую схему новыми корреспонденциями. Но при этом следует строго соблюдать  основные методические принципы ведения  бухгалтерского учета, которые изложены в Инструкции по применению Плана  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций.

На основе Плана  счетов бухгалтерского учета организация  утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических  и аналитических (включая субсчета) счетов, применяемых этой организацией.

Таким образом, План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и  группировки фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете  организации.

Он является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного  хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы  собственности и организационно-правовой формы.

В основу построения Плана счетов положены следующие  подходы:

а) преемственность  в построении плана счетов;

б) строгая иерархия счетов и субсчётов;

в) сочетание  государственного регулирования учета  и предоставления хозяйствующим  субъектам максимально возможной  самостоятельности в выборе перечня  субсчетов и аналитических счетов бухгалтерского учета;

г) относительная  независимость процесса систематизации и накапливания информации о фактах хозяйственной деятельности от процесса формирования данных для целей налогообложения,

В основу Плана  счетов положены принципы:

1) универсальности  и обязательности применения  всеми организациями (кроме бюджетных  и кредитных) независимо от  вида деятельности и формы  собственности;

2) раздельного  ведения счетов финансовой и  управленческой бухгалтерии;

3) группировки  счетов по разделам в соответствии  с их экономическим содержанием;

4) обособленного  отражения забалансовых счетов;

5) двузначного  кодового обозначения синтетических  счетов и трехзначного — забалансовых  счетов.

План счетов разработан на основе экономической  классификации счетов. Счета сгруппированы  по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов  и расположены в определенной, экономически обоснованной, последовательности – в порядке увеличения ликвидности.

Все синтетические  счета имеют двузначный шифр (от 01 до 99). Счета разбиты на 8 разделов: «Внеоборотные активы», «Производственные  запасы», «Затраты на производство»; «Готовая продукция и товары», «Денежные  средства», «Расчеты», «Капитал», «Финансовые  результаты» и 11 забалансовых счетов.

Субсчета, предусмотренные  в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации в рыночной экономике. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.

Аналитические счета (счета третьего порядка) открываются  в зависимости от поставленных целей  и специфики деятельности организации  в рыночной экономике.

В Инструкции по применению плана счетов приводится краткая характеристика синтетических  счетов и субсчетов, раскрыты их структура  и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.

Следует отметить, что План счетов и Инструкция по его применению не являются полным описанием содержания счетов и способов ведения учета на них, а лишь устанавливают  общий порядок отражения фактов хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Не смотря на всю важность и место Плана  счетов в бухгалтерском учете, не стоит преувеличивать его значимости.

Многие считают, что План счетов бухгалтерского учета  якобы является основополагающим нормативным  документом по бухгалтерскому учету, что  прямо противоречит содержанию Инструкции по применению Плана счетов, где  сказано, что принципы, правила и  способы ведения организациями  бухгалтерского учета отдельных  активов, обязательств, финансовых, хозяйственных  операций и др., в том числе  признания, оценки, группировки, устанавливаются  положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. Этим определено место Плана счетов бухгалтерского учета в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета  в Российской Федерации как документа, не носящего нормативно - правовой характер [33].

Таким образом, третий, методический уровень занимает важное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета. Трудно точно назвать необходимое  число методических указаний по бухгалтерскому учету. Можно лишь констатировать, что  в предложениях по разработке первоочередных положений по бухгалтерскому учету  в перечне оказалось около 30 тем, а по методическим указаниям —  перспективы необозримы, поскольку  они разрабатываются применительно  к важнейшим отраслям народного  хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, бытовые  услуги, финансовый рынок и др.), их число может достигнуть 300.

2.4 Организационный  уровень

Внутренние документы  организации относятся к четвертому уровню системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета и утверждаются в рамках принятой учетной политики.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета  учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных  способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую  группировку и итоговое обобщение  фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержания метода бухгалтерского учета.

В МСФО 1 «Раскрытие учетной политики» и в соответствующем  ему ПБУ 1/99 «Учетная политика организаций» установлено, что учетная политика охватывает принципы, основы, обычаи, правила  и процедуры, принятые руководством для подготовки и представления  финансовой отчетности, то есть данный стандарт, в первую очередь, ориентирован на внешних пользователей учетной  информации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о бухгалтерском  учете организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей  структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете  учетная политика оформляется приказом или распоряжением; при этом утверждаются:

1) рабочий план  счетов бухгалтерского учета,  содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии  с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности;

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России