Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание

Целью своей работы вижу в рассмотрении всего массива нормативно-правовых и прочих актов, связанных с бухгалтерским учетом, и выделении из него основных документов, образующих структуру всей системы российского бухгалтерского законодательства, рассмотрении этих документов в совокупности и по отдельности для определения их значения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Содержание

1.Сущность системы нормативного регулирования
1.1 Понятие нормативного регулирования
1.2 Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета
2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
2.1 Законодательный уровень
2.2 Нормативный уровень
2.3 Методический уровень
2.4 Организационный уровень
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 62.04 Кб (Скачать документ)

2) формы первичных  учетных документов, применяемых  для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности;

3) порядок проведения  инвентаризации и методы оценки  видов имущества и обязательств;

4) правила документооборота  и технология обработки учетной  информации;

5) порядок контроля  за хозяйственными операциями, а  также другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.

Формирует учетную  политику предприятия ее главный  бухгалтер. При этом он исходит из обязательного соблюдения допущений  и требований, зафиксированных в  системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета, составляющих его  базовые принципы. Содержание учетной  политики должно включать методологический, технический и организационный  аспекты.

Методологический  аспект раскрывает природу отдельных  объектов учета, исходя из действующей  нормативной базы. Способы ведения  бухгалтерского учета, оказывающие  существенное влияние на оценку и  принятие управленческих решений пользователями бухгалтерской отчетности, должны получить отражение в учетной политике организации. Поэтому признак существенности рассматривается как совокупность этих способов, игнорирование которых  создаст сложности для пользователей  бухгалтерской отчетности, последствием которых может явиться неправильная интерпретация фактов хозяйственной  деятельности предприятия и невозможность  дать объективную оценку о его  финансовой устойчивости на соответствующем  сегменте рынка. Способы ведения  бухгалтерского учета, зафиксированные  в приказе об учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом его издания. В течение  всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:

а) изменения  законодательства Российской Федерации  или нормативных документов по бухгалтерскому учету;

б) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

в) существенного  изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение вида деятельности и т. д.).

Технический аспект учетной политики предусматривает  рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:

1. рабочего плана  счетов бухгалтерского учета  на базе общепринятого Плана  счетов;

2. форм первичных  учетных документов, по которым  не предусмотрены типовые формы  первичных учетных документов;

3. форм документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности;

4. форм бухгалтерского  учета;

5. порядка проведения  инвентаризации;

6. методов оценки  отдельных видов имущества и  обязательств;

7. правил документооборота  и технологии обработки учетной  информации;

8. продолжительности  первого отчетного года, если  предприятие приобрело права  юридического лица после 1 октября.

Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость  в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации  и обобщения в пределах действующего Плана счетов, утвержденного Министерством  финансов Российской Федерации.

Технический аспект учетной политики включает также  разработку различных вариантов  распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления.

Организационным аспектом учетной политики является форма управления бухгалтерской  службы. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия и ответственность  за постановку бухгалтерского учета  возложены на руководителя организации. Согласно статьи 6 Закона о бухгалтерском  учете руководитель организации  в зависимости от объема учетной  работы может учредить бухгалтерию  как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение  бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации  или бухгалтеру-специалисту; вести  бухгалтерский учет лично.

Таким образом, документы четвертого, организационного, уровня системы регулирования бухгалтерского учета формируются непосредственно  на месте возникновения бухгалтерской  информации – в организациях. Такая  приближенность к непосредственным участникам экономических отношений  и свобода в разработке их учетной  политики позволяет всей системе  бухгалтерского законодательства соответствовать  рыночным реалиям и служить во благо как всего государства, так и отдельным организациям. 
 
 
 

Заключение

На протяжении последних десяти лет в России сложилась определенная, еще не законченная, но уже имеющая четкие очертания, система нормативного регулирования  бухгалтерского учета. В рамках этой системы и на основе проделанной  работы можно сделать несколько  важных выводов о ней.

Во-первых, российская система нормативного регулирования  бухгалтерского учета является континентальной  моделью учета. И действительно, бухгалтерский учет у нас в  стране регламентируется исключительно  законодательно, на что указывает  пункт 1 статьи 5 Закона о бухгалтерском  учете, где сказано, что общее  методологическое руководство бухгалтерским  учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. И хотя в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МФСО констатируется, что по мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании  вопросов бухгалтерского учета возрастет, и будет предусмотрено широкое  участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций, однако на практике бухгалтерский  учет до сих пор регулируется только государством по средствам издания  нормативно-правовых и других актов. Видимо, сегодняшняя бухгалтерская  профессия еще не «адекватна требованиям  рыночной экономики».

Во-вторых, российская система нормативного регулирования  бухгалтерского учета является действительно  системой, то есть представляет собой  целостную, взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иных актов. Верхний уровень  этой системы – это законодательный  уровень с обязательными к  исполнению нормами, этот уровень связан с нормативным уровнем, где более  подробно раскрыты категории первого  уровня, ПБУ в свою очередь конкретизируются в методических указаниях и инструкциях, и, на конец, на организационном уровне происходит непосредственное применение всех норм и рекомендаций по ведению  бухгалтерского учета в конкретных ситуациях в организациях.

В-третьих, российская система нормативного регулирования  бухгалтерского учета находится  на пути реформирования в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, что говорит о заинтересованности государства в выходе отечественных  компаний на зарубежные рынки, что в  свою очередь будет способствовать укреплению имиджа России как страны со здоровой, инвестиционно привлекательной  экономикой.

Итак, можно заключить, что за годы реформирования бухгалтерского учета произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283. Однако потенциал реформы  далеко не исчерпан и следует продолжать изменения в целях создание еще  более приемлемых условий и предпосылок  для последовательного и успешного  выполнения системой бухгалтерского учета  и отчетности присущих ей функций  в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих  субъектов, полезной для принятия экономических  решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями [32. ч. 2]. Следует так же иметь в  виду, что, развитие бухгалтерского учета  и отчетности должно происходить  в тесной связи с изменениями  экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников  

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

2.  Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 19.12.2006): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

3.  Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.12.2006): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

4.  Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 N 14-ФЗ (ред. от 30.12.2006): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

5.  Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

6.  Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.12.2006, с изм. от 30.12.2006): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

7.  Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ( (ред. от 30.12.2006): Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

8.  Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 «О утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

9.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.05.1998 N 587-р «План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

10.  Федеральный Закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

11.  Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

12.  Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

13.  Приказ Минфина РФ от 20.12.1994 N 167«Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94»

14.  Приказ Минфина РФ от 10.01.2000 N 2н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

15.  Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

16.  Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

17.  Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

18.  Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 N 56н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

19.  Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 N 96н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01»: Консультант Плюс: [Справочно-правовая система]

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России