Объект задачи и источники аудита по основным средствам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 13:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих операции с основными средствами, и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения действующим нормативным документам.

Работа состоит из  1 файл

аудит мой.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

Дебет 76  Кредит  51 – оплачены услуги

2.3 Проверка проведения  инвентаризации.

Проверка  проведения инвентаризации основных средств  осуществляется аудитором с привлечением первичных документов – инвентаризационных описей  (форма № ИНВ-1, ИНВ-10, ИНВ-18), протоколов заседаний инвентаризационных комиссий, решений руководства организации по итогам проведения инвентаризации. Проверка материалов инвентаризации необходима аудитору для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и аудиторские процедуры. При проверке проведения инвентаризации основных средств выявлено следующее. Для проведения инвентаризации в организации создана комиссия. Кроме того ввиду большого объема работ для одновременного проведения инвентаризации созданы рабочие инвентаризационные комиссии. 
 

2.4 Проверка правильности  поступление основных  средств.

       Целью проверки учета поступления основных средств является подтверждение того, что приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию. На этом этапе необходимо выполнить следующие процедуры:

  • получить список (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов по дебету счета 01 «Основные средства»;
  • проверить первичные документы  и физическое наличие вновь приобретенных объектов.
  • определить, что стоимость объектов основных средств, введенных в эксплуатацию, надлежащим образом отражена на счетах бухгалтерского учета;
  • определить, соблюдены ли соответствующие положения налогового законодательства;
  • в случае значительных поступлений основных средств в течение отчетного периода определить, была ли списана стоимость старого оборудования.

     Приступая к аудиту поступления  основных средств, следует провести  формальную проверку первичных  учетных документов с точки зрения оформления их в соответствии с установленными правилами. Аудитор должен проверить: отражаются ли затраты по объектам основных средств, приобретенным за плату, возведению (сооружению), изготовлению на счете 08 «Капитальные вложения», на котором формируется первоначальная стоимость объекта. При этом проверяется состав расходов, включаемых в инвентарную стоимость основных средств, их связь с созданием данного объекта

      2.4 Проверка операций  выбытия основных  средств.

     Целью проверки операций, связанных с выбытием основных средств, является определение того, что первоначальная стоимость и сумма накопленной амортизации полностью и надлежащим образом списаны со счетов их учета; финансовые результаты (прибыль или убыток), образовавшиеся в результате этих операций, правильно отражены на счете 80 «Прибыли и убытки». При этом могут быть выполнены процедуры:

  • получить список объектов основных средств, выбывших в течение отчетного периода, с указанием первоначальной стоимости и суммы накопленной амортизации на день выбытия; причин выбытия; продажной цены; финансового результата от операции. Сверить данные полученной информации с данными по кредиту счета 01 «Основные средства», дебету счета 02 «Износ основных средств», данными счета 80 «Прибыли и убытки» и счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»;
  • проверить наличие соответствующего разрешения на операции по выбытию основных средств и их документальное оформление;
  • проанализировать по каждой операции выбытия правильность списания основных средств и определения финансового результата.

       В ходе проверки выбытия основных  средств аудитор устанавливает  причину списания (реализация на сторону, взнос в виде вклада в уставный капитал, передача по договору дарения, ликвидация, передача в аренду), целесообразность и законность операции. Эти операции целесообразно подвергнуть сплошной проверке путем изучения первичных документов (актов списания, актов приемки-передачи, накладных, счетов-фактур) и регистров аналитического и синтетического учета (карточек, ведомостей, машинограмм). Аудитор должен выяснить, использует ли организация для учета операций по выбытию основных средств счет 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», и проверить правильность отражения записей по дебету и кредиту этого счета и определения финансового результата от реализации и прочего выбытия основных средств. Если у организации имеются объекты основных средств, взятые в аренду, то аудитор должен выяснить правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы за арендуемое имущество. Для этого изучаются договоры аренды и данные учетных регистров по счетам 20,26,51,76,88. Расходы, связанные с эксплуатацией арендуемых объектов основных средств, относятся на себестоимость только при условии их документального подтверждения и в том случае, когда сами объекты используются для нужд производства или управления.

2.5 Проверка правильности  операций по учёту  амортизации основных  средств.

       При проверке операций по учету  амортизации основных средств  осуществляется:

  • проверка соблюдения положений учетной политики организации по амортизации основных средств;
  • проверка правильности отнесения объектов амортизационных отчислений к той или иной группе основных средств;
  • проверка расчетов сумм ежемесячных амортизационных отчислений;
  • проверка своевременности и правильности их отражения в учете.

Аудитору  необходимо получить перечень объектов основных средств, по которым применяются  особые условия начисления амортизации  или ее прекращения, в частности:

  • с истекшими нормативными сроками эксплуатации;
  • по которым амортизация не начисляется;
  • находящихся на консервации;
  • по которым начисление амортизации приостановлено;
  • по которым применяется ускоренная амортизация;
  • непроизводственного назначения;
  • используемых организацией по договору аренды;
  • переданных организацией в аренду.

     Осуществляя проверку начисления  амортизационных отчислений, аудитор  должен учесть, что по основным  средствам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2008 года, могут использоваться следующие методы начисления амортизации: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).  Применение того или иного способа начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств должно производиться в течение всего срока полезного использования. Выборочным способом аудитор проверяет правильность установления срока полезного использования основного средства, поскольку от этого зависит сумма амортизационных отчислений отчетного периода и установление нормы амортизационных отчислений. В случае выявлении неправильно установленных норм аудитор определяет, насколько завышена (занижена) себестоимость продукции (работ, услуг). Выборочно проверяют арифметические расчеты амортизационных отчислений. Одним из важных вопросов аудита амортизационных отчислений является проверка правомерности отнесения амортизационных отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг). Аудитор должен определить, к какой группе основных средств относятся объекты (производственные или непроизводственные), используются основные средства при производстве продукции (работ, услуг) или сданы в текущую аренду. Амортизационные отчисления по основным средствам непроизводственной сферы относятся за счет собственных источников средств, а по объектам, сданным в аренду, - за счет прибылей и убытков.

2.6 Проверка правильности  операций по учёту  ремонту основных  средств.

Восстановление  основных средств осуществляется посредством  ремонта (текущего, среднего, капитального), модернизации и реконструкции. Целесообразность и законность операций по ремонту основных средств определяется на основе проверки первичных документов: дефектных ведомостей, лимитно-заборных карт, требований на отпуск материалов, нарядов на сдельные работы. При необходимости аудитор может провести контрольную инвентаризацию выполненных ремонтных работ по отдельным объектам, в том числе с привлечением эксперта. При проверке операций по учету ремонта основных средств аудитор должен установить, какая учетная политика принята организацией по данному вопросу, что определяет последовательность дальнейшей проверки. В организации затраты по ремонту основных средств могут списываться:

  • непосредственно на себестоимость по мере возникновения затрат;
  • за счет созданного резерва на ремонт основных средств;
  • с отнесением затрат на счет 31 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием на себестоимость.

     Если согласно учетной политике  организация производит начисление резерва на ремонт основных средств, то проверяется: экономическое обоснование размера отчислений, предусмотрены ли размеры отчислений по видам основных средств (здания, оборудование и так далее) или установлена единая норма отчислений, соблюдение принципа ежемесячного начисления резерва. Фактические затраты на проведение ремонта списываются за счет созданного резерва, поэтому аудитор должен убедиться, что по окончании года (в случае окончания ремонтных работ) излишне начисленный резерв сторнирован.При проверке отражения операций по ремонту на счетах бухгалтерского учета аудитор должен убедиться, что расходы по ремонту производственных основных средств списаны на себестоимость, а по непроизводственным основным средствам – отнесены за счет собственных источников. Аудитор проверяет, каким способом проводились ремонтные работы: подрядным или хозяйственным. Если в отчетном периоде проводился ремонт арендованных основных средств, необходимо проверить характер ремонта (текущий, капитальный), предусмотрен ли капитальный ремонт в договоре аренды и за чей счет списываются расходы. Организация в отчетном периоде могла производить затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств. Аудитор проверяет в этом случае: учитывались ли затраты на счете 08 «Капитальные вложения», была ли увеличена первоначальная стоимость объекта по окончании работ. 

                          3. Планирование аудита. 

      Планирование  аудита предполагает разработку общей  стратегии и детального подхода  к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

      Планирование  аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные  проблемы и работа была выполнена  с оптимальными затратами, качественно и своевременно. 

      3.1. Порядок тестирования  систем бухгалтерского  учёта и внутреннего  контроля организации.

    Обыкновенна практика того, что на предприятиях не разрабатывают программу внутреннего  контроля основных средств и соответствующих  хозяйственных операций, потому что у большинства экономических субъектов таких операций немного и издержки на специальный контроль не оправдываются. К моему базовому предприятию эта схема вполне возможно и не подходит, в связи с тем, что вся финансово-экономическая деятельность данного субъекта держится именно на основных средств. Можно только предполагать, так как, как и раньше было отмечено, данных для этого в наличии нет, но я считаю, что на данном предприятии система контроля основных средств существует. Даже при часто встречаемой ситуации перечень основных средств в организации может быть незначительным, но операции по их движению могут оказаться многочисленными и риск неэффективности контроля может считаться высоким. А в случае базового предприятия для моей работы в любом случае надо досконально проверять основных средств, так как они занимают самую значительную часть в хозяйственной деятельности ООО «Кристалл». Наиболее простым и эффективным способом получения предварительной (необходимой) информации о состоянии внутреннего контроля основных средств является тестирование по вопросам, приведенным в последующей таблице: 

    Таблица№1–Вопросник для оценки внутреннего контроля: основные средства  

№ п/п Направления или предпосылки  подготовки отчетности и вопросы тестирования Ответы Источники информации
Нет ответа Да Нет
1 2 3 4 5 6
1 Организация

Соответствует ли структура бухгалтерии масштабам  организации и особенности ее деятельности?

  +   Положение о  бухгалтерии
2 Реальность

Фиксируются ли в учете места размещения и  эксплуатации основных средств и за кем они закреплены?

    + Выборочная  проверка
3 Проводится  ли периодическая инвентаризация основных средств?   +   Инвентаризационные  описи
4 Полнота

Застрахованы  ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий?

   
 
 
 
 
 
 
+ Выборочная  проверка, опрос бухгалтера, руководителя, подтверждения от страховщиков. 
№ п/п Направления или  предпосылки подготовки отчётности и вопросы тестирования Нет ответа Да Нет Источник информации
5 Анализируются ли периодически коэффициенты покрытия? Когда проводился последний анализ?     + Опрос работников аналитического отдела (если такой  имеется), выборочный просмотр документации, относящейся к данному вопросу. 
 
6 Разрешение

Подготавливаются  ли счета на арендную плату и предложения  по аренде для просмотра и утверждения Советом директоров?

    + Выборочный  просмотр счетов на арендную плату; выборочный опрос членов Совета директоров.
7 Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств?   +   Выборочный  просмотр актов приема-передачи и  списания основных средств.
8 Точность

Выбран  ли вариант (способ) начисления амортизации  основных средств в учетной политике?

  +   Изучение учетной  политики.
9 Отражена ли информация о сроке полезного использования (СПИ) объектов основных средств в учетной политике?   +   Изучение учетной  политики.
9 Проверяют ли начисление амортизации внутренние аудиторы или  другие ответственные лица?   +   Опрос внутренних аудиторов или других ответственных  лиц.
10 Классификация

Выбран  ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств  в учетной политике?

  +   Изучение учетной  политики.
11 Представление

Проверка  наличия на объектах ОС металлического жетона, нанесения краской или  иным способом номера.

  +   Осмотр объектов ОС.
 
12
 
Ответственность за объекты ОС

Назначаются ли материально-ответственные лица на должность приказов руководителя организации?

   
+
   
Выборочный  просмотр приказов. 
 
 
 
№ п/п Направления или  предпосылки подготовки отчётности и вопросы тестирования Нет ответа Да Нет Источник информации
13 Заключены ли договоры о полной индивидуальной материальной ответственности с материально-ответственными лицами   +   Выборочный  просмотр договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.
14 Возникновение

Заключены ли договоры купли-продажи (поставки) ОС в соответствии с требованиями законодательства?

  +   Выборочный  просмотр договоров купли-продажи (поставки) ОС (соответствие ГК ст. 454-524), опрос  работников юридического отдела организации.

Информация о работе Объект задачи и источники аудита по основным средствам