Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:58, курсовая работа
Стратегией каждого предприятия является получение максимальной прибыли. Это достигается использованием такого процесса производства, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с минимальными затратами. Переход к рыночной экономике вынуждает предприятия ускорять темпы экономического роста. Важная роль в реализации этой задачи отводится правильной организации учета и отчетности, качественному анализу финансового состояния предприятия.
Введение
Стратегией каждого предприятия является получение максимальной прибыли. Это достигается использованием такого процесса производства, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с минимальными затратами. Переход к рыночной экономике вынуждает предприятия ускорять темпы экономического роста. Важная роль в реализации этой задачи отводится правильной организации учета и отчетности, качественному анализу финансового состояния предприятия.
Научно обоснованный анализ производства формирует своевременную, полную и достоверную информацию об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. На основании этой информации предприятие исчисляет фактическую себестоимость продукции и, в конечном счете, получает показатели эффективности работы предприятия − прибыль и рентабельность.
По итогам работы промышленности за последние годы многие предприятия снизили объем выпускаемой товарной продукции и стали убыточными. Поэтому главной целью любого предприятия является увеличение объема выпускаемой продукции и обеспечение ее устойчивой конкурентоспособностью, причем как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Без этого у него не может быть будущего. Только при условии широкого внедрения в производство новейших стратегических научных разработок, позволяющих поднять на качественно новый, значительно более высокий уровень технологию производства, и на этой основе организовать серийный выпуск более современной и, в то же время, относительно недорогой продукции, предприятие может уверенно чувствовать себя на мировом рынке.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому правильная организация бухгалтерского учета, а также своевременный и обоснованный анализ хозяйственной деятельности предприятия имеет для организации важное значение.
ОАО «Молодечнопиво» - предприятие
производит пиво в стеклянной бутылке
0,5л., в ПЭТ бутылках 0,75 и 1,5л., в кегах. Кроме
основного продукта – пива – завод производит
также напитки безалкогольные на сахаре
и фруктозе, сокосодержащие напитки с
10%-ым содержанием натурального сока, квасы
на квасном сусле, воду питьевую и слабоалкогольные
напитки.
1.Реализация
продукции и ее значение в развитии промышленного
предприятия
1.1 Реализация
- важнейший показатель работы предприятия
Конечным результатом производственного процесса предприятия является готовая продукция, выполненные работы и оказанные услуги. Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом или другими документом, удостоверяющим их качеством. [5, 396]
Объем продукции промышленного предприятия определяется по заводскому методу без стоимости внутризаводского оборота. Внутризаводским оборотом предприятия считается стоимость той части выработанных им готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется внутри данного предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. [5,133]
Стоимость продукции вспомогательных и подсобных промышленных производств (ремонтных, тарных и др.), состоящих на балансе предприятия, учитывается на тех же основаниях, как и продукция основных цехов данного предприятия. Стоимость продукции этих вспомогательных и подсобных производств, потребляемой на промышленно-производственные нужды предприятия, на балансе которого они состоят, рассматривается как внутризаводской оборот и не включается в объем продукции (сверх стоимости готовых изделий, на производство которых эта продукция израсходована). Стоимость продукции (включая электроэнергию, теплоэнергию, пар, газ, воду, инструменты), отпущенной на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным подразделениям своего предприятия, включается в объем продукции на общих основаниях.
В состав объема произведенной продукции (работ, услуг) за отчетный период включаются:
Готовые изделия, выработанные за отчетный период всеми цехами предприятия, предназначенные для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным подразделениям своего предприятия.
Полуфабрикаты своей выработки и продукция вспомогательных и подсобных производств, отпущенные на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным производственным подразделением своего предприятия.
Стоимость работ (услуг) промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или по заказам непромышленных подразделений со своего предприятия.
Стоимость продукции вспомогательных и подсобных производств.
Стоимость работ по освоению и внедрению новой техники, выполненных предприятием, затраты по которым отражаются в себестоимости произведенной продукции.
Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и точно соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции.
В случае, когда договором, условиями поставки предусмотрена приемка продукции на месте производства представителями заказчика, изделия считаются готовыми, если они приняты представителями заказчика и оформлены актом приемки.
В отчетном месяце зачисляются в состав готовой продукции лишь те изделия, которые оформлены приемо-сдаточными документами и сданы на склад (заказчику) или отражены до 24 часов последнего дня месяца, а также трехсменного, когда по графику первой считается утренняя смена, по решению совета трудового коллектива на предприятии может быть установлен порядок, при котором продукция учитывается в составе готовой продукции за отчетный месяц, если она выработана, принята в установленном порядке и сдана на склад (заказчику) или отгружена и оформлена соответствующими документами до 8 часов утра (первого числа следующего за отчетным периодом месяца).
Стоимость оборудования, инструментов и приспособлений своего производства, изготовленных для собственных нужд за счет средств на финансирование капитальных вложений, включается в объем продукции и в данные о производстве продукции в натуральном выражении по моменту их зачисления в основные средства данного предприятия.
В объем произведенной продукции (работ, услуг) в ценах производителей на предприятии включается стоимость новой и научно-техничной продукции, предназначенной для реализации потребителям.
К новой продукции можно отнести машины, механизмы, оборудование, аппараты, приборы, материалы и другие изделия, производство которых впервые освоено в отчетном периоде на данном предприятии (объединении) за счет внедрения новых или усовершенствованных технологических процессов, а так же за счет применения новых или улучшенных производственных методов с использованием нового производственного оборудования, новых методов организации производства или их совокупности, имеющих целью производство новой, усовершенствованной продукции.
Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в соответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству. При этом большое внимание уделяется увеличению ее объема, расширению ассортимента и увеличению качества.
В настоящее время важное значение приобретает реализация продукции по договорам-поставкам, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от принятого порядка в объем реализации может включаться отгруженная и отпущенная продукция по мере предъявления покупателям (заказчикам) платежных документов к оплате или после поступления выручки на счета денежных средств поставщика.
Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательство перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия и т.п. В свою очередь недопоставки продукции вызывает сбои в работе предприятий-получателей. Поэтому в ряде случаев объем реализации продукции с учетом выполнения договорных поставок является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия.
Кроме того, от объема реализации зависит и величина прибыли предприятия - одного из важнейших показателей его деятельности.
Поэтому в системе организации бухгалтерского учета на предприятии ОАО «Молодечнопиво» особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, в задачи которого входит:
Постоянный контроль за выпуском готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) по объему, ассортименту и качеству;
Полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;
Контроль
за выполнением договорных обязательств
по отгрузке и реализации продукции,
произведенных работ и
Своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг); четкая организация расчетов с покупателями;
Своевременное
предъявление покупателям расчетно-
Учет и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализации продукции (работ, услуг);
Своевременное
и достоверное определение
Выявление рентабельности продукции и ее отдельных видов.
Для
успешного выполнения этих задач необходима
ритмичная работа предприятия, правильная
организация складского хозяйства и сбыта,
своевременное документальное оформление
хозяйственных операций. [7,91]
1.2. Правовые
и организационные аспекты
Для справедливого отражения в бухгалтерском учете объема произведенной продукции и объема ее реализации в натуральной и стоимостной оценке Министерством финансов РБ разработано ряд нормативно-правовых документов. Основным документом, регулирующим бухгалтерскую деятельность предприятия не зависимо от формы собственности и ведомственной принадлежности является Закон “О бухгалтерском учете и отчетности”, Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РБ от 30.05.2005 №89,введенный в действие с 1 января 2004 года.
Также в своей деятельности предприятие должно руководствоваться другими нормативно-правовыми актами, периодически издаваемыми и утвержденными Министерством финансов, Министерством экономики, Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь. Данный нормативно - правовые акты являются обязательными к исполнению и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налогообложения в Республике Беларусь.
Основываясь на нормативно - правовых актах оценка, учет движения и реализация продукции в зависимости от учетной политики на предприятиях различной сферы деятельности может отличаться.
Учетная политика предприятия – это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.) [8, 259].