Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:58, курсовая работа
Стратегией каждого предприятия является получение максимальной прибыли. Это достигается использованием такого процесса производства, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с минимальными затратами. Переход к рыночной экономике вынуждает предприятия ускорять темпы экономического роста. Важная роль в реализации этой задачи отводится правильной организации учета и отчетности, качественному анализу финансового состояния предприятия.
К объему реализации продукции собственного производства относятся:
1 выручка от реализации (продажи) всех видов продукции, произведенной в рамках производственной деятельности предприятия;
2 выручка от реализации (продажи) товаров, произведенных на основе давальческих сделок с другими предприятиями в стране или заграницей (включая переработку давальческого сырья);
3 выручка от реализации (продажи) электричества, тепла (для теплофикации), газа, пара, воды собственного производства;
выручка от реализации (продажи) продукции подсобных производств.
Cчет 90 “Реализация ” предназначен для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых результатов от реализации этих ценностей. На этом счете отражаются, в частности, себестоимость и выручка (доходы) по:
готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий;
работам и услугам промышленного характера;
работам и услугам непромышленного характера;
покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно- исследовательским и т.п. работам;
товарам торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях;
услугам по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта;
услугам по прокату легковых автомобилей и доставке (перегону) автомобилей;
транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
услугам предприятий связи. [6, 491]
На предприятии ОАО “Молодечнопиво” по мере поступления денежных средств на расчетный счет от покупателей за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги отражают сумму, делается следующая проводка:
Дебет 51 “Расчетный счет”
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»-на поступивших денежных средств за отчетный месяц.
Сумма 6 325 726 921.
После чего делается следующая проводка:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками
Кредит счета 90/1 «Реализация» субсчет “Выручка от реализации”- на сумму реализованной продукции.
Сумма 6 133 900 558.
Дебет счета 62/4 «Расчеты с покупателями и заказчиками” субсчет “Авансы полученные”
Кредит счета 90/1 «Реализация» субсчет “Выручка от реализации”- на сумму реализованной продукции.
Сумма 95 033 010.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» является транзитным т. е сальдо на начало отчетного периода и на конец периода отсутствует, незакрытые суммы переносятся на счет 62/4 “Авансы полученные” следующей проводкой:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит счета 62/4 “Авансы полученные” - на сумму предоплаты.
Сумма 45 821 125.
Одновременно списывается себестоимость отгруженной продукции, работ и услуг. Данные о себестоимости реализованной продукции берется с ведомости 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»
Дебет счета 90/2«Реализация» субсчет “Себестоимость реализованной продукции”
Кредита 45 «Товары отгруженные»- на сумму себестоимости реализованной продукции.
Сумма 3 886 744 947.
После расчета налогов, уплачиваемых из выручки в учете делаются следующие проводки:
Дебет счета 90/3«Реализация» субсчет “Налог на добавленную стоимость”
Кредит счета 68/1“ НДС”- на сумму начисленного НДС.
Дебет счета 90/5«Реализация» субсчет “Прочие налоги и сборы из выручки”
Кт 68/12 “Целевой платеж 3,9%”-на сумму начисленного платежа.
Дебет счета 90/4«Реализация» субсчет “Акцизы”
Кт 68/2 «Акцизы» - на сумму начисленного акциза.
После чего сопоставляется оборот по кредиту 90/1 «Реализация» субсчет “Выручка от реализации” с суммой оборота по дебету следующих счетов:
90/2«Реализация» субсчет “Себестоимость реализованной продукции”,
90/3«Реализация» субсчет “Налог на добавленную стоимость”,
90/4«Реализация» субсчет “Акцизы”
Результат от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в данном случае организация получила прибыль списываются ежемесячно следующей проводкой:
Дебет счета 90/9 «Реализация» субсчет “Выручка от реализации”
Кредит счета 99 “Прибыли и убытки” - на сумму полученной прибыли
Сумма 700 192 059
Синтетический учет реализованной продукции
ведется в ж.о. №15.
3.1 Оценка
учета отгрузки и реализации продукции
(работ, услуг) на исследуемом предприятии
Предприятие ОАО “Молодечнопиво” реализует пищевую продукцию не только в пределах своего региона. На его балансе находятся региональные отделы продаж в г. Минск, г. Гродно, г. Брест, г. Молодечно, г. Витебск, г. Гомель. В течение отчетного месяца все оригинальные документы по отгрузке продукции находятся в бухгалтерии отделов продаж. Но ежедневно с помощью модема информация об отгруженной продукции передается в центральную бухгалтерию, где она обрабатывается, выявляются ошибки и недочеты. Большое количество клиентов и отдаленность региональных отделов продаж от центральной бухгалтерии затрудняет оперативное ведение учета. Поэтому большое внимание уделено отгрузке и реализации продукции.
Согласно должностным инструкциям на предприятии ведение учета отгрузки и реализации продукции разделен на два участка. Выделяется бухгалтер по отгрузке продукции и бухгалтер по реализации. Вследствие чего бухгалтер по отгрузке может уделить больше внимания правильности заполнения товарно-транспортных накладных, выделить перспективных клиентов и клиентов за финансовым положением которых необходимо постоянно наблюдать, анализировать. Также в обязанности бухгалтера по отгрузке продукции входит расчет себестоимости отгруженной продукции, расчет суммы забракованной продукции и др.
В свою очередь бухгалтер по реализации контролирует весь процесс реализации: правильность и обоснованность применения цен, скидок и надбавок, отражает на бухгалтерских счетах процесс реализации, как в белорусских рублях, так и за валюту, рассчитывает себестоимость реализованной продукции, распределяет сумму расходов на реализацию и др.
Согласно учетной политике на ОАО “Молодечнопиво” используется метод учета реализации “по оплате”. Данный метод имеет свой преимущества и недостатки. [8, 358]
Преимущества заключается в том, что сумма выручи, а вследствие и сумма рассчитанных налогов, которую предприятие должно уплатить в бюджет зависит от фактически поступивших денежных средств на расчетный счет.
Недостаток данного метода заключается в сложности и запутанности учетных операций по реализации продукции. Необходимо постоянно следить за сроками отгрузки продукции т.к. согласно законодательства за продукцию, отгруженную и неоплаченную свыше 60 дней, предприятие обязано насчитать и уплатить все налоги, а после того как денежные средства поступят на расчетный счет, сумму налогов уплаченных ранее взять к вычету.
В целом ведение бухгалтерского учета
по отгрузке и реализации продукции организовано
четко, грамотно и с учетом требований
законодательства Республики Беларусь.
3.2. Пути
совершенствования учета отгрузки и реализации
продукции (работ, услуг) на исследуемом
предприятии
Переход экономики на рыночные условия хозяйствования обуславливает необходимость пересмотра подавляющего большинства управленческих атрибутов. Работая в новых условиях, предприятия, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, банкротства, а затем и ликвидации, вынуждены рационально использовать все свои экономические ресурсы. Принимая управленческие решения, руководство вынуждено постоянно анализировать целесообразность покупки средств производства, выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, соизмерять затраты с полученными доходами, знать упущенные возможности для получения прибыли.
Поскольку основным источником для этих целей является бухгалтерский учет, то в рыночных условиях хозяйствования его данные используются более активно и широко. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, всесторонне характеризует имущественное и финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности.
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности. [1, 52]
Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, денежных средств, за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости.
Основным недостатком существующей системы учета в Республике Беларусь является наличие большого количества нормативных документов, постоянное их изменение и дополнение, что делает ведение бухгалтерского учета затрудненным и запутанным. В связи с этим уменьшение и упрощение нормативных актов приведет к улучшению способа ведения бухгалтерского учета.
В этой связи руководитель предприятия ОАО “Молодечно пиво” максимально повысил требования к бухгалтерскому учету. Данных о свершившихся изменениях в активах и пассивах уже недостаточно. Необходимыми и обязательными становятся бухгалтерские расчеты на будущее, до совершения коммерческих сделок. Данные, поступающие из бухгалтерии с опозданием, становятся вообще ненужными. Ценность имеет информация, полученная на персональных компьютерах. Поэтому одним из немаловажных аспектом в совершенствовании учета готовой продукции и ее реализации является разработка и внедрение высококачественных компьютерных программ, способствующих облегчению и ускорению обработки бухгалтерских данных. В связи с этим на предприятии работает штат программистов, которые постоянно внедряют новые разработки по учету продукции.
Немаловажным в совершенствовании учета является усовершенствования нормативно- правовой базы, на которой основывается весь бухгалтерский учет. Постоянно изменяющееся законодательство затрудняет обработку хозяйственных операций.
Для выхода на международный рынок предприятием следует существующую систему бухгалтерского учета и отчетности максимально приблизить к мировым стандартам.
В условиях рыночной экономики возрастает роль специалистов бухгалтерской службы. Специалист по бухгалтерскому учету должен способствовать эффективному ведению хозяйства, уметь быстро и безошибочно ориентироваться в хозяйственной обстановке, понимать рыночную ситуацию и ее тенденцию. В связи с этим на предприятии постоянно повышается уровень подготовки штата бухгалтеров, проводятся семинары, обсуждаются актуальные вопросы в области бухгалтерского учета. Предприятием ОАО “Молодечнопиво” постоянно заключаются договора с учебными заведениями на обучение, курсы повышения квалификации. Все это способствует повышению профессионализма и роста квалификационного уровня бухгалтера.