Оформление материалов аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание

Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых результатов. Финансовый результат является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Особое значение в условиях формирования отечественной экономики приобретает исследование финансовых результатов деятельности субъектов малого предпринимательства – плательщиков единого налога, поскольку малое предпринимательство является одним из приоритетных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АУДИТА ОБЪЕКТА УЧЕТА И АУДИТОРСКОЙ УСЛУГИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2 ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

2.1 Нормативное регулирование учета финансовых результатов

2.2 Ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия

2.3 Определение последовательности аудиторской проверки

3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

3.1 Определение аудиторского риска. Проверка системы внутреннего контроля

3.2 Проверка техники заполнения документов

4 ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

4.1 Расчет и анализ показателей финансового состояния предприятия

4.2 Аудиторское заключение
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

АУДИТ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ.doc

— 497.00 Кб (Скачать документ)

      На  основании оценки системы внутреннего  контроля ООО «АЛЬФА» риск контроля оценен как средний на уровне 0,3.

      Риск  необнаружения (невыявления) оценивается  аудитором на основании анализа системы внутреннего контроля, факторов предпринимательского риска и оценки внутрихозяйственного риска. Для ООО «АЛЬФА» риск необнаружения составит 0,25.

      По  результатам оценки составляющих общий  аудиторский риск составит: 

ОАР=0,65*0,3*0,25= 0,04875 (4,88%). 

      Общий аудиторский риск оценен как средний  на уровне 4,88%. 
 

      3.2 Проверка техники заполнения  документов 

     Финансовый  результат от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от продажи (без НДС, налога с продаж и акцизов) и фактической себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). Для установления достоверности прибыли (убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (коммерческих расходов).

     В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:

     - операции по продаже надлежащим  образом санкционированы;

     - на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;

     - продажа своевременно отражена  на соответствующих счетах учета;

     - стоимостная оценка операций  по продаже правильно определена;

     - суммы продажи правильно классифицированы;

     - суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг) правильно отражены на соответствующих счетах.

     Правильность  отражения операций по продаже устанавливается  в ходе выборочной проверки этих операций путем сверки данных, отраженных в  бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами и наоборот. Такая проверка может быть проведена на предварительном этапе аудита. При этом её объем будет определяться результатами проверки эффективности системы внутреннего контроля.

     Необходимо  проверить соблюдение политики экономического субъекта в отношении предоставления кредитов покупателям, процедур доставки и ценообразования при выполнении ежедневных операций. Аудиторская проверка проводится путем сравнения фактических  цен по различным видам продукции, условий оплаты транспортных расходов или доставки, указанных в счетах, с данными соответствующих документов, утвержденных руководством. Фактические цены и условия доставки можно узнать из счетов-фактур или товарно-транспортных накладных. Эти показатели могут быть сопоставлены с утвержденными прайс-листами, номенклатурой цен, иными документами, определяющими порядок и условия реализации.

     Если  продажные цены или условия продажи  продукции определяются индивидуально  для каждого заказчика, то необходимо удостовериться в том, что они были надлежащим образом санкционированы уполномоченным на это сотрудником экономического субъекта (например, начальником отдела продаж). В случае, если продажи базируются на выполнении нескольких крупных договоров, сумма и описание фактически доставленных товаров или оказанных услуг должны быть связаны с условиями этих соглашений.

     Проверка  наличия необходимых разрешений на совершение операций по продажам, как  показывает аудиторская практика, осуществляется независимо от уровня эффективности системы внутреннего контроля, однако объем выборки для проверки может быть уменьшен в случае, если было получено подтверждение эффективности системы внутреннего контроля.

     При проведении этого теста необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок:

     данные  по реально совершенным операциям  не отражены в учете;

     на  счетах отражены фиктивные операции.

     Подобные  ошибки могут приводить соответственно к занижению или завышению  стоимости активов и сумм продажи. Проверка полноты и достоверности отражения сумм продажи на счетах бухгалтерского учета является частью проверки эффективности системы внутреннего контроля.

     При проверке достоверности отражения  сумм от продажи продукции, товаров  следует выборочно сверить ряд записей в регистрах учета продаж с данными первичных документов (коносаментов, товарно-транспортных накладных и т.д.), а также с документами, свидетельствующими о приеме отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) для подтверждения того, что товары были действительно доставлены, работы выполнены, услуги оказаны и право собственности на них перешло от исполнителя к заказчику (покупателю). В дополнение к этому необходимо также проверить условия поставки для точного определения момента перехода права собственности.

     В случае, если факт перехода права собственности  не может быть подтвержден непосредственно  из имеющейся документации, необходимо проанализировать последующие платежи, полученные от данного заказчика (покупателя) в погашение дебиторской задолженности, и на основании этого сделать заключение о реальности сделки, отраженной на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

     Проверка  полноты учета продаж может быть эффективно осуществлена путем выборочной сверки данных товарно-транспортных накладных (или заменяющих их документов) отдела продаж со счетами-фактурами и данными бухгалтерского учета. При проведении этой проверки аудитор должен быть уверен, что все товарно-транспортные накладные собраны  и надлежащим образом хранятся в отделе продаж. Это можно сделать путем анализа порядковой нумерации этих документов.

     При проверке достоверности данных исходным пунктом является регистр учета  продажи. На основе данных этого регистра делается выборка номеров счетов, которые затем сверяются с  товарно-транспортными накладными и заказами на покупку, полученными от заказчиков (покупателей).

     При проверке полноты учета, напротив, исходным пунктом служат товарно-транспортные накладные. Делается выборка товарно-транспортных накладных, данные которых сверяются с данными счетов-фактур и регистра учета продажи.

     Счета на продажу должны выставляться и  данные о реализации учитываться  своевременно, т.е. по мере совершения операции (отгрузки), с отнесением к  соответствующим периодам. Это предотвращает  риск случайных пропусков данных в учете.

     При проверке своевременности учета  продажи, как правило, сопоставляются даты, указанные в товарно-транспортных накладных с датами соответствующих  счетов-фактур, датами записей по счетам учета реализации и дебиторской  задолженности. Значительные расхождения в датах свидетельствуют о потенциальных проблемах своевременности учета реализации.

     Точный  расчет суммы продаж влияет на правильное выставление счетов-фактур за отгруженные  товары, выполненные работы, оказанные  услуги и последующее отражение этих данных в бухгалтерских регистрах.

     Проверка  правильности оценки продажи включает пересчет данных учета для выявления  возможных математических ошибок. Как  правило, подсчитываются итоговые суммы  счетов-фактур либо осуществляется проверка контрольных документов, подготовленных самостоятельно.

     Если  сумма продажи выражена в иностранной  валюте, необходимо также проверить  применение валютных курсов. Для этого  аудитор должен сверить курс, использованный экономическим субъектом, с курсом ЦБ РФ, официально действовавшим на момент совершения операции, а также проследить, чтобы данные о валютной сумме продажи и ее рублевый эквивалент надлежащим образом были отражены в бухгалтерских регистрах.

     Помимо  полного и достоверно учета данных о проданной продукции (выполненных работах, оказанных услугах), важно также, чтобы эти данные были правильно классифицированы в Отчете о прибылях и убытках.

     В ходе проверки классификации операций необходимо на основании первичных  документов определить правильность корреспонденции счетов в регистре учета продажи и правильность разноски по Главной книге.

     Полнота отражения данных о продаже в  регистре учета расчетов с покупателями и заказчиками имеет важное значение, поскольку влияет на возможность  экономического субъекта контролировать оплату непогашенной дебиторской задолженности.

     Данная  задача обычно выполняется в ходе проверки правильности классификации  операций по продажам, как это описано  выше. При проверке правильности разноски данных регистра учета продажи по счетам Главной книги необходимо также удостовериться, что эти данные надлежащим образом были отражены на счетах учета дебиторской задолженности.

     Во  многих случаях разноска данных на счетах учета дебиторской задолженности  в Главной книге основывается не на данных регистра учета продажи, а на данных журналов-ордеров по учету дебиторской задолженности, которые включают не только сведения о выставленных за период счетах, но и информацию о полученных платежах. В этом случае необходимо проверить, что сумма выставленных счетов, указанная в журналах-ордерах по учету дебиторской задолженности, соответствует сумме продаж по регистру учета продажи. Кроме того, необходимо удостовериться, что данные журналов-ордеров по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками надлежащим образом разнесены по соответствующим счетам Главной книги.

     Аналитические процедуры проверки предполагают сопоставление  данных о продаже за месяц с:

     данными других месяцев и всего цикла  продажи;

     ежемесячными  прогнозами объемов продажи;

     данными за соответствующий период прошлых лет.

     Если  анализ проводится на предварительном  этапе аудиторской проверки, то может  быть подготовлена оценка общего объема продажи за год. В конце года будет  произведено сопоставление оценочной  величины объема продажи с фактической  суммой.

     При проверке финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) аудитору необходимо учитывать, что этот результат  по-разному определяется для целей  бухгалтерского учета и для целей  налогообложения. Поскольку формирование прибыли (убытка) от продажи зависит от порядка определения выручки, то аудитор должен проверить соблюдение правил бухгалтерского учета выручки и правил ее определения для целей налогообложения.

     Порядок учета выручки для целей бухгалтерского учета определен в ПСБУ 15 «Доход». Согласно этого положения выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

     В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.

     Для целей налогообложения под выручкой от реализации товаров, работ или услуг, признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполнения работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу.

     В случае, если организация осуществляет виды деятельности по которым применяются разные ставки налога на прибыль, аудитор проверяет формирование налогооблагаемой базы по каждому виду деятельности. 

 

      4 ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ  АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 
 

      4.1 Расчет и анализ показателей  финансового состояния предприятия 
 

      Для получения наиболее обобщенной информации о состоянии деятельности предприятия  следует проанализировать его основные финансовые коэффициенты.

      Таблица 4.1 - Некоторые финансовые коэффициенты ООО «АЛЬФА» за 2005 – 2007 г.г.

Наименование показателя Значение показателя, тыс. грн Относительное отклонение, %
на 01.01.06 на 01.01.07 на 01.01.08 2006/

2005

2007/

2006

2007/

2005

Информация  для расчета основных финансовых кэффициентов
1 Оборотные  активы 10,7 12,9 15,5 20,56 20,16 44,86
2 Текущие  обязательства 1,7 1,3 1,9 -23,53 46,15 11,76
3 Собственные  средства 9 11,6 13,6 28,89 17,24 51,11
4 Баланс 10,7 12,9 15,5 20,56 20,16 44,86

Расчет финансовых коэффициентов

5 Коэффициент  покрытия (стр.1/стр.2) 6,29 9,92 8,16 57,66 -17,79 29,61
6 Коэффициент  концентрации собственного капитала (стр.3/стр.4) 0,84 0,90 0,88 6,91 -2,42 4,32
7 Коэффициент  концентрации заемного капитала (стр. 2/стр.4) 0,16 0,10 0,12 -36,57 21,64 -22,85
8 Коэффициент  соотношения собственного и заемного  капитала 5,29 8,92 7,16 68,55 -19,78 35,20

Информация о работе Оформление материалов аудиторской проверки