Организация управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание

Управление предприятием достаточно сложный процесс, в основе которого лежит ежедневное принятие множества управленческих решений. А для принятия правильного, иногда единственно верного решения, нужна достоверная информация. Задачу предоставления необходимой информации решает управленческий учёт – система сбора и анализа данных о финансовой деятельности предприятия, ориентированная на потребности высшего руководства и владельцев предприятия в информации, необходимой для принятия стратегических и тактических управленческих решений.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая УУ.doc

— 412.00 Кб (Скачать документ)

       Альтернативные  затраты иногда называют дополнительными.

            Дифференциальные затраты - это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений.

       Дифференциальные  затраты также называют дополнительными  или приростными.

       Безвозвратные затраты - это такие затраты, которые были сделаны в прошлом в результате ранее принятого решения. Следовательно, они не могут повлиять на будущие затраты и не могут быть изменены никаким настоящим или будущим действием. Примером таких затрат может быть первоначальная стоимость закупленных материалов и оборудования. Несмотря на то, что приобретенные ресурсы не используются сейчас, затраты на их приобретение не могут быть изменены никакими будущими действиями.

       Инкрементные  затраты являются дополнительными  и возникают в случаях производства какой-то партии продукции дополнительно. Например, если в результате какого-то решения увеличиваются постоянные затраты (выплачивается премия за сверхурочные работы), то эти затраты называют инкрементными. Если принятое решение о дополнительном выпуске не влечет за собой увеличения абсолютной суммы постоянных затрат, то инкрементные затраты равны нулю.

       Маржинальные  затраты - это дополнительные затраты, когда производится еще одна единица продукции. Их отличие от инкрементных затрат состоит в том, что маржинальные затраты рассчитываются не на весь выпуск, а на единицу продукции. Маржинальные затраты обычно различны при разных объемах производства. Они уменьшаются с увеличением выпуска продукции. Например, предприятию выгоднее производить 10 комплектов мебельных изделий, чем один.

       В зависимости от специфики принимаемых решений затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные.

       Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами  можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время, вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.

       Процесс управления на предприятии включает в себя не только прогнозирование, планирование, учет и анализ затрат, но и регулирование и контроль их уровня.

       Для этих целей применяется следующая  классификация затрат: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и  неэффективные; в пределах норм и  по отклонениям от них; контролируемые и неконтролируемые.

       По  степени регулируемости затраты  подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые. Полностью  регулируемые затраты возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Произвольные затраты имеют место, главным образом, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях.

       Степень регулируемости затрат зависит от специфики  конкретного предприятия: применяемой  технологии; организационной структуры; корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной  методики классификации затрат по степени регулируемости не существует - ее можно разработать только применительно к конкретному предприятию. Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости от следующих условий:

  • длительности периода времени (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);
  • полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директора предприятия).

       Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах  об исполнении сметы по центрам ответственности. Это позволит выделить сферу ответственности  каждого менеджера и оценить  его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.

       На  результаты деятельности предприятия  существенное влияние оказывает  деление затрат на производительные (эффективные) и непроизводительные (неэффективные).

       Эффективные - это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные - это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др. Обязательность выделения неэффективных затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

       Важное  значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их разделяют на контролируемые и неконтролируемые.

       Контролируемые - это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.

       Неконтролируемые - это затраты, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных средств, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.

       Важным  условием эффективного контроля за затратами  является их деление на затраты в  пределах норм (стандартов) и по отклонениям  от них. На основании имеющейся информации об отклонениях по затратам руководитель может выработать и осуществить корректирующие воздействия. Он может выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть нормы (стандарты).

       При построении системы контроля затрат необходимо определить:

  • систему подконтрольных показателей, состав и уровень детализации подконтрольных показателей;
    • сроки представления отчетности;
  • распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, то есть «привязка» системы контроля к центрам ответственности на предприятии.

       Для того, чтобы система контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты, а затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять «узкие места» в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения.

 

        3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

       На  производственных предприятиях учет затрат и калькулирование себестоимости  продукции можно организовать различными методами. Всю их совокупность можно классифицировать по следующим признакам: оперативности контроля затрат, отношению к производственному процессу, полноте включения их в себестоимость продукции.

       По  оперативности контроля затрат выделяют учет затрат по фактической, нормативной и плановой (прогнозной) себестоимости.

       При использовании учета затрат по фактической себестоимости величина фактических затрат отчетного периода определяется по формуле (1):  

       Зф = Qф × Цф,                                                (1), 

       где Зф - фактические затраты;

             Qф - фактическое количество использованных ресурсов;

             Цф - фактическая цена использованных ресурсов.

       Достоинство этого метода состоит в простоте расчетов. К недостаткам этого  метода можно отнести следующие  причины:

  • отсутствие нормативов для контроля количества использованных ресурсов и цен на них;
  • невозможность определения и анализа мест, виновников и причин выявления отклонений;
  • невозможность расчета затрат в ходе производственного процесса: расчет может проводиться только в конце отчетного периода и др.

       Учет  затрат по нормативной себестоимости по сравнению с учетом по фактической себестоимости позволяет оценить не только какими были затраты, но и какими они должны были быть.

       Под нормативными понимают текущие (действующие) нормы затрат с поправками на изменение технологии и т.п. В практической деятельности используют различные нормативы: только по количеству, только по ценам, по количеству и ценам одновременно.

       При использовании нормативов только по количеству применяется следующая формула (2):  

                                                 3 = Цф х (Qн + Oq)                                          (2), 

       где Оq - отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением количества использованных ресурсов.

       При использовании нормативов только по цене использованных ресурсов применяется следующая формула (3):  

                                        3 = (Цн + Oц,) x Qф                                               (3), 

       где Оц - отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением цен.

       При использовании нормативов и по количеству и по ценам использованных ресурсов применяется следующая формула (3):  

                                   3 = (Цн + Оц) х (Qн + Оq)                                      (4), 

       Учет затрат по нормативной себестоимости в целом, по сравнению с учетом по фактической себестоимости, более эффективно решает задачу управления затратами. Основные достоинства этого метода заключаются в следующем:

    • возможность контроля над затратами центров ответственности путем разработки бюджетов;
  • возможность контроля затрат путем сопоставления фактических значений с нормативными;
  • возможность выявления и анализа мест, причин и виновников возникших отклонений фактических затрат от нормативных;
  • возможность оперативного принятия мер в ходе производственного процесса, а не только в конце отчетного периода и др.

       К недостаткам этого метода можно  отнести увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации  учета как в пределах норм затрат, так и по отклонению от них.

       При организации учета методом плановой (прогнозной) себестоимости за основу берутся допустимые затраты на продукцию и единицу изделия исходя из прогрессивных норм расходов материалов, топлива, энергии, заработной платы и других затрат с учетом передового опыта технологии и организации производства, а также имеющихся резервов. Главное преимущество этого метода состоит в том, что плановые затраты основаны не на достигнутом уровне, а на прогнозе будущего. При этом используется технологическая документация, сведения о ценах поставщиков на следующие периоды, экспертные оценки и др.

       В практической деятельности в качестве плановых норм затрат можно использовать идеальные стандарты и прогнозные.

Информация о работе Организация управленческого учета