Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 01:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности управленческого учета затрат, его организация на предприятии, а также определение возможных путей совершенствования управленческого учета.
Для достижения поставленных целей нужно решить следующие задачи:
на основе обзора литературы определить классификацию затрат для расчета себестоимости продукции в управленческом учете;
рассмотреть организацию управленческого учета затрат на предприятии;
дать экономическую характеристику ООО «Хлебокомбинат»;
рассмотреть организацию бухгалтерского учета в ООО «Хлебокомбинат»;
проанализировать учет затрат в ООО «Хлебокомбинат»;
предложить пути совершенствования организации управленческого учета и управленческого учета затрат в ООО «Хлебокомбинат».
Введение 3
1. Сущность затрат, их значение в управленческом учете 5
1.1 Понятие затрат, их нормативное регулирование 5
1.2 Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли 8
1.3 Классификация затрат для принятия решений и планирования, контроля и регулирования деятельности центров ответственности 14
2. Учет и анализ затрат как составная часть бухгалтерского управленческого учета ООО «Хлебокомбинат 22
2.1 Краткая характеристика ООО «Хлебокомбинат» 22
2.2 Характеристика синтетических и аналитических счетов учета и порядок записи на них на ООО «Хлебокомбинат» 25
2.3 Планирование и бюджетирование, контроль затрат на ООО «Хлебокомбинат» 27
2.4 Характеристика системы и метода калькулирования себестоимости продукции на ООО «Хлебокомбинат» 32
2.5 Принятие управленческих решений на основании учета затрат на ООО «Хлебокомбинат» 36
3. Предложения по совершенствованию системы учета затрат на ООО «Хлебокомбинат» 41
3.1 Совершенствование организации бухгалтерского управленческого учета 41
3.2 Пути совершенствования учета затрат в ООО «Хлебокомбинат» 43
Заключение 45
Список литературы 48
Процесс принятия
управленческого решения
Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать, между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом, готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную информацию.
Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.
Вмененные (воображаемые) затраты, присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.
В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.
Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции.
В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам [19].
Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.
Непланируемые – затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.
Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия.
Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов.
Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности, он может реализовываться на практике при делении затрат на регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм (сметы) и отклонений от норм; контролируемые и неконтролируемые.
Регулируемые — это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени влияния на них менеджера. В целом на предприятии все затраты регулируемые, но не на все из них могут воздействовать на низших уровнях управления. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу, организовывать отдельные производственные участки, цехи и т. д., в то же время на такие затраты не влияет руководитель низшего звена управления.
Регулируемые затраты следует рассматривать в трех аспектах: полностью регулируемые; частично регулируемые (произвольные); слабо регулируемые (заданные). Критериями отдельных категорий затрат является временной период возникновения и сегменты деятельности предприятия.
Полностью регулируемые затраты возникают в процессе производства и в сфере сбытовой деятельности. К ним относятся материальные и трудовые затраты, использованные в технологических операциях по производству и реализации конкретной продукции. Обычно это прямые затраты, сопровождающие продукт от первой производственной операции (вход) до момента реализации (выход), т.е. в течение всего внутреннего цикла.
Частично регулируемые
затраты либо возникают, либо отсутствуют
в ходе выполнения научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Слабо регулируемые, или установленные, затраты возникают во всех сферах внутренней деятельности предприятия, так как функциями управления установлена обязательность исполнения планирования, диспетчирования, нормирования и т. д. Они связаны с использованием основных средств, капитальными вложениями и с другими долгосрочными активами. Такого рода затраты имеют самый длительный период оборота.
Классификация затрат по степени регулируемости предусматривает общий подход к выявлению динамики затрат и воздействия на них специфики организации управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты по оплате труда конструкторского отдела. Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в отчетах об исполнении сметы по центрам ответственности, что позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу по осуществлению контроля за затратами подразделения предприятия.
Оценка управленческой деятельности строится на классификации затрат на эффективные и неэффективные.
Эффективные — затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные — расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, поскольку не будет произведен продукт. Неэффективные расходы — это потери в производстве. К ним относят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и в цеховых кладовых, порчу материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы в будущем они не вошли в нормы и сметы.
Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют в текущем учете для определения эффективности работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню.
Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, поддающиеся проверке со стороны субъектов управления. Особо важно выделение контролируемых затрат на предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.
Неконтролируемые затраты — это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления (например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-энергетические ресурсы и др.).
В аспекте контроля большое значение имеет деление затрат на нормируемые и ненормируемые. Нормативы затрат отражают будущие издержки и потому более предпочтительны для оперативного контроля, чем сравнение фактических затрат со сметными. Применение нормативных затрат целесообразно при установлении цен, принятии управленческих решений, контроле за использованием ресурсов.
Следует обратить внимание на тот факт, что если нормы установлены на основе затрат прошлых периодов, то они не должны включать неэффективные расходы, которые имели место в практике предприятия, в противном случае такие нормативные затраты становятся неконтролируемыми. Состав каждой из групп затрат устанавливается администрацией при планировании и расчете бюджетов. В любом случае должна быть выполнена основная задача классификации — обеспечение информацией системы контроля и регулирования затрат на производство.
2. Учет и анализ
затрат как составная часть
бухгалтерского
учета
в ООО «Хлебокомбинат»
2.1. Краткая
характеристика ООО «
Общество с ограниченной ответственностью «Хлебокомбинат» учредителем которого является Климовское РАЙПО. Общество с ограниченной ответственностью «Хлебокомбинат» именуемое в дальнейшем ООО «Хлебокомбинат» в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации», другими Законами РФ и уставом предприятия (Приложение 1).Форма собственности – частная.
Место нахождения общества с ограниченной ответственностью «Хлебокомбинат»:243040, Российская Федерация, Брянская область, поселок городского типа Климово, улица Октябрьская дом 195.
ООО « Хлебокомбинат» осуществляет право по владению, пользованию, и распоряжению предоставленного в его ведение имущества и отведенной ему земли, в соответствие с действующим законодательством.
ООО «Хлебокомбинат» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе (Приложение 1).
Балансовая прибыль предприятия направлена в первую очередь на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Чистая прибыль направляется , прежде всего, на образование и пополнение резервного фонда. Часть прибыли направляется на образование фондов Общества ( фонд накопления, фонд потребления и др.)
Основной целью Хлебокомбината является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и населения. Для выполнения указанной миссии ООО «Хлебокомбинат» занимается производством хлебобулочных, кондитерских, колбасных, рыбных изделий, безалкогольных
напитков. Кроме производственной деятельности ООО «Хлебокомбинат»занимается розничной торговлей продукции собственного производства и покупных товаров.
Приведем анализ основных показателей в таблице 2
Таблица 2 –Экономические показатели деятельности
ООО «Хлебокомбинат» за 2007 – 2008 гг.
Наименование показателя |
2007год |
2008год |
Показатель 2008года в % к 2007 году |
Выручка от реализации товаров работ, услуг. тыс.руб. |
33878 |
32626 |
96 |
Себестоимость товаров, работ, услуг. тыс. руб. |
33255 |
31028 |
93 |
Прочие доходы. тыс.руб. |
- |
47 |
- |
Прочие расходы. тыс.руб. |
40 |
56 |
140 |
Коммерческие расходы. тыс.руб. |
899 |
1188 |
132 |
Прибыль (убыток) до налогообложения. тыс.руб. |
-276 |
410 |
148 |
Прибыль (убыток) после налогообложения.тыс. руб. |
-330 |
361 |
109 |
Рентабельность продаж в %. |
-0,008 |
0,011 |
138 |
Используя данные бухгалтерской отчетности в Таблице 2 произведен анализ
основных экономических
показателей хозяйственной
«Хлебокомбинат» (Приложение 14) .Сравнивать показатели 2006 года к 2008 году не корректно, так как, организация ООО «Хлебокомбинат»образовалась
01.07.2006 года и поэтому данные за 2006 год не сопоставимы с данными 2008 года.
Выручка от продажи продукции в 2008 году составила - 32626 тыс. руб., а в процентах к уровню прошлого года - 96%.из этого следует что выручка от реализации работ, услуг уменьшилась на 4%, причиной этому могло послужить то, что ряд торговых предприятий были переданы другим филиалам РАйПо. Естественно и себестоимость уменьшилась, уменьшился объем выпуска продукции в кондитерском, колбасном цехах.