Особенности бухгалтерского учета в процедурах банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:17, реферат

Описание

Банкротство организации, как правило, наступает в связи с кризисом в деятельности организации. В микроэкономике под кризисом понимается состояние хозяйствующего субъекта, характеризующееся слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью, ставящей под угрозу существование организации. Крайним проявлением микроэкономического кризиса является полная потеря платежеспособности, приводящая к несостоятельности (банкротству) организации, т.е. неспособности организации погасить (оплатить) свои долги в срок и в полном объеме.

Содержание

Понятие банкротства юридических лиц
Нормативное регулирование бухгалтерского учета операций, связанных с процедурами банкротства
Особенности бухгалтерского учета при досудебной санации
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре наблюдения
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре финансового оздоровления
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре внешнего управления
Особенности бухгалтерского учета и составления отчетности в процедуре конкурсного производства
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций при заключении мирового соглашения

Работа состоит из  1 файл

стерве.docx

— 107.26 Кб (Скачать документ)

Основная  цель составления промежуточного ликвидационного  баланса заключается в отражении  реальной стоимости имущества должника, составляющего конкурсную массу. Поэтому, кроме инвентаризации и независимой оценки имущества (балансовой стоимостью более 100 тыс. рублей), проводится корректировка данных актива и пассива последнего баланса, предшествовавшего дате открытия конкурсного производства, с целью приведения стоимости имущества и обязательств к их реальной рыночной стоимости путем проведения переоценки, отражения получения дебиторской задолженности, в том числе и задолженности, ранее списанной как безнадежная к получению. Кроме того, выявляются и списываются активы, которые невозможно реализовать с целью получения денежных средств для расчетов с кредиторами (ряд нематериальных активов, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, неликвидные (испорченные) товарно-материальные ценности, дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности и нереальная к взысканию, финансовые вложении, которые не смогут принести экономическую выгоду и т.п.)

Хозяйственные операции, проводимые в течение периода, предшествующего составлению промежуточного ликвидационного баланса, должны быть отражены в бухгалтерском учете  в соответствии с установленными правилами. По отраженным в учете  хозяйственным операциям необходимо выявить финансовый результат (прибыль  или убыток) и отразить соответствующей  записью, списав сальдо счета 91 «Прочие  доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».

За основу построения промежуточного ликвидационного  баланса может быть взята общепринятая структура бухгалтерского баланса (с необходимой степенью укрупнения или детализации статей). Актив  баланса включает конкурсную массу. Пассив баланса представлен собственным  капиталом — уставным, резервным, добавочным, нераспределенной прибылью (непокрытым убытком) и обязательствами  перед кредиторами.

По окончании  конкурсного производства после  расчета по требованиям кредиторов в установленном законом порядке  в соответствии с требованиями ГК РФ составляется ликвидационный баланс, который представляется на утверждение  кредиторам, учредителям, согласовывается  с органами, осуществляющими государственную  регистрацию организаций.

При ликвидации организации ликвидационный баланс закрывается следующими записями:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»  
К-т 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму убытков от основной и прочей деятельности (если получена прибыль, то делается обратная проводка);

Д-т 80 «Уставный капитал»  
К-т 99 «Прибыли и убытки» — на сумму покрытия убытков за счет уставного капитала (если прибыль, то обратная проводка на сумму увеличения уставного капитала).

Если после  всех расчетов с кредиторами у  ликвидируемой организации еще  остается какое-либо имущество, то оно  распределяется между учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в порядке, установленном в учредительных документах, что отражается в бухгалтерском учете следующими записями:

Д-т 80 «Уставный капитал»  
К-т 75 «Расчеты с учредителями» — на сумму распределения капитала;

Д-т 75 «Расчеты с учредителями»  
К-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» — на сумму выплаты денежных средств;

Д-т 75 «Расчеты с учредителями»  
К-т 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и др. — на сумму распределенного между учредителями имущества.

Ликвидационный  баланс содержит информацию об итогах конкурсного производства, в том  числе и о неудовлетворенных  требованиях кредиторов. Входящими  остатками актива и пассива ликвидационного  баланса являются исходящие остатки  актива и пассива промежуточного ликвидационного баланса. Актив  ликвидационного баланса на конец  периода должен быть равен нулю, а пассив либо равен нулю, либо представлен  убытками предприятия и неудовлетворенными требованиями кредиторов. Итог пассива  ликвидационного баланса на конец  периода (на момент ликвидации) равен  нулю.

Особенности бухгалтерского учета хозяйственных  операций при заключении мирового соглашения

На любой  стадии рассмотрения арбитражным судом  дела о банкротстве должник, его  конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое  соглашение. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов  принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа  голосов конкурсных кредиторов и  уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и  считается принятым, если за него проголосовали  все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества  должника.

Со стороны  должника решение о заключении мирового соглашения принимается руководителем  организации-должника, а при внешнем  управлении и конкурсном производстве соответственно внешним или конкурсным управляющим. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. При заключении мирового соглашения дело о банкротстве прекращается.

При мировом  соглашении прекращение обязательств должника может осуществляться путем  прощения долга, предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации, иные ценные бумаги, новацией обязательства, иными способами  в соответствии с Законом о  банкротстве. Мировое соглашение может  содержать не противоречащие требованиям  законодательства о налогах и  сборах положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

На непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым  соглашением в денежной форме, начисляются  проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России на дату заключения мирового соглашения. С согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

В бухгалтерском  учете организации-должника отсрочка или рассрочка исполнения обязательств отражается только в аналитическом  учете. Прощение долга или предоставление отступного (скидка с долга) в бухгалтерском  учете должника отражается как безвозмездные  поступления (внереализационные доходы должника):

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.  
К-т 91 «Прочие доходы и расходы» — на сумму долга или скидки с долга.

Обмен требований на вновь выпущенные акции при  увеличении уставного капитала должника в учете отражается следующими записями:

Д-т 75 «Расчеты с учредителями»  
К-т 80 «Уставный капитал» — на сумму увеличения уставного капитала;

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.  
К-т 75 «Расчеты с учредителями» — на сумму обмена требований на акции.

Обмен требований на акции, выкупленные у акционеров, в бухгалтерском учете должника отражается следующим образом:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.  
К-т 81 «Собственные акции, выкупленные у акционеров» — на сумму обмена требований на акции в уставном капитале должника.

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

 

 

 

 

 

Курсовой проект по дисциплине: Учет и анализ банкротств

на тему:

"Основные особенности  ведения бухгалтерского учета  на несостоятельных предприятиях"

 

 

 

Выполнил студент группы

ТБА - 1з-424-06

Васильева Оксана Сергеевна

Проверил:

преподаватель, доцент кафедры

"Экономика и управление производством" 

Глебова Анна Геннадьевна

 

 

 

 

г. Тверь, 2010

 

Содержание

 

Введение

1. Основные особенности ведения бухгалтерского учета на несостоятельных предприятиях

1.1 Порядок подготовки передаточного акта и разделительного баланса при реорганизации предприятия

1.2 Бухгалтерский учет расходов должника, связанный с процедурой наблюдения

1.3 Бухгалтерский учет операций, связанных с процедурой финансового оздоровления

1.4 Бухгалтерский учет в ходе процедуры внешнего управления

1.5 Мировое соглашение

1.6 Конкурсное производство

2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ от 26 октября 2002 г.

2.1 Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

2.2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Банкротство предприятия - результат  совместного действия внешних и  внутренних неблагоприятных факторов. В развитых странах с устойчивой политической и экономической системой на финансовое состояние предприятия  в большей степени воздействуют внутренние факторы. Умение предприятия  приспособиться к изменению технологических, экономических и социальных факторов служит гарантией не только выживания, но и его процветания.

В случае, когда неплатежеспособность все-таки возникла, бухгалтер предприятия  должен уметь грамотно отражать хозяйственные  операции, связанные с процедурами  банкротства, в бухгалтерском учете  организации, иметь навыки формирования такой бухгалтерской отчетности, как разделительные, объединительные, ликвидационные балансы, передаточные акты и т.п., представлять информацию и участвовать в анализе финансового  состояния организации с целью  восстановления ее платежеспособности.

 

1. Основные особенности  ведения бухгалтерского учета  на несостоятельных предприятиях

1.1 Порядок подготовки передаточного  акта и разделительного баланса  при реорганизации предприятия

 

В ходе реорганизации подготавливается передаточный акт или разделительный баланс.

Передаточный акт и разделительный баланс - это не только бухгалтерские  документы, позволяющие точно установить, кому конкретно и какое имущество  передано, но это также документы, имеющие большое правовое значение. В них определяется, на кого возложено  выполнение определенных обязанностей (например, выполнение договоров поставки, оплата определенной продукции и  т.п.), кто получил соответствующие  права (например, право требовать  уплату задолженности, арендной платы, расходов по доставке товара и т.п.).

Перед составлением передаточного  акта или разделительного баланса  на предприятии проводится полная и  сплошная инвентаризация. Проверке подлежат абсолютно все позиции активов  и пассивов.

В ходе инвентаризации проверяются  наличие, состояние и оценка имущества  и обязательств, составляются акты сверки расчетов с каждым дебитором  и кредитором. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета отражаются на счетах.

Основанием для составления  передаточного акта или разделительного  баланса служит бухгалтерская отчетность, сформированная на последнюю дату перед  составлением указанных документов.

Передаточный акт - документ, который  служит основанием для передачи имущества  и обязательств юридических лиц  при реорганизации в форме  слияния, присоединения и преобразования. Он состоит из нескольких частей.

В первой части передаточного акта указывается общая информация о  реорганизации юридических лиц, а именно:

^ полное наименование юридических лиц, участвующих в реорганизации, а также их организационно-правовая форма;

^ вид реорганизации;

^ наименование и организационно-правовая форма правопреемников;

^ дата принятия решения о реорганизации;

^ список прилагаемых форм отчетности;

^ список прилагаемых инвентаризационных описей, сличительных ведомостей;

^ список других прилагаемых документов (приказ об учетной политике организации, аналитические данные по дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.).

Вторая часть передаточного  акта представляет собой бухгалтерский  баланс, содержащий сведения об имуществе, обязательствах и собственном капитале реорганизуемого юридического лица на дату составления передаточного  акта. Бухгалтерский баланс, который  включается в передаточный акт, называют передаточным. В нем приводятся только данные по состоянию на отчетную дату. Показатели на начало отчетного года не указываются.

Третья часть передаточного  акта содержит подробные расшифровки  по всем статьям передаточного баланса. Например, в статье "Основные средства" приводится полный перечень всех основных средств, передаваемых в ходе реорганизации: наименование, количество, стоимостная  оценка. Пояснения к передаточному  балансу необходимы для того, чтобы  после проведения реорганизации  бухгалтер мог отразить в бухгалтерском  учете переданное имущество и  обязательства.

Если реорганизация юридического лица проводится в форме выделения  или разделения, необходимо составить  разделительный баланс.

Разделительный баланс состоит  из трех частей. Первая часть содержит информацию о реорганизации юридических  лиц (полное наименование реорганизуемого  юридического лица и его правопреемников, организационно-правовая форма, дата и  форма реорганизации, правопреемство).

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в процедурах банкротства