Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:17, реферат
Банкротство организации, как правило, наступает в связи с кризисом в деятельности организации. В микроэкономике под кризисом понимается состояние хозяйствующего субъекта, характеризующееся слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью, ставящей под угрозу существование организации. Крайним проявлением микроэкономического кризиса является полная потеря платежеспособности, приводящая к несостоятельности (банкротству) организации, т.е. неспособности организации погасить (оплатить) свои долги в срок и в полном объеме.
Понятие банкротства юридических лиц
Нормативное регулирование бухгалтерского учета операций, связанных с процедурами банкротства
Особенности бухгалтерского учета при досудебной санации
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре наблюдения
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре финансового оздоровления
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре внешнего управления
Особенности бухгалтерского учета и составления отчетности в процедуре конкурсного производства
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций при заключении мирового соглашения
Отстранение руководителя и органов управления должника от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом, прекращение полномочий собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Прекращение всех финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Конкурсный управляющий
Конкурсным управляющим
В течение месяца с даты введения конкурсного производства управляющий должен предупредить всех работников должника о предстоящем увольнении.
После того как управляющий примет в ведение имущество должника, он должен провести инвентаризацию этого имущества и пригласить независимого оценщика для его оценки. В ходе конкурсного производства управляющий принимает меры для сохранения имущества должника, а также для выявления и возврата его имущества, находящегося у третьих лиц.
Кроме того, управляющий должен вести реестр требований кредиторов, настаивать на возврате третьими лицами задолженности организации-должника, а также, в случае необходимости, возражать против требований кредиторов, предъявленных должнику.
Когда расчеты с кредиторами завершены, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о проведении конкурсного производства.
К отчету конкурсный управляющий должен приложить:
документы, подтверждающие продажу имущества должника;
реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;
документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать в интересах кредиторов, то контроль за его деятельностью осуществляют кредиторы и арбитражный суд. По требованию как суда, так и кредиторов управляющий обязан в любое время предоставить отчет о ходе конкурсного производства. Особо регламентирован контроль за использованием финансов должника. Отчеты об использовании денежных средств представляются управляющим по требованию, но не чаше чем раз в месяц.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд может отстранить конкурсного управляющего от их исполнения.
Как видим, в ходе конкурсного производства полномочия управляющего складываются из двух составляющих:
^ полномочия отстраненного руководства, связанные с хозяйственной деятельностью и управлением юридического лица;
^ полномочия, свойственные только арбитражному управляющему, связанные с достижением целей конкурса.
Полномочия конкурсного
Ликвидация предприятия, т.е. прекращение деятельности юридического лица без правопреемника, - это длительный процесс, который состоит из двух этапов:
формирования конкурсной массы предприятия-должника и определения всей совокупности предъявляемых к предприятию требований кредиторов;
продажи имущества должника и погашения
предъявленных претензий
Конкурсная масса - понятие, в которое Закон вкладывает вполне определенный смысл: в соответствии с п.1 ст.131 Закона все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Недостаток данного Законом
определения в том, что не дифференцируется
статус имущества должника сразу
после открытия конкурсного производства
и к моменту начала распределения
средств между кредиторами. Между
тем состояние имущества
Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество.
В целях формирования конкурсной массы
в имущественную массу
Имущество должника, без правовых
оснований находящееся у
Имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности.
Денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства.
Имущество, являющееся предметом залога, переданным кредитору-залогодержателю (заклад).
Денежные средства, полученные в результате истребования управляющим средств на содержание определенных объектов, которые должны были, но не были приняты третьими лицами, названными в Законе.
Из имущественной массы
Имущество, исключенное из гражданского оборота.
Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе и права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.
Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально-значимым объектам относят дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, связанные с системами жизнеобеспечения региона.
Имущество третьих лиц, находящееся у должника без правовых оснований.
Одна из обязанностей конкурсного управляющего, связанных с формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами, заключается в ведении реестра кредиторов. В настоящее время ведение реестра может осуществляться не только самим управляющим, но и реестродержателем, статус которого определен п.1 ст.16 Закона. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов.
При ведении реестра
в первую очередь производятся расчеты
по требованиям граждан, перед которыми
должник несет ответственность
за причинение вреда жизни или
здоровью, путем капитализации
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений поавторским договорам;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Из состава кредиторов третьей очереди выделяются требования:
^ обеспеченные залогом имущества организации, которые удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей, права требования которых возникли до заключения договора залога;
^ по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней), иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, которые подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Вне очереди погашаются следующие обязательства:
судебные расходы, в том числе на опубликование предусмотренной Законом информации;
расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему и реестродержателю:
текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
требования кредиторов и задолженность по заработной плате, которые возникли в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до вынесения соответствующего решения о признании, а также входе конкурсного производства.
Требования кредиторов, а также уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра (кроме требований кредиторов первой и второй очередей) и признанные в установленном порядке, удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации, оставшегося после расчетов с кредиторами, требования которых включены в реестр.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ от 26 октября 2002 г.
За последнее десятилетие
Следует отметить, что целенаправленность действия нового Закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач:
^ по оздоровлению экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;
^ защите интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с его нерациональным использованием;
^ защите интересов инвесторов;
^ восстановлению финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.
Федеральным законом № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" понятие банкротства определено следующим образом: "Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей" (ст.3).
В названном Законе установлены признаки банкротства: должник считается несостоятельным (банкротом), если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются размеры денежных обязательств и обязательных платежей. В размер денежных обязательств включают:
размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;
размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.
К обязательным платежам относят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации. Размер обязательных платежей исчисляется без учета штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Дела о банкротстве
В Законе определены состав участников и их функции в процедурах банкротства. Закон состоит из 12 глав и содержит 233 статьи.
В нем регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяются следующие процедуры банкротства (ст.27):
наблюдение применяется к
состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведении первого собрания кредиторов;
финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
внешнее управление применяется к должнику с целью восстановления его платежеспособности;
конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, с целью соразмеренного удовлетворения требований кредиторов:
мировое соглашение представляет собой
процедуру банкротства, которая
может быть применена на любой
стадии рассмотрения дела о банкротстве
в целях прекращения
С экономической точки зрения в
системе предложенных процедур важную
роль играет финансовое оздоровление
организаций, оказавшихся в столь
затруднительном финансовом положении.
Такая процедура на законных основаниях
в систему банкротства
Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в процедурах банкротства