Особенности бухгалтерского учета в процедурах банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:17, реферат

Описание

Банкротство организации, как правило, наступает в связи с кризисом в деятельности организации. В микроэкономике под кризисом понимается состояние хозяйствующего субъекта, характеризующееся слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью, ставящей под угрозу существование организации. Крайним проявлением микроэкономического кризиса является полная потеря платежеспособности, приводящая к несостоятельности (банкротству) организации, т.е. неспособности организации погасить (оплатить) свои долги в срок и в полном объеме.

Содержание

Понятие банкротства юридических лиц
Нормативное регулирование бухгалтерского учета операций, связанных с процедурами банкротства
Особенности бухгалтерского учета при досудебной санации
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре наблюдения
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре финансового оздоровления
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций должника в процедуре внешнего управления
Особенности бухгалтерского учета и составления отчетности в процедуре конкурсного производства
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций при заключении мирового соглашения

Работа состоит из  1 файл

стерве.docx

— 107.26 Кб (Скачать документ)

Отстранение руководителя и органов  управления должника от выполнения функций  по управлению и распоряжению имуществом, прекращение полномочий собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Прекращение всех финансовых санкций  по всем видам задолженности должника.

Конкурсный управляющий действует  с момента его утверждения  арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

Конкурсным управляющим осуществляется опубликование сведений о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства за счет средств  должника в "Российской газете" не позднее 10 дней с момента назначения конкурсного управляющего.

В течение месяца с даты введения конкурсного производства управляющий должен предупредить всех работников должника о предстоящем увольнении.

После того как управляющий примет в ведение имущество должника, он должен провести инвентаризацию этого  имущества и пригласить независимого оценщика для его оценки. В ходе конкурсного производства управляющий  принимает меры для сохранения имущества  должника, а также для выявления  и возврата его имущества, находящегося у третьих лиц.

Кроме того, управляющий должен вести  реестр требований кредиторов, настаивать на возврате третьими лицами задолженности  организации-должника, а также, в  случае необходимости, возражать против требований кредиторов, предъявленных  должнику.

Когда расчеты с кредиторами  завершены, конкурсный управляющий  представляет в арбитражный суд  отчет о проведении конкурсного  производства.

К отчету конкурсный управляющий должен приложить:

документы, подтверждающие продажу  имущества должника;

реестр требований кредиторов с  указанием размера погашенных требований;

документы, подтверждающие погашение  требований кредиторов.

Поскольку конкурсный управляющий  обязан действовать в интересах  кредиторов, то контроль за его деятельностью осуществляют кредиторы и арбитражный суд. По требованию как суда, так и кредиторов управляющий обязан в любое время предоставить отчет о ходе конкурсного производства. Особо регламентирован контроль за использованием финансов должника. Отчеты об использовании денежных средств представляются управляющим по требованию, но не чаше чем раз в месяц.

В случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения конкурсным управляющим  возложенных на него обязанностей арбитражный  суд может отстранить конкурсного  управляющего от их исполнения.

Как видим, в ходе конкурсного производства полномочия управляющего складываются из двух составляющих:

^ полномочия отстраненного руководства, связанные с хозяйственной деятельностью и управлением юридического лица;

^ полномочия, свойственные только арбитражному управляющему, связанные с достижением целей конкурса.

Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны, их цель - осуществление  ликвидации должника с максимальным учетом интересов кредиторов.

Ликвидация предприятия, т.е. прекращение  деятельности юридического лица без  правопреемника, - это длительный процесс, который состоит из двух этапов:

формирования конкурсной массы  предприятия-должника и определения  всей совокупности предъявляемых к  предприятию требований кредиторов;

продажи имущества должника и погашения  предъявленных претензий кредиторов за счет конкурсной массы предприятия-банкрота.

Конкурсная масса - понятие, в которое  Закон вкладывает вполне определенный смысл: в соответствии с п.1 ст.131 Закона все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного  производства, составляет конкурсную массу.

Недостаток данного Законом  определения в том, что не дифференцируется статус имущества должника сразу  после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения  средств между кредиторами. Между  тем состояние имущества должника может претерпеть в течение этого  периода значительные изменения. В  связи с этим представляется более  целесообразным использовать другой термин - имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурсного производства. Далее производятся определенные добавления и изъятия из имущественной массы. Все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы.

Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению  между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной  массы, и неликвидное имущество.

В целях формирования конкурсной массы  в имущественную массу осуществляют определенные дополнения и изъятия. Выделим сначала виды имущества, добавляемые в имущественную  массу:

Имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих  лиц.

Имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности.

Денежные средства, полученные в  результате осуществления субсидиарной ответственности - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства.

Имущество, являющееся предметом залога, переданным кредитору-залогодержателю (заклад).

Денежные средства, полученные в  результате истребования управляющим  средств на содержание определенных объектов, которые должны были, но не были приняты третьими лицами, названными в Законе.

Из имущественной массы изымаются:

Имущество, исключенное из гражданского оборота.

Имущественные права, связанные с  личностью должника, в том числе  и права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов  деятельности.

Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально-значимым объектам относят дошкольные образовательные  учреждения, общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты  коммунальной инфраструктуры, связанные  с системами жизнеобеспечения региона.

Имущество третьих лиц, находящееся  у должника без правовых оснований.

Одна из обязанностей конкурсного  управляющего, связанных с формированием  конкурсной массы и ее распределением между кредиторами, заключается  в ведении реестра кредиторов. В настоящее время ведение  реестра может осуществляться не только самим управляющим, но и реестродержателем, статус которого определен п.1 ст.16 Закона. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов.

При ведении реестра реестродержателем управляющий передает ему необходимые сведения, подлежащие внесению в реестр. Сам реестродержатель исполняет функции технического характера. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст.134 Закона о банкротстве:

в первую очередь производятся расчеты  по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность  за причинение вреда жизни или  здоровью, путем капитализации соответствующих  повременных платежей, а также  компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий  и оплате труда лиц, работающих или  работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений поавторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты  с другими кредиторами.

Из состава кредиторов третьей  очереди выделяются требования:

^ обеспеченные залогом имущества организации, которые удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей, права требования которых возникли до заключения договора залога;

^ по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней), иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, которые подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Вне очереди погашаются следующие  обязательства:

судебные расходы, в том числе  на опубликование предусмотренной  Законом информации;

расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему и реестродержателю:

текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления  деятельности должника;

требования кредиторов и задолженность  по заработной плате, которые возникли в период после принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом и до вынесения  соответствующего решения о признании, а также входе конкурсного  производства.

Требования кредиторов, а также  уполномоченных органов, заявленные после  закрытия реестра (кроме требований кредиторов первой и второй очередей) и признанные в установленном  порядке, удовлетворяются из имущества  ликвидируемой организации, оставшегося  после расчетов с кредиторами, требования которых включены в реестр.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ от 26 октября 2002 г.

За последнее десятилетие Государственная  Дума РФ, учитывая важность для экономики  страны законодательной базы такого регулирования, трижды занималась разработкой  и принятием Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (от 19 ноября 1992 г. № 3929-1, от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Следует отметить, что целенаправленность действия нового Закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон  от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач:

^ по оздоровлению экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;

^ защите интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с его нерациональным использованием;

^ защите интересов инвесторов;

^ восстановлению финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.

Федеральным законом № 127-ФЗ "О  несостоятельности (банкротстве)" понятие  банкротства определено следующим  образом: "Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей" (ст.3).

В названном Законе установлены  признаки банкротства: должник считается  несостоятельным (банкротом), если соответствующие  обязательства не исполнены им в  течение трех месяцев с даты, когда  они должны были быть исполнены. Для  определения наличия признаков  банкротства должника учитываются  размеры денежных обязательств и  обязательных платежей. В размер денежных обязательств включают:

размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные  услуги;

суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

размер задолженности, возникшей  вследствие неосновательного обогащения;

размер задолженности, возникшей  вследствие причинения вреда имуществу  кредиторов.

К обязательным платежам относят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и  государственные внебюджетные фонды  в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации. Размер обязательных платежей исчисляется  без учета штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Дела о банкротстве рассматриваются  арбитражным судом. Дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в  совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику - гражданину не менее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства.

В Законе определены состав участников и их функции в процедурах банкротства. Закон состоит из 12 глав и содержит 233 статьи.

В нем регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяются следующие процедуры банкротства (ст.27):

наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности  имущества должника, проведения анализа  финансового

состояния должника, составления реестра  требований кредиторов и проведении первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление применяется  к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения  задолженности в соответствии с  графиком погашения задолженности;

внешнее управление применяется к  должнику с целью восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство применяется  к должнику, признанному банкротом, с целью соразмеренного удовлетворения требований кредиторов:

мировое соглашение представляет собой  процедуру банкротства, которая  может быть применена на любой  стадии рассмотрения дела о банкротстве  в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и  кредиторами.

С экономической точки зрения в  системе предложенных процедур важную роль играет финансовое оздоровление организаций, оказавшихся в столь  затруднительном финансовом положении. Такая процедура на законных основаниях в систему банкротства российских предприятий введена впервые. В  финансовом оздоровлении заинтересован прежде всего сам должник, поскольку он продолжает свою деятельность, но с ограничениями органов управления должника. У него появляется реальная возможность избежать банкротства, продолжая удовлетворять требования кредиторов, не доводя дело до конкурсного производства и продажи имущества.

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в процедурах банкротства