Особенности методики и внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:15, доклад

Описание

Методы внутреннего аудита представляют совокупность финансовых, экономических, организационных, оперативно-технических и фактических способов и приемов по проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью изучения состояния их экономики и финансов, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, сохранности активов и своевременности возврата обязательств, обеспечения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, а также их оформления первичными документами, служащими основанием для отражения в бухгалтерском учете.

Работа состоит из  1 файл

Методы и приемы внутреннего аудита.docx

— 49.01 Кб (Скачать документ)

Особое внимание внутренних контролеров должно быть уделено  учету результатов инвентаризации.

В бухгалтерском учете  результаты инвентаризации отражаются в том месяце, в котором она  была закончена. Итоги годовой инвентаризации включаются в годовой отчет.

 

ОСМОТР, ОБСЛЕДОВАНИЕ, КОНТРОЛЬНЫЙ ОБМЕР

 

Проверка реального состояния  средств хозяйства, упомянутых в  содержании документа, выполняется  путем осмотра и обследования определенных объектов.

Осмотр представляет собой  непосредственное изучение компетентным человеком определенных объектов учета, выполняющих в хозяйственной  системе те или иные конкретные функции, а также, если это потребовалось, фиксацию важной информации об особенностях осмотренных объектов.

Обследование, как и осмотр,  –  это непосредственное изучение компетентными работниками определенных объектов хозяйственной системы. Однако при обследовании чаще осуществляется документирование важной информации об их выявленных дополнительных особенностях. Это могут быть акты, протоколы  и другая подобная документация.

Осмотру могут подвергаться самые различные объекты: производственные помещения, оборудование, территории, склады, продукция и др. К осмотру  или обследованию при необходимости  привлекают руководителей проверяемого объекта или ответственных за те или иные участки работы лиц, которые  могут дать необходимые пояснения.

В торговых организациях для  проверки многих хозяйственных операций требуется проводить тщательный осмотр маркировки, товарных знаков, наличия  акцизных марок, других отличительных признаков конкретных товаров. Полученные при осмотре данные сопоставляются с содержанием бухгалтерских документов. В тех случаях, когда для проверки документов требуется изучить свойства осматриваемых товаров, к участию в осмотре может быть привлечен специалист-товаровед.

В свою очередь, осмотр торговых помещений позволит установить нарушения  при использовании контрольно-кассовых машин. Все данные, полученные при  осмотре, сопоставляются с содержанием  бухгалтерских документов.

В случаях, если необходима более глубокая проверка и выяснение  состояние учета и соблюдения технологического процесса, проверяющим  лицом осуществляется обследование отдельных участков предприятия. В процессе данной деятельности могут быть установлены:

  • факты нарушения правил хранения продукции;
  • неудовлетворительная организация контрольно-пропускного режима и др.

Контрольный обмер – методический прием внутреннего контроля, с  помощью которого определяется фактически выполненный объем строительных или строительно-монтажных работ, произведенных хозяйственным или подрядным способом, и правильность их оплаты.

Как правило, обмер осуществляется с привлечением специалистов-строителей. При подготовке обмера определяются конкретные объекты, конструктивные элементы и виды работ, подлежащие проверке. После этого подсчитывается количество и стоимость работ, выполняемых с начала строительства и оплаченных по проверяемым актам приемки работ или нарядам. Эти данные сверяются с данными проектно-сметной документации, и выявляются отклонения в характере, количестве и стоимости работ. Если возникает необходимость проверить правильность списания материалов, то подсчитываются виды и количество списанных материалов.

К участию в обмере привлекаются заинтересованные должностные лица, исполнители, ответственные за строительство  или ремонт объекта и подписавшие  акты приемки работ, наряды и документы  на списание материалов. Ими обычно являются прорабы, начальники участков.

При производстве обмера используются следующие документы: акты на выполнение работ, журналы учета выполненных  работ, которые ведутся по каждому  объекту строительства, журналы  расхода строительных материалов, наряды работ, акты геодезических замеров, акты технического обследования зданий, акты приемки работ, проектно-сметная  документация, данные бухгалтерского учета о списании материалов и  др.

Перед началом обмера у  контролера и участвующего специалиста  в обязательном порядке должны иметься  две таблицы. Одна – в сметных  ценах, другая – непосредственно  по нарядам.

Результаты обмера выполненных  работ отражаются в составляемом ревизором совместно со специалистом-строителем акте обмера, который подписывают  все участники этого действия. Если кто-либо из них откажется подписать  акт, то должна быть сделана соответствующая  отметка. При несогласии с результатами обмера, указанными в акте, привлеченные к обмеру лица вправе требовать, чтобы  в акте были записаны их замечания  и возражения.

В акте целесообразно зафиксировать  лишь фактически установленный объем  работ или только данные замеров. Впоследствии эти данные сопоставляются с бухгалтерскими документами и  определяются объемы и стоимость  работ, расход материалов и возможные  их завышения. При наличии нарушений может составляться ведомость перерасчета стоимости работ.  

 

МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ ОТДЕЛЬНЫХ  ДОКУМЕНТОВ И ИХ СОВОКУПНОСТЕЙ ПО ОДНОТИПНЫМ И ВЗАИМОСВЯЗАННЫМ ОПЕРАЦИЯМ

 

Все хозяйственные операции и факты хозяйственной жизни  у экономических субъектов должны быть документированы.

Документы могут быть либо доброкачественными, либо недоброкачественными, и частные задачи внутреннего  аудита нередко состоят в выявлении  недоброкачественных документов с  целью их последующего анализа.

Для классификации документов по качественным признакам используют три критерия доброкачественности  документов.

  1. Формальный критерий. Любой доброкачественный документ должен быть составлен по определенной форме. В РФ широко используются типовые межведомственные формы различных первичных документов.
  2. Критерии законности. Хозяйственная операция, отраженная в документе, должна быть законна по своему содержанию.
  3. Критерии действительности. Документ должен отражать содержание именно той хозяйственной операции, для которой он был создан, причем отражать это содержание в неискаженном виде относительно объемов, даты, участвующих в хозяйственной операции сторон или лиц и т.д.

Документы, не отвечающие хотя бы одному из перечисленных критериев, являются недоброкачественными.

Недоброкачественные документы, в свою очередь, могут быть подразделены на две группы.

  1. Документы, недоброкачественные по форме. Они отражают реальные хозяйственные операции в неискаженном виде и объеме.
  2. Документы, недоброкачественные по существу.

Информация о работе Особенности методики и внутреннего аудита