Особенности методики и внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:15, доклад

Описание

Методы внутреннего аудита представляют совокупность финансовых, экономических, организационных, оперативно-технических и фактических способов и приемов по проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью изучения состояния их экономики и финансов, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, сохранности активов и своевременности возврата обязательств, обеспечения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, а также их оформления первичными документами, служащими основанием для отражения в бухгалтерском учете.

Работа состоит из  1 файл

Методы и приемы внутреннего аудита.docx

— 49.01 Кб (Скачать документ)

Последовательный просмотр первичных документов и учетных  регистров – сканирование.

В результате сканирования аудитор обращает внимание на нестандартные  документы, например:

  1. были использованы бланки неустановленной формы или нарушился порядок их составления;
  2. остались незаполненными некоторые из необходимых реквизитов;
  3. использованы лишние, не предусмотренные типовыми формами реквизиты;
  4. использованы ненадлежащие реквизиты, не соответствующие тем, которые предусмотрены типовыми формами.

Существует много ситуаций, когда описанные выше методические приемы проверки одного документа позволяют  аудитору серьезно засомневаться в  его доброкачественности, однако такие  сомнения еще нельзя назвать бесспорными  доказательствами. В таких случаях  необходимо собрать дополнительные свидетельства, которые, например, помогут  точно определиться в наличии  или отсутствии недействительной операции, отраженной в документе. Для этого  аудитор может использовать приемы проверки нескольких документов по однотипным или взаимосвязанным хозяйственным  операциям. Среди наиболее часто  используемых приемов данного типа – запрос и подтверждение, взаимная сверка, хронологическая проверки и  др.

  Надежность аудиторских доказательств, в том числе собираемых в ходе проверки внутренними аудиторами, зависит от источника, из которого они получены. Аудиторские доказательства, полученные из внешних источников, считаются более надежными, чем те, которые получены из внутренних источников.

Процесс получения и анализа  аудиторских доказательств в  виде ответов третьих лиц на запросы  проверяемой организации называется внешним подтверждением.

Аудитор может составить  запрос в виде позитивного или  негативного подтверждения, в зависимости  от специфики информации, которую  он хочет получить от третьей стороны.

Аудитор должен правильно  выбрать должностное лицо сторонней  организации, в адрес которого следует  направить запрос. При этом необходимо учитывать компетентность должностного лица, его осведомленность, мотивацию, возможность и желание предоставить ответ.

При взаимной сверке сопоставляются различные по своему наименованию и  характеру документы, в которых  отражаются различные аспекты одной  и той же или нескольких взаимосвязанных  операций.

Возможности взаимной сверки различных документов весьма разнообразны. У каждого экономического субъекта они зависят от отраслевой специфики  предприятия, а также от особенностей системы внутрихозяйственного контроля. Например, внутренние аудиторы могут  осуществлять взаимную сверку следующих  документов:

  1. данные первичных документов и учетных регистров, а также оперативного учета, отражающих отгрузку товарной продукции, с той информацией, которая зафиксирована в других документах, связанных с ее отгрузкой и реализацией;
  2. информация из первичных документов по поступлению товарно-материальных ценностей сопоставляется с расходами на их доставку. Данные могут быть проанализированы не только по отдельным поступлениям, но и по всему объему поступления товарно-материальных ценностей за год с применением аналитических процедур;
  3. данные о выводе или отгрузке определенных товарно-материальных ценностей с данными о таре, в которой осуществлялась перевозка этих товарно-материальных ценностей;
  4. начисление заработной платы в производстве с объемами фактически оприходованных готовых изделий на складе;
  5. сопоставляются первичные документы с информацией, проведенной по учетным регистрам;
  6. данные о списании основных средств сопоставляют с информацией о затратах на их ликвидацию, а также с накладными на оприходование строительных материалов и конструкций, запасных частей к машинам и оборудованию, документами на сдачу металлолома и т.д. На практике, с учетом весьма ощутимых размеров налога на имущество, аудиторы иногда сталкиваются даже с фактами фиктивного списания зданий и сооружений. Заводских производственных корпусов и т.д.
  7. информация о списании различных товарно-материальных ценностей на порчу, бой, лом сопоставляется с аналогичными документами, отражающими хозяйственные операции по их уничтожению, приходу соответствующих возвратных материалов и т.д.

Взаимная сверка документов, в которых отражаются различные  аспекты взаимосвязанных операций, таким образом, позволяет внутренним аудиторам собрать необходимые  свидетельства об определенных ситуациях  с признаками ошибок и преднамеренных действий администрации или персонала. В частности, взаимная сверка позволяет  выявить:

  1. полностью или частично бестоварные или безденежные операции;
  2. участие в торгово-хозяйственной деятельности неучтенных товаров;
  3. создание неучтенных излишков различных материалов, сырья, товаров и тары, а также других ценностей с целью дальнейшего оформления подложных документов об их реализации или приобретении;
  4. создание неучтенных излишков готовой продукции либо необоснованного начисления и выплаты заработной платы;
  5. составление подложных бухгалтерских проводок либо проводок, не подтвержденных оправдательными первичными документами, и др.

Хронологическая проверка движения товарно-материальных ценностей и  денежных средств. Проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств  по этому принципу состоит в том, что их остатки определяют не только на дату той или иной инвентаризации, сличая их с остатками документальными, но при необходимости на каждую дату любого межинвентаризационного периода. Существует даже возможность определения  таких остатков после каждой хозяйственной  операции.

Применение данного приема позволяет внутреннему аудитору собрать дополнительные свидетельства  о признаках потенциальных злоупотреблений, выявить противоречия в учетных  данных, в том числе создание неучтенных излишков. Среди таких противоречий могут быть:

  1. количество отпущенных товарно-материальных ценностей превышает их максимально возможный остаток;
  2. документально присутствует такой расход товарно-материальных ценностей, которого вообще не могло быть в наличии, и т.д.

Информация о работе Особенности методики и внутреннего аудита