Понятие экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:21, лекция

Описание

Комплексный эк. анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его эк. целесообразность. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем эк. анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Эк. анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его эффективность.

Работа состоит из  1 файл

Понятие экономического анализа.doc

— 332.00 Кб (Скачать документ)

Необходимыми  условиями достижения самоокупаемости  и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Каждому предприятию, перед тем как планировать  объем производства, формировать  производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:

- изучение платежеспособного  спроса на продукцию, рынков  ее сбыта и обоснование плана  производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

- анализ факторов, формирующих эластичность спроса  на продукцию, и оценка степени  риска невостребованной продукции;

- оценка конкурентоспособности  продукции и изыскание резервов  повышения ее уровня;

- разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;

- оценка устойчивости  и эффективности производства  и сбыта продукции.

С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых  рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.

 

  1. Задачи и объекты анализа производства и реализации продукции.

Объем производства и объем реализации продукции  являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на. первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста  объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:

1.  оценка  степени выполнения плана и  динамики производства и реализации  продукции;

2.  определение  влияния факторов на изменение  величины этих показателей;

3. выявление  внутрихозяйственных резервов увеличения  выпуска и реализации продукции;

4.  разработка  рекомендаций по освоению выявленных  резервов.

Объекты анализа:

-  объем производства  и реализации продукции в целом  и по ассортименту;

-  качество  и конкурентоспособность продукции;

- структура производства  и реализации продукции;

-  ритмичность производства  и реализации продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ использования фонда рабочего времени.

Полноту использования  персонала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним  работником за анализируемый период времени, а также по степени использования  фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию. Фонд рабочего времени (Т) зависит от численности рабочих (ЧР), количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год (Д) и средней продолжительности рабочего дня (П):

Т = ЧР * Д * П.

Для выявления  причин целодневных и внутрисменных  потерь рабочего времени сопоставляют данные фактического и планового  баланса рабочего времени. Они могут  быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами, не предусмотренными планом: дополнительными отпусками с разрешения администрации, заболеваниями рабочих с временной потерей трудоспособности, прогулами, простоями из-за неисправности оборудования, машин, механизмов, из-за отсутствия работы, сырья, материалов, электроэнергии, топлива и т.д. Каждый вид потерь анализируется подробнее, особенно те, которые зависят от предприятия. Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового коллектива, является резервом увеличения производства продукции, который не требует дополнительных капитальных вложений и позволяет быстро получить отдачу.

Изучив потери рабочего времени, необходимо установить непроизводительные затраты труда, которые складываются из затрат рабочего времени в результате изготовления забракованной продукции и исправления брака, а также в связи с отклонениями от технологического процесса. Для определения их величины используют данные о потерях от брака (журнал-ордер №10).

Потери рабочего времени в связи с отклонением от нормальных условий работы рассчитывают делением суммы доплат по этой причине на среднюю зарплату за 1 ч.

Сокращение потерь рабочего времени - один из резервов увеличения выпуска продукции. Чтобы подсчитать его, необходимо потери рабочего времени (ПРВ) по вине предприятия умножить на плановую среднечасовую выработку продукции:

ΔВП= ПРВ х  ЧВ0

Однако надо иметь в виду, что потери рабочего времени не всегда приводят к уменьшению объема производства продукции, так  как они могут быть компенсированы повышением интенсивности труда работников. Поэтому при анализе использования трудовых ресурсов большое внимание уделяется изучению показателей производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ фонда заработной платы.

Фонд з/п по действующей инструкции органов статистики включает не только фонд оплаты труда, относимый к текущим издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств соц. защиты и чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Наибольший удельный вес в составе средств, используемых на потребление, занимает фонд оплаты труда, включаемый в с/с продукции.

Абсолютное отклонение определяется сравнением фактически испол-х  ср-в на оплату труда в отчетном периоде с базовой величиной  фонда зар. платы в целом по пр-тию, произ-ным подразделением и категориям работников(само по себе не хар-ет испол-ние фонда зарплаты, т.к. он опред-ся без учета изменения объема пр-ва пр-ции)

Относительное отклонение расчит-ся как разность между фактически начисленной суммой зарплаты в отчетном периоде и  базовой его вел-ной, скоррект-ой на индекс объема пр-ва пр-ции.

Постоянная часть  оплаты труда не измеряется при увеличении или спаде объема произ-ва.

Переменная часть  фонда зарплаты зависит от объема пр-ва пр-ции(VВП), его стр-ры, удельной трудоемкости и уровня среднечасовой оплаты труда.

Причины изменения  постоянной части фонда оплаты труда,куда входят зарплата рабочих-повременщиков, служащих и тд., фонд зарплаты этих категорий  работников зависит от среднесписочной  их численности и сред. Заработка  за соотв-щий период времени.

Фонд зарплаты управ. Персонала также изменяется за счет его числен-ти и среднегод-го заработка.

Важное зн-ние  при анализе испол-ния фонда  зарплаты имеет изучение данных о  среднем заработке работников пр-тия, его изменении, а также о факторах, определяющих его уровень.

Также следует  установить соответствие между темпами  роста сред. Зарплатой и произ-стью труда. Для расширенного воспр-ва, получения  прибыли и рентаб-ти нужно, чтобы  темпы роста произ-ти труда опережали  темпы  его оплаты.Если такой принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда зарплаты, повышение с/с и соотв-но уменьшение суммы прибыли.

 

 

  1. Анализ использования производственной мощности предприятия.

Под произ-ной мощностью пре-тия понимается максимально возможный выпуск пр-ции при реально существ-щем объеме произ-ных ресурсов и достигнутом уровне техники, технологии и орг-ции пр-ва.(выражается в человеко-часах, машино-часах).Она не можетбыть постоянной, изменяется вместе с совершенс-нием техники.

Степень использования произ-ных мощностей харктеризуется след-ми пок-ми:

  1. коэф-т использ-ния мощности(Кисп. мощ.= факт. годовой объем пр-ва пр-ции/ среднегод. произ-ная мощность пр-тия)
  2. коэф-т интенсивной загрузки мощности (Ки.з = среднесуточ. Выпуск пр-ции/ среднесуточ. производств. мощность)
  3. коэф-т экстенсивной загруски мощности (Кэ.з.= фактический или плановый фонд рабочего времени/ расчетный фонд рабочего времени, принятый при определении произ-ной мощности)

Для хар-ки степени  испол-ния пассивной части фондов рассчитывают пок-ль выхода пр-ции на 1м.кв. произ-ной площади, к-рый в нек-рой степени дополняет характеристику использования приз-ных мощностей пр-тия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задачи и информационное обеспечение анализа использования материальных ресурсов.

Рост потребности  пр-тия в матер. ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретение или изготовление большого кол-ва материалов и энергии) или интенсивным (более экономным испол-нием имеющихся запасов в процессе пр-ва пр-ции). Первый путь ведет к росту удельных материальных затрат на единицу пр-ции, хотя с/с может не снижатся за счет увеличения объема пр-ва и уменьшения доли постоя-х затрат. Второй путь обеспечивает сокращение удельных матер-х затрат и снижение с/с единицы пр-ции.

Задачи  анализа

  1. оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объем пр-ва пр-ции, ее с/с и др. пок-ли.
  2. оценка уровня эффектив-сти испол-ния матер-х ресурсов
  3. выявление внутрипроизвод-х резервов экономии матер-х рес-ов и разработка конкретных мероприятий по их испол-нию.

Источниками инфо для анализа матер. ресурсов явл-ся план материально- технического снабжения, заявки, договоры на поставку сырья и мат-лов, формы стат-кой отчетности о наличии и использ-нии матер-х ресурсов и о затратах на произ-во, сведения аналит-го бухг-го учета о поступлении, расходе и остатках матер-х ресурсов.

 

  1. Анализ себестоимость продукции.

В с/с отражаются все стороны внутрихоз-ой деят-ти, аккумулируются рез-ты испол-ния всех произ-х ресурсов. От ее уровня зависят  фин. рез-ты деят-ти пр-тия, темпы расширенного воспр-ва, фин.состояние субъектов хоз-ния, конкурентосп-ть пр-ции.

Анализ с/с  пр-ции явл-ся важным инструментом в  ситеме упр-ния затратами. Он позволяет  изучить тенденции изменения  ее уровня, установить отклонение факти-х затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения с/с пр-ции и выработать мероприятия по их освоению.

Эффект-ть сис-мы управл-ния затратами зависит  оторган-ции их анализа, к-рая опред. сле-щими факторами:

  1. формой и методами учета затрат, применяемыми на пр-тии
  2. степенью амортизации учетно-аналитич-го процесса на пр-тии
  3. состоянием планир-ия и нормир-ния уровня операц-х затрат
  4. наличием соотв-х видов ежедневной и ежемес-ой внутрен-ей отчетности об оператив-х затратах, позв-щих оперативно выявить отклонения и их причину
  5. наличием специалистов, умеющих грамаотно анал-ть и управ-ть проц-ом форм-ния затрат.

Объектом  анализа с/с пр-ции явл-ся пок-ли;

- абсолютная  сумма операционных затрат в  целом и по элементам

- издержкоемкость  пр-ции

- с/с отдельных  изделий

- отдельные статьи  затрат

- затраты по  центрам ответ-ти

Источники инфо:отчет о затратах на проз-во и реал-цию пр-ции, плановые и отчетные калькуляции с/с пр-ции, данные стат-гои анал-го учета затрат по осн-м и вспомог-м произ-вам.

Элементы  затрат – матер-ые (сырье и материалы, топливо), затраты на оплату труда, отчиления на соц. нужды, прочие затраты(износ нематер. Активов, аренд. Плата, % по кредитам банка)

Информация о работе Понятие экономического анализа