Понятие экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:21, лекция

Описание

Комплексный эк. анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его эк. целесообразность. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем эк. анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Эк. анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его эффективность.

Работа состоит из  1 файл

Понятие экономического анализа.doc

— 332.00 Кб (Скачать документ)

Основные  статьи калькуляции – сырье и материалы, возвратные отходы, покупные изделия и полуфаб-ты, топливо и энергия, коммерческие расходы, потери от брака и тд. Прямые затраты связаны с произ-вом отд-х видов пр-ции (сырье, материалы, зарплата произ. Раб-х). Косвенные расходы связаны с пр-вом нескольких видов пр-ции и распред-ся по объектам калькуляции пропор-но соответ-щей базе(основной и дополнит-ой зарплате рабоч-х)

Явные относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов пр-ва и промежуточных изделии.(входит зарплата рабочих, комиссио-ые выплаты торг-ым фирмам и тд.)

Неявные (имплицитные)издержки - этоальтернативные издержки испол-ния рес-сов, принадлеж-х владельцам фирмы или наход-хся в собст-сти фирмы как юрид. лица, такие издержки не предусм-ны контрактами, и не отражаются в бухг. Отчетности(фирма испол-ет помещение, принад-щее ее владельцу).

  1. Анализ состава и динамики предприятия.

Прибыль – часть добавленной стоим-ти, к-рую непосредственно получают пр-тия после реализации пр-ции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предприн-кой деят-ти.

Классиф-ция  пок-лей прибыли

  1. По видам хоз-ной деят-ти(прибыль от осн-ого вида деят-ти, прибыль от фин. деят-ти)
  2. По составу включаемых элементов различают:

- Маржинальная прибыль – разность между выручкой (нетто) и прямыми произ-ными затратами по реализов-ной пр-ции.

- Брутто-прибыль (общий фин. рез-т отчетного периода до выплаты % и налогов) – включает фин. рез-ты от опер-ной, фин-ой и инвес-ой деят-ти, общий фин-ый рез-т, заработанный пр-тием для всех заинтересованных сторон(гос-ва, кредиторов)

- Прибыль  до налогооб-ния – резул-т после выплаты % кредиторам

- Чистая прибыль – та сумма прибыль, к-рая остается в расположении пр-тия после уплаты всех налогов, экон-ких санкций и прочих обязательных отчислений.

3. В зависимости от хар-ра деят-ти пр-тия (выделяют прибыль от обычной(трад.) деят-ти и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных ситуаций

4. По хар-ру налого-ния различают налог-ую и не облаг-ая налогом прибыль в соот-вии с налог-ым зак-вом.

5. по степени учета инфляцион-го фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скоррект-ая на темп инфляции в отчетном периода.

6. по экон-му содержанию различают

- бухгалт-ую прибыль – разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в сист-ме бухг. отчетности.

- эконом-ую  – в отличии от бухг. при расчете ее величины учитывается не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухг. учете (содержание осн-х фондов прин-щих владельцу)

7. по хар-ру испол-ния чистая прибыль делится

- капитализированная прибыль(нераспр-ая) – часть чистой прибыли, к-рая направл-ся на финан-ние прироста активов пр-тия.

- потребляемая  прибыль – та ее часть, к-рая расходуется на выплату дивидентов акционерам и учред-лям пр-тия.

При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для  этого выручку корректируют на средневзвешанный индекс роста цен на пр-цию пр-тия в среднем по отрасли, а затраты по реал-ной пр-ции умен-ют на их прирост в рез-те пов-ния цен на потреб-ние ресурсы за анализир-ый период.

Анализируя сос-в  и динамику прибыли следует помнить, что ее размер зависит и от учетной  политики пр-тия.

Методы регулир-ния  прибыли субъектом хоз-ния:

  1. применение различных методов оценки немат-х активов и способов начисления амортизации по ним
  2. изменение порядка списания затрат по ремонту осн-х ср-в на с/с пр-ции
  3. изменение сроков погашения расходов будущих периодов. Сокращение к-рых ведет к росту с/с пр-ции отчетного периода.
  4. изменение метода определения прибыли от реализации пр-ции (по моменту отгрузки или моменту ее оплаты) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание, задачи и информационное обеспечение анализа прибыли.

(общая схема распределения прибыли)

I Общая сумма прибыли до выплаты % и налогов (брутто- прибыль)

II Выплата % за использование заемного капитала

III Прибыль отчетного периода до налог-ния

3.1 Налоговое  изъятие прибыли

3.1.2 Налог на  прибыль

3.1.3 штрафы, пени, неустойки по платежам в бюджет

3.2 Чистая прибыль

3.2.1 капитализир-ая  часть прибыли

3.2.2 прибыль на  инвестирование производ-го развития

3.2.3 прибыль на  формир-ние резервного и других  страховых фондов

3.2.4 прочие формы  капитал-ции прибыли

3.2.2 потребленная  часть прибыли

3.2.2.1 дивиденды

3.2.2.2 прочие формы потребления прибыли

Эффект-ть функ-ния  пр-тия зависит не только от размера  получаемой прибыли, но и от хар-ра ее распред-ния(см. схему)

Для повышения  эффектив-ти пр-ва очень важно, чтобы при распред-нии прибыли были достигнуты интересы гос-ва, пр-тия и работников. Гос-во заинт-но получить как можно больше прибыли в бюджет, рук-во пр-тия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроиз-ва, а работники заинтересованы в повышении их доли в испол-нии прибыли. Большую роль на пр-тии играет анализ хоз-ной деят-ти, т.к. надо найти оптимальный вариант распред-ния прибыли потому что если гос-во будет облагать пр-тие огромными налогами , то  это не будет стимулировать развитие пр-ва, из-за этого сократится объем выпуска и реализ-ции пр-ции,то же может произоити если пр-тие всю сумму прибыли будет выплачивать акционерам, в этом случае  в перстективе уменьшится пр-во пр-ции, т.к. не будут обнов-ся осн-ые фонды, сократится собственный обор-ый кап-л, что может привести к банкротсву пр-тия. Если же уменьшится доля дивид-х  выплат в использ-ии прибыли, то это приведет к снижению инвестиц-ой привл-ти пр-тия.

Для анализа  испол-ют Закон о налогах и  сборах, взимаемых в бюджет, устав  пр-тия, отчет о прибылях и убытках, приложения к балансу и др.

 

 

  1. Анализ распределения чистой прибыли.

Чистая  прибыль – разность между суммой прибыли до налогообл-ния и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экон. санкции идр. обязат-х платежей.

Чист. Прибыль испол-ся в соотв-вии с Уставом пр-тия, за засчет ее осущест-ся инвестирование развитие пр-тия, выплата дивидендов акционерам, создаются резервные и страховые фонды.

Факторы влияющие на пр-ции распред-ия прибыли делятся на шние и внутренние.

К внешним  факторам относ-ся:

1. система налоговых  льгот при реинвестировании прибыли

2. правовые ограничения  (% отчисления в резервные фонды,  ставки нал-ов на прибыль)

3. ст-ть внешних  источников форм-ния инвес-х рес-ов

4. рыночная норма  прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровож-ся тенденцией повышения доли капит-ной части прибыли и наоборот, ее снижение приводит к увеличению доли потреб-мой прибыли.

К внутренним факторам отн-ся:

1. наличие в  потфеле пр-тия высокодоходных  инвестиционных проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе

2. необх-ть ускоренного  завершения начатых инвест-х проектов

3. текущая плате-ть  пр-тия, при низком уровне к-рой  пр-тие должно сокращать потреб-мую  часть прибыли.

Наличие альтернатив-х  внут-х источников формир-ния инвестиц-х ресур-в (аморт-ного фонда, выручки от реал-ции осн-х ср-в)

4. уровень рентабельности  пр-тия , при низком прибыль  идет на создание обязат-х фондов.

Основными факторами, опред-ми размер катализ-ной и потребляемой прибыли:

  1. изменение суммы чистой пр-ли
  2. изменение доли соотв-щего направления испл-ния чистой прибыли

По результатам  анализа должны быть сделаны выводы и выработана более эфф-ая пол-ка управ-ия процессем форм-ия и испол-ия прибыли.

 

 

  1. Понятие и значение маржинального анализа.

В процессе обоснования управ-х решений играет маржинальный анализ, методика к-го базируется на изучении соотношения между 3-мя группами важнейших экон-х пок-лей:

- издержки

- объем пр-ва  пр-ции

- прибыль

И прогноз-ниикритич-кой  и оптимал-ой величины каждого из этих пок-лей при заданном зн-нии др.Данный метод наз-ся еще  анализом безубыточности или содействия доходу. Предельные (добавочные, допол-ные, маржинальные) величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин. Их расчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с пр-вом  добавочной единицы пр-ции. В итоге мерж-ный анализ позволяет установить как изменяется средний уровень удельных  показателей при увеличении(снижении) объема пр-ва пр-ции на единицу.

Использование этой методики позволяет

  1. установить зону безопасности (безубыточности)
  2. исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли
  3. опр-ть критический уровень объема продаж, постоянных затрат
  4. обосновать наиболее оптимальный вариант управ-х решений, касаю-хся изменения произ-ой мощности, ценовой политике, ассортимента пр-ции

Условия проведения маржинального анализа 

  1. необходимость деления издержек на 2 части- переменные и постоянные по отн-нию к динамике объема пр-ва пр-ции
  2. переменные издержки изменяются пропорц-но объему пр-ва пр-ции
  3. испол-ния категории маржинал-ной прибыли (мархи покрытия)
  4. торжество пр-ва и реал-ции пр-ции в рамках рассмат-го периода времени(запасы готовой пр-ции не изменяются почти)
  5. постоянные изд-ки не изменяются в пределах релевантного объема пр-ва пр-ции, диапозон деловой активности пр-тия, к-рый установлен исходя из произ-ной мощности пр-тия и спроса на пр-цию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия.

Безубыточность  – такое сот-ние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.

Разность между  фактическим кол-вом реал-ной  пр-ции и безубыточным объемом  продаж пр-ции – это зона безопасности (зона прибыли), чем больше тем прочнее фин. состояние. Безубыточный объем продаж и зона безопасности явл-ся осн-ми пок-ми при составлении бизнес-плана, оценке деят-ти пр-тия и тд.

(свпом. график)

Зона безопасности – это разница между фактическим  и безубыточным объемом продаж.

Кроме графического есть и  аналитический метод.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности пр-тия, т.к. можно вывести ряд формул, а не чертить графики.

Для определения безуб-го объема продаж в стоим-ом выражении  необходимо сумму пост. Затрат разделить на долю марж-ой прибыли в выручке

В =

Для одного вида пр-ции  безубыч. объем продаж можно опред-ть в натур. выражении

 

VPП =

Для расчета точки  критического объема реал-ции в % к макси-му объекту

 

VPП =

Нередко ставится задача определить объем продаж для  получения суммы прибыли, к-рая  обеспечит рыноч-ую норму дох-ти на собств-ый капитал

 

VPП =

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоим-м пок-лям

Для одного вида пр-ции  зону безопасности можно найти по кол-ным пок-лям

 

ЗБ =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обоснование решения «производить или покупать».

Минимизация затрат и увеличению прибыли содействует  оптимизация выбора между собст-ым про-вом и приобретением комп. Детаей, запасных частей и тд.

Для решения  проблемы произ-ть или пок-ть также можно испол-ть маржинальный анализ.( маржинальный анализ, методика к-го базируется на изучении соотношения между 3-мя группами важнейших экон-х пок-лей:

- издержки

- объем пр-ва  пр-ции

- прибыль) 

Например, для ремонта  техники треб-ся соотв-щие детали. Если их изгот-ять собс. Силами, то постоянные затраты на сод-ние обор-ия составят 200 тыс. в год, а переменные расходы на единицу пр-ции – 100руб.

Информация о работе Понятие экономического анализа