Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:21, лекция
Комплексный эк. анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его эк. целесообразность. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем эк. анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Эк. анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его эффективность.
Основные статьи калькуляции – сырье и материалы, возвратные отходы, покупные изделия и полуфаб-ты, топливо и энергия, коммерческие расходы, потери от брака и тд. Прямые затраты связаны с произ-вом отд-х видов пр-ции (сырье, материалы, зарплата произ. Раб-х). Косвенные расходы связаны с пр-вом нескольких видов пр-ции и распред-ся по объектам калькуляции пропор-но соответ-щей базе(основной и дополнит-ой зарплате рабоч-х)
Явные относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов пр-ва и промежуточных изделии.(входит зарплата рабочих, комиссио-ые выплаты торг-ым фирмам и тд.)
Неявные (имплицитные)издержки - этоальтернативные издержки испол-ния рес-сов, принадлеж-х владельцам фирмы или наход-хся в собст-сти фирмы как юрид. лица, такие издержки не предусм-ны контрактами, и не отражаются в бухг. Отчетности(фирма испол-ет помещение, принад-щее ее владельцу).
Прибыль – часть добавленной стоим-ти, к-рую непосредственно получают пр-тия после реализации пр-ции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предприн-кой деят-ти.
Классиф-ция пок-лей прибыли
- Маржинальная прибыль – разность между выручкой (нетто) и прямыми произ-ными затратами по реализов-ной пр-ции.
- Брутто-прибыль (общий фин. рез-т отчетного периода до выплаты % и налогов) – включает фин. рез-ты от опер-ной, фин-ой и инвес-ой деят-ти, общий фин-ый рез-т, заработанный пр-тием для всех заинтересованных сторон(гос-ва, кредиторов)
- Прибыль до налогооб-ния – резул-т после выплаты % кредиторам
- Чистая прибыль – та сумма прибыль, к-рая остается в расположении пр-тия после уплаты всех налогов, экон-ких санкций и прочих обязательных отчислений.
3. В зависимости от хар-ра деят-ти пр-тия (выделяют прибыль от обычной(трад.) деят-ти и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных ситуаций
4. По хар-ру налого-ния различают налог-ую и не облаг-ая налогом прибыль в соот-вии с налог-ым зак-вом.
5. по степени учета инфляцион-го фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скоррект-ая на темп инфляции в отчетном периода.
6. по экон-му содержанию различают
- бухгалт-ую прибыль – разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в сист-ме бухг. отчетности.
- эконом-ую – в отличии от бухг. при расчете ее величины учитывается не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухг. учете (содержание осн-х фондов прин-щих владельцу)
7. по хар-ру испол-ния чистая прибыль делится
- капитализированная прибыль(нераспр-ая) – часть чистой прибыли, к-рая направл-ся на финан-ние прироста активов пр-тия.
- потребляемая прибыль – та ее часть, к-рая расходуется на выплату дивидентов акционерам и учред-лям пр-тия.
При изучении динамики
прибыли следует учитывать
Анализируя сос-в и динамику прибыли следует помнить, что ее размер зависит и от учетной политики пр-тия.
Методы регулир-ния прибыли субъектом хоз-ния:
(общая схема распределения прибыли)
I Общая сумма прибыли до выплаты % и налогов (брутто- прибыль)
II Выплата % за использование заемного капитала
III Прибыль отчетного периода до налог-ния
3.1 Налоговое изъятие прибыли
3.1.2 Налог на прибыль
3.1.3 штрафы, пени, неустойки по платежам в бюджет
3.2 Чистая прибыль
3.2.1 капитализир-ая часть прибыли
3.2.2 прибыль на
инвестирование производ-го
3.2.3 прибыль на
формир-ние резервного и
3.2.4 прочие формы капитал-ции прибыли
3.2.2 потребленная часть прибыли
3.2.2.1 дивиденды
3.2.2.2 прочие формы потребления прибыли
Эффект-ть функ-ния пр-тия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от хар-ра ее распред-ния(см. схему)
Для повышения эффектив-ти пр-ва очень важно, чтобы при распред-нии прибыли были достигнуты интересы гос-ва, пр-тия и работников. Гос-во заинт-но получить как можно больше прибыли в бюджет, рук-во пр-тия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроиз-ва, а работники заинтересованы в повышении их доли в испол-нии прибыли. Большую роль на пр-тии играет анализ хоз-ной деят-ти, т.к. надо найти оптимальный вариант распред-ния прибыли потому что если гос-во будет облагать пр-тие огромными налогами , то это не будет стимулировать развитие пр-ва, из-за этого сократится объем выпуска и реализ-ции пр-ции,то же может произоити если пр-тие всю сумму прибыли будет выплачивать акционерам, в этом случае в перстективе уменьшится пр-во пр-ции, т.к. не будут обнов-ся осн-ые фонды, сократится собственный обор-ый кап-л, что может привести к банкротсву пр-тия. Если же уменьшится доля дивид-х выплат в использ-ии прибыли, то это приведет к снижению инвестиц-ой привл-ти пр-тия.
Для анализа испол-ют Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, устав пр-тия, отчет о прибылях и убытках, приложения к балансу и др.
Чистая прибыль – разность между суммой прибыли до налогообл-ния и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экон. санкции идр. обязат-х платежей.
Чист. Прибыль испол-ся в соотв-вии с Уставом пр-тия, за засчет ее осущест-ся инвестирование развитие пр-тия, выплата дивидендов акционерам, создаются резервные и страховые фонды.
Факторы влияющие на пр-ции распред-ия прибыли делятся на шние и внутренние.
К внешним факторам относ-ся:
1. система налоговых
льгот при реинвестировании
2. правовые ограничения (% отчисления в резервные фонды, ставки нал-ов на прибыль)
3. ст-ть внешних
источников форм-ния инвес-х
4. рыночная норма
прибыли на инвестируемый капит
К внутренним факторам отн-ся:
1. наличие в потфеле пр-тия высокодоходных инвестиционных проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе
2. необх-ть ускоренного
завершения начатых инвест-х
3. текущая плате-ть
пр-тия, при низком уровне к-
Наличие альтернатив-х внут-х источников формир-ния инвестиц-х ресур-в (аморт-ного фонда, выручки от реал-ции осн-х ср-в)
4. уровень рентабельности
пр-тия , при низком прибыль
идет на создание обязат-х
Основными факторами, опред-ми размер катализ-ной и потребляемой прибыли:
По результатам анализа должны быть сделаны выводы и выработана более эфф-ая пол-ка управ-ия процессем форм-ия и испол-ия прибыли.
В процессе обоснования управ-х решений играет маржинальный анализ, методика к-го базируется на изучении соотношения между 3-мя группами важнейших экон-х пок-лей:
- издержки
- объем пр-ва пр-ции
- прибыль
И прогноз-ниикритич-кой и оптимал-ой величины каждого из этих пок-лей при заданном зн-нии др.Данный метод наз-ся еще анализом безубыточности или содействия доходу. Предельные (добавочные, допол-ные, маржинальные) величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин. Их расчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с пр-вом добавочной единицы пр-ции. В итоге мерж-ный анализ позволяет установить как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении(снижении) объема пр-ва пр-ции на единицу.
Использование этой методики позволяет
Условия проведения маржинального анализа
Безубыточность – такое сот-ние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.
Разность между фактическим кол-вом реал-ной пр-ции и безубыточным объемом продаж пр-ции – это зона безопасности (зона прибыли), чем больше тем прочнее фин. состояние. Безубыточный объем продаж и зона безопасности явл-ся осн-ми пок-ми при составлении бизнес-плана, оценке деят-ти пр-тия и тд.
(свпом. график)
Зона безопасности
– это разница между
Кроме графического есть и аналитический метод.
Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности пр-тия, т.к. можно вывести ряд формул, а не чертить графики.
Для определения безуб-го объема продаж в стоим-ом выражении необходимо сумму пост. Затрат разделить на долю марж-ой прибыли в выручке
В =
Для одного вида пр-ции безубыч. объем продаж можно опред-ть в натур. выражении
VPП =
Для расчета точки критического объема реал-ции в % к макси-му объекту
VPП =
Нередко ставится задача определить объем продаж для получения суммы прибыли, к-рая обеспечит рыноч-ую норму дох-ти на собств-ый капитал
VPП =
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоим-м пок-лям
Для одного вида пр-ции зону безопасности можно найти по кол-ным пок-лям
ЗБ =
Минимизация затрат и увеличению прибыли содействует оптимизация выбора между собст-ым про-вом и приобретением комп. Детаей, запасных частей и тд.
Для решения проблемы произ-ть или пок-ть также можно испол-ть маржинальный анализ.( маржинальный анализ, методика к-го базируется на изучении соотношения между 3-мя группами важнейших экон-х пок-лей:
- издержки
- объем пр-ва пр-ции
- прибыль)
Например, для ремонта техники треб-ся соотв-щие детали. Если их изгот-ять собс. Силами, то постоянные затраты на сод-ние обор-ия составят 200 тыс. в год, а переменные расходы на единицу пр-ции – 100руб.