Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:32, курсовая работа
Целью выполнения работы является раскрытие понятие прекращения деятельности предприятием и рассмотрение порядка учета информации о прекращении деятельности в бухгалтерской отчетности предприятия.
Введение 3
1. Понятие реорганизации и ликвидации 5
1.1 Понятие реорганизации и процедура ее проведения 5
1.2 Характеристика прекращения деятельности юридическим лицом путем ликвидации 8
2. Этапы учета информации по прекращаемой деятельности. 12
3. Порядок отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности 14
4. Формы бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации предприятий 20
5. Сравнительная характеристика ПБУ 16/02 и МСФО 35 28
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Важно знать, что
при недостаточности у
В результате, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
· в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
· в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
· в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
При недостаточности
имущества ликвидируемого юридического
лица оно распределяется между кредиторами
соответствующей очереди
В случае отказа ликвидационной
комиссии в удовлетворении требований
кредитора либо уклонения от их рассмотрения
кредитор вправе до утверждения ликвидационного
баланса юридического лица обратиться
в суд с иском к ликвидационной
комиссии. По решению суда требования
кредитора могут быть удовлетворены
за счет оставшегося имущества
Под информацией по прекращаемой деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг), которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.
Впервые эта информация должна появиться в отчетности за тот период, в котором организация приняла решение прекратить данную деятельность.
Прекращение части деятельности организации может осуществляться:
а) путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки;
б) путем продажи
отдельных активов и
в) путем отказа
от продолжения части
Вследствие признания деятельности прекращаемой у организации, как правило, возникают обязательства, обусловленные требованиями законодательства, условиями договоров, либо добровольно принятые на себя организацией перед физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты в результате прекращения деятельности.
Для урегулирования подобных обязательств в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв.
Признание этого
резерва имеет следующие
1) при прекращении
деятельности путем продажи
2) при прекращении
деятельности путем продажи
3) резерв создается
в сумме возникающих
Затраты, которые связаны с деятельностью, не подлежащей прекращению, такие как: на переподготовку или перемещение работников организации, инвестиции в новые системы и сети распространения продукции (товаров, работ, услуг) и т.д., не учитываются при формировании суммы резерва. Резерв должен использоваться в отношении только того обязательства, под которое он первоначально создавался.
Резерв по прекращаемой деятельности подлежит пересмотру и корректировке по состоянию на конец каждого отчетного года в течение периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности. По завершении прекращения деятельности оставшаяся сумма резерва подлежит использованию в течение времени, установленного исходя из сроков погашения обязательств, связанных с прекращением деятельности.
Согласно пункту ПБУ 16/02, организация должна отразить информацию по прекращаемой деятельности в своей годовой бухгалтерской отчетности.
По мере того как реализуются активы или погашаются обязательства, организация отражает в бухгалтерской отчетности:
- величину прибыли до налогообложения и сумму начисленного налога (разумеется, если получена прибыль);
- продажную цену актива (без учета затрат на выбытие) и дату, когда деньги за него поступили на счет организации.
В последний раз
информация по прекращаемой деятельности
приводится в отчетности за тот период,
в котором предприятие
Относительно того, в какой именно части бухгалтерской отчетности следует отразить информацию по прекращаемой деятельности, организации дано право выбора. Она может привести эту информацию:
- в отчете о прибылях и убытках и в отчете о движении денежных средств;
- в пояснительной записке.
Если организация
выбирает первый вариант, тогда в
отчете о прибылях и убытках она
показывает суммы доходов и расходов,
прибыли до налогообложения, относящиеся
к прекращаемой деятельности. Также
здесь указывается сумма
В отчете о движении денежных средств предприятие показывает, какие суммы, относящиеся к прекращаемой деятельности, поступали в кассу или на банковский счет и как они расходовались.
Возможно, организации будет недостаточно граф, предусмотренных в типовых формах отчетности. Ведь в них отражаются показатели всей деятельности на начало и конец отчетного периода. Поэтому она вправе включить в отчетность дополнительные графы и уже в них отдельно охарактеризовать продолжаемую и прекращаемую деятельность.
Если организация решила привести информацию в пояснительной записке.
Там она описывает прекращаемую деятельность, то есть указывает структурное подразделение, дату признания деятельности прекращаемой, а также дату или период, в которые планируется завершить эту деятельность. Кроме того, в записке отражается стоимость активов, которые будут проданы в процессе прекращения деятельности и информация об обязательствах, которые придется погасить в связи с отказом от данной сферы деятельности.
Организация в годовой бухгалтерской отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности:
а) описание прекращаемой деятельности:
- операционный или географический сегмент (часть сегмента, совокупность сегментов), в рамках которого (которых) происходит прекращение деятельности;
- дату признания деятельности прекращаемой;
- дату или период, в котором ожидается завершение прекращения деятельности организации, если они известны или определимы;
б) стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности;
в) суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;
г) движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.
Информация, указанная в подпунктах «а» и «б», раскрывается организацией в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Информацию, предусмотренную
подпунктами «в» и «г»
При составлении
сводной бухгалтерской
Способ раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности устанавливается организацией, на которую возложена обязанность по составлению сводной бухгалтерской отчетности.
По мере выбытия
активов или погашения
Для тех активов
и обязательств, по которым организация
заключила договор купли-
При этом в бухгалтерском
балансе суммы активов
По состоянию на конец каждого отчетного года в течение периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности организация уточняет отражаемую в бухгалтерском балансе сумму активов, исходя из возможного изменения их рыночной стоимости. При повышении текущей рыночной стоимости актива организация признает операционный доход в пределах сумм ранее признанного убытка от снижения стоимости этого актива.