Порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации по прекращаемой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание

Целью выполнения работы является раскрытие понятие прекращения деятельности предприятием и рассмотрение порядка учета информации о прекращении деятельности в бухгалтерской отчетности предприятия.

Содержание

Введение 3

1. Понятие реорганизации и ликвидации 5

1.1 Понятие реорганизации и процедура ее проведения 5

1.2 Характеристика прекращения деятельности юридическим лицом путем ликвидации 8

2. Этапы учета информации по прекращаемой деятельности. 12

3. Порядок отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности 14

4. Формы бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации предприятий 20

5. Сравнительная характеристика ПБУ 16/02 и МСФО 35 28

Работа состоит из  1 файл

порядок раскрытия.docx

— 58.22 Кб (Скачать документ)

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией  в порядке очередности и в  соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который  утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным  органом.

Важно знать, что  при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

В результате, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный  реестр юридических лиц.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются  в следующей очередности:

· в первую очередь  удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое  лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих  повременных платежей;

· во вторую очередь  производятся расчеты по выплате  выходных пособий и оплате труда  с лицами, работающими по трудовому  договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским  договорам;

· в третью очередь  удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом  имущества ликвидируемого юридического лица;

· в четвертую  очередь погашается задолженность  по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

· в пятую очередь  производятся расчеты с другими  кредиторами в соответствии с  законом.

При недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного  баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены  за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией  для их предъявления, удовлетворяются  из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные  из-за недостаточности имущества  ликвидируемого юридического лица, считаются  погашенными. Погашенными считаются  также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору  отказано.

2. Этапы учета информации  по прекращаемой деятельности.

Под информацией  по прекращаемой деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг), которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Впервые эта информация должна появиться в отчетности за тот период, в котором организация  приняла решение прекратить данную деятельность.

Прекращение части  деятельности организации может  осуществляться:

а) путем продажи  имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой  совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки;

б) путем продажи  отдельных активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством  порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;

в) путем отказа от продолжения части деятельности.

Вследствие признания  деятельности прекращаемой у организации, как правило, возникают обязательства, обусловленные требованиями законодательства, условиями договоров, либо добровольно  принятые на себя организацией перед  физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты  в результате прекращения деятельности.

Для урегулирования подобных обязательств в отношении  величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв.

Признание этого  резерва имеет следующие особенности:

1) при прекращении  деятельности путем продажи имущественного  комплекса (предприятия) или его  части, представляющих собой совокупность  активов и обязательств, относящихся  к прекращаемой деятельности, в  результате заключения единой  сделки резерв признается в  бухгалтерском учете только после  заключения договора купли-продажи;

2) при прекращении  деятельности путем продажи отдельных  активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством  порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, а также путем отказа от  ее продолжения резерв образуется  только в том случае, если ожидаемый  срок исполнения обязательств, под  которые планируется образовать  резерв, приходится на период, следующий  за отчетным;

3) резерв создается  в сумме возникающих вследствие  прекращения части деятельности  затрат по увольнению работников, выплате штрафов, пени, неустоек  за нарушение условий договоров  и т.п. и признается в бухгалтерском  учете по состоянию на конец  отчетного года.

Затраты, которые  связаны с деятельностью, не подлежащей прекращению, такие как: на переподготовку или перемещение работников организации, инвестиции в новые системы и сети распространения продукции (товаров, работ, услуг) и т.д., не учитываются при формировании суммы резерва. Резерв должен использоваться в отношении только того обязательства, под которое он первоначально создавался.

Резерв по прекращаемой деятельности подлежит пересмотру и  корректировке по состоянию на конец каждого отчетного года в течение периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности. По завершении прекращения деятельности оставшаяся сумма резерва подлежит использованию в течение времени, установленного исходя из сроков погашения обязательств, связанных с прекращением деятельности.

3. Порядок отражения информации  по прекращаемой деятельности  в бухгалтерской отчетности

Согласно пункту ПБУ 16/02, организация должна отразить информацию по прекращаемой деятельности в своей годовой бухгалтерской  отчетности.

По мере того как  реализуются активы или погашаются обязательства, организация отражает в бухгалтерской отчетности:

- величину прибыли до налогообложения и сумму начисленного налога (разумеется, если получена прибыль);

- продажную цену актива (без учета затрат на выбытие) и дату, когда деньги за него поступили на счет организации.

В последний раз  информация по прекращаемой деятельности приводится в отчетности за тот период, в котором предприятие прекратило выпускать соответствующие товары, выполнять работы и т.д.

Относительно того, в какой именно части бухгалтерской  отчетности следует отразить информацию по прекращаемой деятельности, организации  дано право выбора. Она может привести эту информацию:

- в отчете о прибылях и убытках и в отчете о движении денежных средств;

- в пояснительной записке.

Если организация  выбирает первый вариант, тогда в  отчете о прибылях и убытках она  показывает суммы доходов и расходов, прибыли до налогообложения, относящиеся  к прекращаемой деятельности. Также  здесь указывается сумма налога, начисленного на полученную прибыль.

В отчете о движении денежных средств предприятие показывает, какие суммы, относящиеся к прекращаемой деятельности, поступали в кассу или на банковский счет и как они расходовались.

Возможно, организации  будет недостаточно граф, предусмотренных  в типовых формах отчетности. Ведь в них отражаются показатели всей деятельности на начало и конец отчетного  периода. Поэтому она вправе включить в отчетность дополнительные графы  и уже в них отдельно охарактеризовать продолжаемую и прекращаемую деятельность.

Если организация  решила привести информацию в пояснительной  записке.

Там она описывает  прекращаемую деятельность, то есть указывает  структурное подразделение, дату признания  деятельности прекращаемой, а также  дату или период, в которые планируется  завершить эту деятельность. Кроме  того, в записке отражается стоимость  активов, которые будут проданы  в процессе прекращения деятельности и информация об обязательствах, которые  придется погасить в связи с отказом  от данной сферы деятельности.

Организация в годовой  бухгалтерской отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности:

а) описание прекращаемой деятельности:

- операционный или географический сегмент (часть сегмента, совокупность сегментов), в рамках которого (которых) происходит прекращение деятельности;

- дату признания деятельности прекращаемой;

- дату или период, в котором ожидается завершение прекращения деятельности организации, если они известны или определимы;

б) стоимость активов  и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в  рамках прекращения деятельности;

в) суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму  начисленного налога на прибыль, относящиеся  к прекращаемой деятельности;

г) движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного  периода.

Информация, указанная  в подпунктах «а» и «б», раскрывается организацией в пояснительной записке  к бухгалтерской отчетности.

Информацию, предусмотренную  подпунктами «в» и «г» рекомендуется  раскрывать в отчете о прибылях и  убытках и отчете о движении денежных средств соответственно или в  пояснительной записке к бухгалтерской  отчетности.

При составлении  сводной бухгалтерской отчетности информация об активах, обязательствах, доходах, расходах, прибылях и убытках, относящихся к прекращаемой деятельности, раскрывается в доле, устанавливаемой  в соответствии с правилами составления  сводной бухгалтерской отчетности.

Способ раскрытия  информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности устанавливается  организацией, на которую возложена  обязанность по составлению сводной  бухгалтерской отчетности.

По мере выбытия  активов или погашения обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, организация раскрывает непосредственно  в отчете о прибылях и убытках  или в пояснительной записке  к бухгалтерской отчетности сумму  прибыли (убытка), связанных с выбытием активов или погашением обязательств, до налогообложения и сумму соответствующего налога на прибыль.

Для тех активов  и обязательств, по которым организация  заключила договор купли-продажи, в пояснительной записке к  бухгалтерской отчетности раскрываются продажная цена актива (после вычета расчетных расходов на выбытие), сроки  поступления денежных средств и  отражаемая в бухгалтерском балансе  сумма соответствующих активов  и обязательств.

При этом в бухгалтерском  балансе суммы активов показываются с учетом признанного снижения их стоимости, а сумма снижения стоимости  активов раскрывается в отчете о  прибылях и убытках в составе  операционных расходов (за исключением  случаев, когда сумма снижения стоимости  активов отражается непосредственно  на счете по учету добавочного  капитала либо предусмотрен иной порядок  отражения указанных сумм).

По состоянию  на конец каждого отчетного года в течение периода от признания  деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности организация уточняет отражаемую в бухгалтерском балансе сумму активов, исходя из возможного изменения их рыночной стоимости. При повышении текущей рыночной стоимости актива организация признает операционный доход в пределах сумм ранее признанного убытка от снижения стоимости этого актива.

Информация о работе Порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации по прекращаемой деятельности