Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:32, курсовая работа
Целью выполнения работы является раскрытие понятие прекращения деятельности предприятием и рассмотрение порядка учета информации о прекращении деятельности в бухгалтерской отчетности предприятия.
Введение 3
1. Понятие реорганизации и ликвидации 5
1.1 Понятие реорганизации и процедура ее проведения 5
1.2 Характеристика прекращения деятельности юридическим лицом путем ликвидации 8
2. Этапы учета информации по прекращаемой деятельности. 12
3. Порядок отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности 14
4. Формы бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации предприятий 20
5. Сравнительная характеристика ПБУ 16/02 и МСФО 35 28
Организация на конец
каждого отчетного года в течение
периода от признания деятельности
прекращаемой до завершения прекращения
деятельности раскрывает любые существенные
изменения в суммах или сроках
поступления (выбытия) денежных средств,
относящихся к активам и
В случае отмены программы
прекращения деятельности этот факт
находит отражение в
Признание деятельности прекращаемой требует уточнения отражаемой в бухгалтерском балансе стоимости активов организации, относящихся к прекращаемой деятельности, исходя из возможного снижения их стоимости.
Снижение стоимости активов определяется с учетом следующих особенностей:
При прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки снижение стоимости активов признается в бухгалтерском учете только в случае заключения предварительного договора купли-продажи или договора купли-продажи, в соответствии с условиями которого срок исполнения обязательств по передаче имущества приходится на последующие отчетные периоды. Сумма снижения стоимости актива определяется организацией самостоятельно на основе расчета и признается в бухгалтерском учете на основании договора купли-продажи.
При прекращении
деятельности путем продажи отдельных
активов и прекращения (исполнения)
отдельных обязательств величина убытка
от снижения стоимости актива определяется
как разница между отражаемой
в бухгалтерском балансе
При прекращении деятельности путем отказа от ее продолжения, в случае невозможности продажи актива, величина снижения стоимости актива будет совпадать с его стоимостью, отражаемой в бухгалтерском балансе.
При прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки финансовый результат от продажи формируется как разница между доходами, получаемыми в результате продажи, и расходами по ее осуществлению и отражается в бухгалтерском учете на счете по учету прочих доходов и расходов.
Убыток от снижения стоимости активов организация признает на конец отчетного периода, в котором деятельность признается прекращаемой.
При этом возможны две ситуации:
- активы могут быть проданы (ликвидированы) до окончания этого
отчетного периода;
- активы могут быть проданы в следующем отчетном периоде.
Если деятельность
признана прекращаемой на основании
заключенного договора купли-продажи,
а также информирования заинтересованных
лиц, и при этом фактически она
прекращена (проданы (ликвидированы) активы
и погашены обязательства) в этом
же отчетном периоде, то достаточно показать
в отчетности доходы, расходы и
финансовые результаты от стандартных
хозяйственных операций. К таким
операциям относятся реализация
материалов, товаров, основных средств,
ценных бумаг и прочих активов
организации и погашение
Убытки на конец
года должны быть признаны только по активам,
которые будут проданы в
В соответствии с
ПБУ 16/02 порядок признания и оценки
величины снижения стоимости активов
определяется по правилам уже утвержденных
положений по бухгалтерскому учету
в зависимости от типа актива: ПБУ
5/01 «Учет материально-
ПБУ 5/01 предусматривает создание резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, которые устарели морально, обесценились на рынке или частично потеряли свои первоначальные качества.
Снижение стоимости
материально-производственных запасов
учитывается посредством
ПБУ 6/01 предусматривает уточнение стоимости объектов основных средств посредством проведения переоценки (уценки) на отчетную дату по решению руководителя организации. Уценка объектов основных средств относится на финансовые результаты в части, не перекрытой суммами ранее производившейся дооценки объекта.
Для целей налогообложения
создание резерва под снижение стоимости
оборотных активов не учитывается.
В налоговом учете будут
Создание, реорганизация
и ликвидация предприятий сопровождаются
подготовкой соответствующих
Вступительные балансы составляют в момент организации предприятий (регистрация Устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта.
В случае создания предприятия на базе ранее действовавшего, вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятие выступает, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса.
Обязательным условием при реорганизации является составление разделительного баланса (в случаях разделения и выделения) или передаточного акта (в случаях слияния, преобразования и присоединения), утвержденных учредителями или органом, принявшем решение о реорганизации. Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами и предоставляться при новой государственной регистрации.
Разделительные балансы
составляются в момент разделения крупного
предприятия на несколько более
мелких предприятий (структурных единиц)
или при передаче одной или
нескольких структурных единиц данного
предприятия другому
Ликвидационные балансы
составляются при ликвидации предприятия
и разрабатываются
- на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);
- в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);
- на конец периода ликвидации (
В соответствии с принципом действующего предприятия при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме этого, комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока
для предъявления требований кредиторами
ликвидационная комиссия составляет промежуточный
ликвидационный баланс, который содержит
сведения о составе имущества
ликвидируемого юридического лица, перечне
предъявленных кредиторами
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов
с кредиторами ликвидационная комиссия
составляет ликвидационный баланс, который
утверждается учредителями
(участниками) юридического лица или органом,
принявшими решение о ликвидации юридического
лица.
Согласно пункту ПБУ 16/02,
организация должна отразить информацию
по прекращаемой деятельности в своей
годовой бухгалтерской
По мере того как реализуются активы или погашаются обязательства, организация отражает в бухгалтерской отчетности:
- величину прибыли до
налогообложения и сумму
- продажную цену актива (без учета затрат на выбытие) и дату, когда деньги за него поступили на счет организации.
В последний раз информация
по прекращаемой деятельности приводится
в отчетности за тот период, в
котором предприятие прекратило
выпускать соответствующие
Относительно того, в какой именно части бухгалтерской отчетности следует отразить информацию по прекращаемой деятельности, организации дано право выбора. Она может привести эту информацию:
- в отчете о прибылях и убытках и в отчете о движении денежных средств;
- в пояснительной записке.
Если организация выбирает первый вариант, тогда в отчете о прибылях и убытках она показывает суммы доходов и расходов, прибыли до налогообложения, относящиеся к прекращаемой деятельности. Также здесь указывается сумма налога, начисленного на полученную прибыль.
В отчете о движении денежных средств предприятие показывает, какие суммы, относящиеся к прекращаемой деятельности, поступали в кассу или на банковский счет и как они расходовались.
Возможно, организации будет недостаточно граф, предусмотренных в типовых формах отчетности. Ведь в них отражаются показатели всей деятельности на начало и конец отчетного периода. Поэтому она вправе включить в отчетность дополнительные графы и уже в них отдельно охарактеризовать продолжаемую и прекращаемую деятельность.
Если организация решила привести информацию в пояснительной записке, то там она описывает прекращаемую деятельность, то есть указывает структурное подразделение, дату признания деятельности прекращаемой, а также дату или период, в которые планируется завершить эту деятельность. Кроме того, в записке отражается стоимость активов, которые будут проданы в процессе прекращения деятельности и информация об обязательствах, которые придется погасить в связи с отказом от данной сферы деятельности.
Организация в годовой бухгалтерской отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности:
а) описание прекращаемой деятельности:
- операционный или
- дату признания деятельности прекращаемой;
- дату или период, в
котором ожидается завершение
прекращения деятельности
б) стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности;
в) суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;
г) движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.
Информация, указанная в подпунктах "а" и "б", раскрывается организацией в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Информацию, предусмотренную
подпунктами "в" и "г" рекомендуется
раскрывать в отчете о прибылях и
убытках и отчете о движении денежных
средств соответственно или в
пояснительной записке к
При составлении сводной
бухгалтерской отчетности информация
об активах, обязательствах, доходах, расходах,
прибылях и убытках, относящихся
к прекращаемой деятельности, раскрывается
в доле, устанавливаемой в соответствии
с правилами составления
Способ раскрытия информации
по прекращаемой деятельности в бухгалтерской
отчетности устанавливается организацией,
на которую возложена обязанность
по составлению сводной
По мере выбытия активов
или погашения обязательств, относящихся
к прекращаемой деятельности, организация
раскрывает непосредственно в отчете
о прибылях и убытках или в
пояснительной записке к