Порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации по прекращаемой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание

Целью выполнения работы является раскрытие понятие прекращения деятельности предприятием и рассмотрение порядка учета информации о прекращении деятельности в бухгалтерской отчетности предприятия.

Содержание

Введение 3

1. Понятие реорганизации и ликвидации 5

1.1 Понятие реорганизации и процедура ее проведения 5

1.2 Характеристика прекращения деятельности юридическим лицом путем ликвидации 8

2. Этапы учета информации по прекращаемой деятельности. 12

3. Порядок отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности 14

4. Формы бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации предприятий 20

5. Сравнительная характеристика ПБУ 16/02 и МСФО 35 28

Работа состоит из  1 файл

порядок раскрытия.docx

— 58.22 Кб (Скачать документ)

Организация на конец  каждого отчетного года в течение  периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения  деятельности раскрывает любые существенные изменения в суммах или сроках поступления (выбытия) денежных средств, относящихся к активам и обязательствам, предназначенным для выбытия  или погашения, а также события, вызвавшие соответствующие изменения. В том случае, если признание деятельности прекращаемой происходит после окончания  годового отчетного периода, но до даты подписания годовой бухгалтерской  отчетности организации, такая отчетность должна быть уточнена за период, охватываемый данной отчетностью.

В случае отмены программы  прекращения деятельности этот факт находит отражение в пояснительной  записке. При этом суммы признанных ранее в соответствии с настоящим  Положением резервов, а также убытков  от снижения стоимости активов подлежат восстановлению.

Признание деятельности прекращаемой требует уточнения  отражаемой в бухгалтерском балансе  стоимости активов организации, относящихся к прекращаемой деятельности, исходя из возможного снижения их стоимости.

Снижение стоимости  активов определяется с учетом следующих  особенностей:

При прекращении  деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его  части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся  к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки снижение стоимости  активов признается в бухгалтерском  учете только в случае заключения предварительного договора купли-продажи  или договора купли-продажи, в соответствии с условиями которого срок исполнения обязательств по передаче имущества приходится на последующие отчетные периоды. Сумма снижения стоимости актива определяется организацией самостоятельно на основе расчета и признается в бухгалтерском учете на основании договора купли-продажи.

При прекращении  деятельности путем продажи отдельных  активов и прекращения (исполнения) отдельных обязательств величина убытка от снижения стоимости актива определяется как разница между отражаемой в бухгалтерском балансе стоимостью актива и его текущей рыночной стоимостью за вычетом расходов по его выбытию.

При прекращении  деятельности путем отказа от ее продолжения, в случае невозможности продажи  актива, величина снижения стоимости  актива будет совпадать с его  стоимостью, отражаемой в бухгалтерском  балансе.

При прекращении  деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его  части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся  к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки финансовый результат от продажи формируется  как разница между доходами, получаемыми  в результате продажи, и расходами  по ее осуществлению и отражается в бухгалтерском учете на счете  по учету прочих доходов и расходов.

Убыток от снижения стоимости активов организация  признает на конец отчетного периода, в котором деятельность признается прекращаемой.

При этом возможны две ситуации:

- активы могут быть проданы (ликвидированы) до окончания этого

отчетного периода;

- активы могут быть проданы в следующем отчетном периоде.

Если деятельность признана прекращаемой на основании  заключенного договора купли-продажи, а также информирования заинтересованных лиц, и при этом фактически она  прекращена (проданы (ликвидированы) активы и погашены обязательства) в этом же отчетном периоде, то достаточно показать в отчетности доходы, расходы и  финансовые результаты от стандартных  хозяйственных операций. К таким  операциям относятся реализация материалов, товаров, основных средств, ценных бумаг и прочих активов  организации и погашение обязательств.

Убытки на конец  года должны быть признаны только по активам, которые будут проданы в следующем  отчетном году.

В соответствии с  ПБУ 16/02 порядок признания и оценки величины снижения стоимости активов  определяется по правилам уже утвержденных положений по бухгалтерскому учету  в зависимости от типа актива: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».

ПБУ 5/01 предусматривает  создание резерва под снижение стоимости  материально-производственных запасов, которые устарели морально, обесценились на рынке или частично потеряли свои первоначальные качества.

Снижение стоимости  материально-производственных запасов  учитывается посредством создания соответствующего резерва на счете 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей».

ПБУ 6/01 предусматривает  уточнение стоимости объектов основных средств посредством проведения переоценки (уценки) на отчетную дату по решению руководителя организации. Уценка объектов основных средств относится  на финансовые результаты в части, не перекрытой суммами ранее производившейся  дооценки объекта.

Для целей налогообложения  создание резерва под снижение стоимости  оборотных активов не учитывается. В налоговом учете будут признаны результаты продажи (реализации) активов  по их рыночной стоимости. Если запасы будут продаваться по цене ниже балансовой стоимости, то разница уменьшит налоговую  базу по налогу на прибыль. Если же объекты  основных средств будут реализованы  по ценам выше балансовых, сумма  превышения будет включена в налоговую  базу. Убыток от реализации основных средств  будет перенесен на будущие периоды.

4. Формы бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации предприятий

Создание, реорганизация  и ликвидация предприятий сопровождаются подготовкой соответствующих форм отчетности, важнейшей из которых  является баланс.

Вступительные балансы составляют в момент организации предприятий (регистрация Устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта.

В случае создания предприятия на базе ранее действовавшего, вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятие выступает, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса.

Обязательным условием при  реорганизации является составление разделительного баланса (в случаях разделения и выделения) или передаточного акта (в случаях слияния, преобразования и присоединения), утвержденных учредителями или органом, принявшем решение о реорганизации. Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами и предоставляться при новой государственной регистрации.

Разделительные балансы  составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более  мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или  нескольких структурных единиц данного  предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

Ликвидационные балансы  составляются при ликвидации предприятия  и разрабатываются неоднократно:

- на начало периода  ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

- в ходе периода ликвидации  предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);

- на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В соответствии с принципом  действующего предприятия при его  ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе  они отражаются не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых  публикуются данные о государственной  регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке  и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может  быть менее двух месяцев с момента  публикации о ликвидации. Кроме этого, комиссия принимает меры к выявлению  кредиторов и получению дебиторской  задолженности, а также письменно  уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока  для предъявления требований кредиторами  ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества  ликвидируемого юридического лица, перечне  предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который  утверждается учредителями 
(участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Согласно пункту ПБУ 16/02, организация должна отразить информацию по прекращаемой деятельности в своей  годовой бухгалтерской отчетности.

По мере того как реализуются  активы или погашаются обязательства, организация отражает в бухгалтерской  отчетности:

- величину прибыли до  налогообложения и сумму начисленного  налога (разумеется, если получена  прибыль);

- продажную цену актива (без учета затрат на выбытие)  и дату, когда деньги за него  поступили на счет организации.

В последний раз информация по прекращаемой деятельности приводится в отчетности за тот период, в  котором предприятие прекратило выпускать соответствующие товары, выполнять работы и т.д.

Относительно того, в какой  именно части бухгалтерской отчетности следует отразить информацию по прекращаемой деятельности, организации дано право  выбора. Она может привести эту  информацию:

- в отчете о прибылях  и убытках и в отчете о  движении денежных средств;

- в пояснительной записке.

Если организация выбирает первый вариант, тогда в отчете о  прибылях и убытках она показывает суммы доходов и расходов, прибыли  до налогообложения, относящиеся к  прекращаемой деятельности. Также здесь  указывается сумма налога, начисленного на полученную прибыль.

В отчете о движении денежных средств предприятие показывает, какие суммы, относящиеся к прекращаемой деятельности, поступали в кассу или на банковский счет и как они расходовались.

Возможно, организации будет  недостаточно граф, предусмотренных  в типовых формах отчетности. Ведь в них отражаются показатели всей деятельности на начало и конец отчетного  периода. Поэтому она вправе включить в отчетность дополнительные графы  и уже в них отдельно охарактеризовать продолжаемую и прекращаемую деятельность.

Если организация решила привести информацию в пояснительной  записке, то там она описывает  прекращаемую деятельность, то есть указывает  структурное подразделение, дату признания  деятельности прекращаемой, а также  дату или период, в которые планируется  завершить эту деятельность. Кроме  того, в записке отражается стоимость  активов, которые будут проданы  в процессе прекращения деятельности и информация об обязательствах, которые  придется погасить в связи с отказом  от данной сферы деятельности.

Организация в годовой  бухгалтерской отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности:

а) описание прекращаемой деятельности:

- операционный или географический  сегмент (часть сегмента, совокупность  сегментов), в рамках которого (которых)  происходит прекращение деятельности;

- дату признания деятельности  прекращаемой;

- дату или период, в  котором ожидается завершение  прекращения деятельности организации,  если они известны или определимы;

б) стоимость активов и  обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в  рамках прекращения деятельности;

в) суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;

г) движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение  текущего отчетного периода.

Информация, указанная в  подпунктах "а" и "б", раскрывается организацией в пояснительной записке  к бухгалтерской отчетности.

Информацию, предусмотренную  подпунктами "в" и "г" рекомендуется  раскрывать в отчете о прибылях и  убытках и отчете о движении денежных средств соответственно или в  пояснительной записке к бухгалтерской  отчетности.

При составлении сводной  бухгалтерской отчетности информация об активах, обязательствах, доходах, расходах, прибылях и убытках, относящихся  к прекращаемой деятельности, раскрывается в доле, устанавливаемой в соответствии с правилами составления сводной  бухгалтерской отчетности.

Способ раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской  отчетности устанавливается организацией, на которую возложена обязанность  по составлению сводной бухгалтерской  отчетности.

По мере выбытия активов  или погашения обязательств, относящихся  к прекращаемой деятельности, организация  раскрывает непосредственно в отчете о прибылях и убытках или в  пояснительной записке к бухгалтерской  отчетности сумму прибыли (убытка), связанных с выбытием активов  или погашением обязательств, до налогообложения  и сумму соответствующего налога на прибыль.

Информация о работе Порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации по прекращаемой деятельности