Порядок составления приложения к бухгалтерскому балансу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить порядок заполнения приложения к бухгалтерскому балансу.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить роль и значение бухгалтерской отчетности.

2. Изучить состав бухгалтерской отчетности.

3. Рассмотреть содержание и назначение приложения к бухгалтерскому балансу.

4. Изучить структуру и особенности заполнения пояснительной записки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Бухгалтерская отчетность.………… . .. …………………...…………. 5

1.1. Определение бухгалтерской отчетности и ее назначение…..….……….…5

1.2. Состав бухгалтерской отчетности…………………………………...….......7

1.3. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)……………………..9


Глава 2.Порядок составления приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5)…………...................................................................................................…..19

2.1. Краткая характеристика ОАО «Бурятзолото»…...…………………..……19

2.2. Работы перед составлением бухгалтерской отчетности…………...……21

2.3. Порядок заполнения приложения к бухгалтерскому балансу………..…26


Заключение………………………………………………………………….……37


Список использованных источников……………………………………….…..39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по БФО .doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

    б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчёта;

    в) заключительные записи к составлению  бухгалтерского баланса.

    Подготовительные  работы по составлению отчётности фактически являются разделом в системе организации  бухгалтерского учёта на предприятия. А организация бухгалтерского учёта в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учёта и отчётности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает систему документов, регулирующих бухгалтерский учёт и отчётность. 

    а) Разработка плана работы по составлению  отчётности.

    Своевременное составление отчётности высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных аналитического учёта применительно  к целям отчётности и контроля за соответствия нормам, сметам. При этом данные аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с нормативами, что и делается на ОАО «Бурятзолото».  

    б) Инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчета:

    Основной  задачей формирования годового бухгалтерского отчета предприятия является обеспечение  своевременности, полноты и достоверности  данных бухгалтерской и налоговой  отчетности, предъявляемой в налоговые  органы и заинтересованным пользователям. Не случайно п.2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 №129-Ф3 “О бухгалтерском учете” (в редакции от 23.07.98)[2, с. 15] и п. 15. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации [4, с. 19] предусмотрено перед составлением годовой бухгалтерского отчетности проведение на предприятии инвентаризации его имущества и денежных обязательств.

    Чтобы быть уверенным в правильности показателей  годовой бухгалтерской отчетности на предприятии необходимо еще раз  проверить записи бухгалтерского учета и убедиться в том, что:

    • на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные операции отчетного года (полнота отражения);
    • записи в бухгалтерском учете произведены на основании соответствующих первичных документов (обоснованность отражения);
    • отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов (правильность отражения).

    В частности, проверяем соответствуют  ли используемые бухгалтером проводки Плану счетов бухгалтерского учета предприятия ОАО «Бурятзолото» и инструкцией по его применению.

    Другими словами, перед формированием годовой  бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация (анализ движения и  сальдо) всех счетов бухгалтерского учета, в том числе имущества и  денежных обязательств.

    Для проведения инвентаризации была создана  постоянно действующая инвентаризационная комиссия при обязательном участии  главного бухгалтера. Возглавляет инвентаризационную комиссию руководитель организации  или его заместитель.

    До  начала инвентаризации бухгалтерия полностью обработала и записала регистры аналитического учета, данные всех приходных и расходных документов, вывели остатки по счетам. На складах товары разложены по наименованиям, сортам, размерам с указанием на ярлыках количества.

    Инвентаризацию провели отдельно по каждому месту нахождения ценностей и по материально ответственным лицам.

    Данные  инвентаризации по каждому виду ценностей  зафиксированы в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам нахождения или хранения ценностей и должностным лицам, ответственным за их сохранность. 

    в) Заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса:

    В системе счетов аналитического и  систематического учёта отражаются все хозяйственные операции, относящиеся  к данному отчетному году. Большинство показателей в годовом отчете заполняются на основании данных систематического и аналитического учёта уточнённых в процессе инвентаризации.

    После отражения результатов инвентаризации и уточнений в учётных записях  за год подсчитывают итоги в ведомостях и журналах - ордерах за декабрь. После подсчёта итогов и взаимной сверки в соответствующих регистрах приступают к заключению балансовых счетов в определённой последовательности.

    Заключение  счетов - это определение конечных остатков (сальдо). Конечный остаток переносят в учётные регистры следующего года в качестве начального.

    Далее обороты из журналов - ордеров записывают в Главную книгу и при условии  дебетового и кредитового оборотов за месяц выводят остатки по каждому  счёту. При этом Главную книгу  по расчётным счетам переносят отдельно сумму дебетовых остатков аналитических счетов данного счёта и отдельно сумму кредитных остатков. Таким образом, до закрытия собирательно-распределительных, сопоставляющих счетов и исчисления фактической себестоимости продукции проверяют полноту и правильность записей по всем счетам и составляют оборотно-сальдовую ведомость. По составленной оборотно-сальдовой ведомостью выверяют оборот и остатки по аналитическим счетам. Составление такой ведомости позволяет не только проверить учетные данные по балансовым счетам и устранить ошибки, если они были допущены в течение года, но и получить информацию исчисления налога на имущество.

    После выполнения работы по заключению счетов производят расчеты и составляют проводки по закрытию собирательно-распределительных, калькуляционных, финансово-результативных счетов.

    На  ОАО «Бурятзолото» счета закрывают в такой последовательности:

    1) исчисляют себестоимость вспомогательных  производств и закрывают счёт 23 «Вспомогательные производства»;

    2) составляют расчёт и списывают расчёт и часть расходов будущих периодов на издержки текущего года;

    3) закрывают счета 25, 26 «Общепроизводственные  и общехозяйственные расходы»;

    4) списывают затраты на выпуск продукции;

    5) осуществляют списание затрат  со счёта 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

    6) производят записи на счетах  по учету капитальных вложений;

    7) определяют финансовый результат  от основной деятельности предприятия;

    8) Распределяют прибыль и закрывают  счёт 99 «Прибыли и убытки».

    Все операции по закрытию счетов находят отражение в Главной книге. В результате закрытия счетов в заключительном балансе отражают остатки на счетах: инвентарных, фондовых, расчётных и операционных, учитывающих незавершенные процессы будущих лет. 

    2.3. Порядок заполнения  приложения к бухгалтерскому балансу

    В состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма №5 - "Приложение к бухгалтерскому балансу". В ней приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств. Представлять форму № 5 нужно не всем. Этот бланк не обязаны составлять малые предприятия, которые не подпадают под обязательный аудит, а также общественные организации, не занимающиеся предпринимательством и не имеющие, кроме выбытия имущества, оборотов по реализации товаров, работ и услуг. Остальным организациям составить форму №5 придется.

    Для некоторых строк формы №5 коды утверждены совместным приказом Минфина России № 102н и Госкомстата России № 475 от 14 ноября 2003 года. Коды остальным строкам организация может присвоить самостоятельно.

    Раздел "Нематериальные активы"

    Этот  раздел является расшифровочной таблицей к статье 110 "Нематериальные активы" Бухгалтерского баланса.

    Здесь показывают первоначальную стоимость  и сумму начисленной амортизации каждого вида нематериальных активов на начало и конец отчетного года. Приводят также стоимость списанных и приобретенных в течение года нематериальных активов. 

    Обратим внимание на следующие нюансы.

    Во-первых, в данной форме отражаются нематериальные активы, принадлежащие организации только на праве собственности. То есть стоимость активов, полученных во временное пользование и отражаемых за балансом по строке 990, в Приложении приводить не надо.

    Во-вторых, на счете 04 помимо нематериальных активов  учитываются также положительные результаты НИОКР и технологических работ. Такое требование установлено ПБУ 17/02 и Планом счетов. Однако для расшифровки таких расходов предназначен другой раздел Приложения - "Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы". То есть если фирма учитывает такие расходы на счете 04, то расшифровку строки 110 баланса надо дать в двух разделах формы № 5.

    В-третьих, согласно пунктам 21 и 29 ПБУ 14/2000, амортизацию  можно начислять по кредиту счета 04 "Нематериальные активы", уменьшая первоначальную стоимость объекта. Однако отражать в графе "Выбыло" табл. 1 амортизацию, начисленную по кредиту счета 04, не следует. Ведь пункт 17 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н, требует расшифровывать данные о первоначальной стоимости и начисленной амортизации.

    Выход из этого положения такой: в таблице привести первоначальную стоимость таких нематериальных активов, а по строкам 050 и "В том числе" в таблице записать сумму начисленной амортизации.

    В противном случае данные о таких  нематериальных активах рекомендуем  раскрыть в пояснительной записке.

    И, в-четвертых, у организации до сих  пор может числиться имущество  в составе нематериальных активов, которое с 2001 года такими активами не является согласно ПБУ 14/2000. Речь идет о лицензиях, квартирах, правах аренды или использования земельных участков. Данные о таком имуществе следует раскрыть по статье "Прочие". Амортизацию по ним надо показать соответственно с расшифровкой "В том числе". Кроме того, информацию о таком имуществе нужно привести в пояснительной записке.

    Раздел "Основные средства"

    В этом разделе раскрывают информацию об основных средствах организации, как этого требует пункт 32 ПБУ 6/01. Раздел является расшифровочной таблицей к строке 120 "Основные средства" Бухгалтерского баланса и некоторым строкам Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах баланса.

    Раздел  состоит из двух таблиц.

    В табл. 1 отражают наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода объектов основных средств по видам согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359.

    В табл. 2 приводят:

    - сумму начисленной амортизации.  Обращаем внимание: здесь надо  отразить стоимость списанных  "малоценных" (до 10 000 руб.) основных  средств, поскольку для них  предусмотрен пунктом 18 ПБУ 6/01 особый порядок списания;

    - первоначальную стоимость основных  средств, переданных в аренду;

    - первоначальную стоимость основных  средств, переданных на консервацию; 

    - стоимость объектов, полученных  в аренду. Эту строку заполняют  арендаторы, которые используют  чужое имущество без права выкупа. Она является расшифровкой данных об арендованном имуществе, которые отражены по строкам 910 и 911 Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах к балансу;

    - первоначальную стоимость недвижимости, которую организация не успела в отчетном году зарегистрировать, но уже начала эксплуатировать. Такая недвижимость числится на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" либо на отдельном субсчете счета 01 согласно пункту 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.

    Кроме того, в этом разделе есть таблица "Справочно", где учитывают  результаты проведенной переоценки основных средств, а также изменение  стоимости объектов в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации.

    Раздел "Доходные вложения в материальные ценности"

    Этот  раздел является расшифровкой к строке 135 "Доходные вложения в материальные ценности" Бухгалтерского баланса.

Информация о работе Порядок составления приложения к бухгалтерскому балансу