Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:21, курсовая работа

Описание

Банк, бухгалтерский учет, принципы бухгалтерского учета, Активные счета пассивные счета, счета банков, план счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, парные счета, лицевые счета, счетах депо, банковские операции.

В услугах банков нуждается большая часть граждан, фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью, они становятся его клиентами. Банк – основная структурная единица сферы денежного обращения. В деятельности банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников.

Принцип – основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все вытекающие из него утверждения. Состав принципов учета не является величиной постоянной. С развитием теорий меняются и принципы.

Содержание

Введение 4

1 Общая характеристика организации бухгалтерского учета в кредитных организациях 6

1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в банках 6

1.2 Бухгалтерский учет в банке, его объект, предмет, основные задачи, методы 9

1.3 Особенности бухгалтерского учета в кредитных организациях 12

2 Бухгалтерский учет в банках. Принципы и надзор за их деятельностью 17

2.1 Принципы бухгалтерского учета в банках 17

2.2 Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью 24

3 Основы организации бухгалтерского учета в банках 27

3.1 План счетов бухгалтерского учета в банках 27

3.2 Характеристика основных разделов плана счетов коммерческих банков 29

4 Международные стандарты учета финансовой отчетности 36

4. 1 Рэнкинг российских банков по МСФО 36

4.2 Проблемы несовпадения российских стандартов ведения бухгалтерского учета с международными 37

Заключение 40

Библиографический список 41

Библиографические ссылки 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая учет операц деят-ти банков .doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

     По  месту формирования документы подразделяются на банковские, составляемые банком, и клиентские, поступающие от предприятий и организаций, а также граждан. Примером банковских документов являются кассовые (приходные и расходные), мемориальные ордера, распоряжения о выдаче кредита на оплату расчетных документов, авансовые отчеты подотчетных лиц. К клиентским документам относятся платежные требования, поручения, чеки, срочные обязательства по ссудам и др.

     Денежно-расчетные  документы по характеру банковских операций подразделяются на кассовые, мемориальные и внебалансовые.

     Кассовыми документами оформляются операции по приему и выдаче наличных денег. К приходным кассовым документам относятся: объявления клиентов на взнос  денег в кассу банка, приходные  кассовые ордера, квитанции приема денег. К расходным кассовым документам относятся чеки на получение денег и расходные кассовые ордера. Чековые книжки (именные и на предъявителя) выдаются клиентам банка по их заявлениям. Расходными кассовыми ордерами оформляется выдача вкладов. Приходные и расходные кассовые ордера применяются и при совершении внутрибанковских операций, например: возврат подотчетных сумм; выплата авансов и заработной платы работникам банка [6].

     Мемориальные  документы используются для безналичных  перечислений по счетам. К ним относятся  представляемые банку клиентами платежные требования, поручения, расчетные чеки и др. документы, а также мемориальные ордера для оформления операций при частичной оплате платежных поручений, частичном погашении ссуд и т. п.

     К внебалансовым документам относятся  приходные и расходные внебалансовые ордера. Этими документами оформляются прием и выдача ценностей и документов, хранящихся в кассе и в бухгалтерии.

     Все кассовые и мемориальные документы, служащие основанием для совершения банковских операций, должны иметь подписи должностных лиц банка, оформивших и проверивших их. Подписавшиеся лица несут ответственность за законность операции и правильное оформление документа. Некоторые операции подвергаются дополнительному контролю и поэтому подписываются, после ответственных исполнителей, старшими по должности работниками банка. Например, главный бухгалтер подписывает все документы по операциям, произведенным по счетам клиентов без их поручений или требований и распоряжений кредитного отдела, документы по внутрибанковским операциям, по операциям с драгоценными металлами и иностранной валютой [18, с. 189].

     Банки обязаны обеспечить строгую сохранность  бухгалтерских документов. Ответственность  за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера банка, которые инструктируют сотрудников, распределяют и закрепляют за ними места для хранения документов в шкафах и других хранилищах. Бухгалтерские документы хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастающем порядке номеров дебетовых или кредитовых балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, на которого возложено формирование документов. Документы за истекший день должны быть оформлены не позднее, чем на следующий день. Количество и общая сумма документов заверяется на обложке подписями формировавшего работника, главного бухгалтера или его заместителя, а по кассовым документам -также старшего кассира. [21, с. 111].

     2.2 Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью

       Отчетность кредитной организации  подлежит ежегодной проверке  аудиторской организацией, имеющей  в соответствии с законодательством  Российской Федерации лицензию  на осуществление таких проверок. Отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление проверок кредитных организаций и осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Лицензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций выдаются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее двух лет.

     Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Аудиторская организация обязана составить  заключение о результатах аудиторской  проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации.

     Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления  в Банк России годовых отчетов  кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов.

     Кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. Если кредитная организация имеет возможность оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность иных юридических лиц (за исключением кредитных организаций), она составляет и представляет указанный отчет на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России.

     Кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.

     Головная  кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) составляют и представляют в Банк России в целях осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России, консолидированную отчетность о деятельности банковской группы и консолидированную отчетность о деятельности банковского холдинга, каждая из которых включает консолидированный бухгалтерский отчет, консолидированный отчет о прибылях и убытках, а также расчет рисков на консолидированной основе.

     Для целей составления, представления  и опубликования консолидированной  отчетности о деятельности банковской группы в состав указанной консолидированной  отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении  которых кредитные организации, входящие в состав банковской группы, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность и решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.

     Юридические лица, в отношении которых головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) оказывают существенное (прямое или косвенное) влияние, для целей составления консолидированной отчетности обязаны представлять им отчетность о своей деятельности.

     Головная  кредитная организация банковской группы, головная организация банковского  холдинга (управляющая компания банковского  холдинга) не вправе разглашать полученную от иных юридических лиц, входящих в  данную банковскую группу (данный банковский холдинг), информацию об их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо случаев, вытекающих из задач опубликования консолидированной отчетности [6].

 

      3 Основы организации бухгалтерского учета в банках 
 

     3.1 План счетов бухгалтерского учета в банках

     Основой построения бухгалтерского учета в банках является единая система счетов синтетического учета, т. е. «План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации». План счетов используется для отражения собственных и привлеченных средств банка и их размещения в кредитные и другие активные операции. План счетов разработан на основании Гражданского кодекса РФ, федеральных законов от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», с использованием международных стандартов бухгалтерского учета [3].

     Все счета Плана счетов подразделяются на:

     счета первого порядка укрупненные;

     счета второго порядка детализирующие. Балансовые счета первого порядка обозначаются тремя цифрами от 102 до 705. Счета второго порядка состоят из пяти знаков и строятся путем прибавления двух цифр справа к номеру счета первого порядка. Например, счет 202 «Наличная валюта и платежные документы», счет 20202 «Касса кредитных организаций», счет 20203 «Платежные документы в иностранной валюте», счет 20206 «Касса обменных пунктов» и т. д.

     На  счетах второго порядка, определенных «Списком парных счетов, по которым может изменяться сальдо на противоположное», открываются парные счета. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. В начале операционного дня операции начинаются по лицевому счету, имеющему сальдо, а при отсутствии остатка – со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо, противоположное признаку счета, то оно бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера должно быть перенесено на соответствующий парный лицевой счет по учету средств [19, с. 14].

     Если  по каким-либо причинам образовались сальдо на обоих парных лицевых счетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера меньшее сальдо на счет с большим сальдо. Следует помнить, что на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.

     Внебалансовые счета используются для учета  ценностей и документов, не влияющих на актив и пассив баланса, поступающих в банк на хранение, инкассо или комиссию. Учитываются также знаки оплаты государственной пошлины, бланки строгой отчетности, акции, другие документы и ценности.

     Внебалансовые счета по экономическому содержанию разделены, как и балансовые, на активные и пассивные. В учете операции отражаются методом двойной записи: активные счета корреспондируют со счетом 99999, пассивные – со счетом 99998, при этом счета 99998 и 99999 ведутся только в валюте Российской Федерации – в рублях. Двойная запись может также осуществляться путем перечисления сумм с одного активного внебалансового счета на другой активный счет или с одного пассивного счета – на другой пассивный счет. При переоценке остатков на внебалансовых счетах в связи с изменением курсов иностранных валют по отношению к валюте Российской Федерации – рублю, активные внебалансовые счета корреспондируют со счетом 99999, пассивные – со счетом 99998 [17, с. 18].

     Внебалансовые счета подразделяются на счета первого порядка – укрупненные и счета второго порядка – детализирующие.

     При разработке Плана счетов бухгалтерского учета принята следующая структура: разделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые  счета аналитического учета.

     Нумерация счетов позволяет в случае необходимости вводить в установленном порядке дополнительные лицевые счета.

     Обязательному утверждению руководителем банка подлежит Рабочий план счетов бухгалтерского учета в банках, его филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном Банком России Плане счетов. В нем следует указывать перечень счетов второго порядка, применяемых в данном банке. В Рабочем плане счетов необходимо указывать, на каких счетах второго порядка открываются субсчета, и привести перечень всех субсчетов по соответствующим счетам второго порядка [19, с. 20].

     3.2 Характеристика основных разделов плана счетов коммерческих банков

     Общая структура Плана счетов базируется на выделении в разделы однотипных по своему содержанию операций (межбанковские операции, счета клиентуры, операции с ценными бумагами и т. д.).

     В Плане счетов предусматривается использование единой классификации клиентов при отражении различных операций. Предусматриваются отдельные счета для учета расчетов с филиалами, расположенные на территории Российской Федерации и за границей.

     Планом  счетов бухгалтерского учета в банках Российской Федерации предусмотрено  7 разделов балансовых и 6 разделов внебалансовых счетов.

Информация о работе Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета в банках