Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:44, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что цены являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретические аспекты формирования ценовой политики фирмы………...4
1.1. Принципы ценообразования и цели ценовой политики………….…..4
1.2. Методы ценообразования……………………………………………..…6
1.3. Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования……….…..14
2. Процесс принятия решений по ценообразованию……………………….….19
2.1. Процесс ценообразования. Внешние факторы, влияющие на него…19
2.2.Информация, необходимая для принятия управленческого решения по ценам………………………………………………………………………………..22
2.3. Принятие решений по ценообразованию ………………………………..24
3.Рекомендации ……………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………….….28
Рыночные методы главным образом учитывают рыночную конъюнктуру. Они в основном характерны для потребителей (покупателей). Цены, формируемые с помощью рыночных методов, учитывают спрос. Поэтому рыночные методы к ценам подходят главным образом с позиции «цен спроса». Но в связи с тем, что на рынке присутствуют, как минимум, два равноправных участника сделки — производитель (продавец) и потребитель (покупатель) — рыночные методы обеспечивают компромиссное соглашение между ними по поводу установления цены. Поэтому рыночные методы объединяют цену предложения и цену спроса в реальную цену товара.
Расчетные методы ценообразования
Расчетные методы представляют собой систему затратных и параметрических методов ценообразования .
К затратным методам
метод полных затрат;
метод сокращенной себестоимости.
Рассмотрим условия и практику использования этих двух методов затратного ценообразования.
Метод полных затрат
Сущность метода формирования цены на основе расчета полной себестоимости заключается в следующем.
Во-первых, все текущие затраты в денежном выражении разносятся по соответствующим статьям себестоимости в расчете на единицу производимого товара. Такой процесс называется «калькулирование затрат». Калькулирование затрат осуществляется по тем статьям калькуляции, которые отражены в учетной системе предприятия.
Применение метода полных
затрат предполагает использование
следующих показателей
фактическая (отчетная) себестоимость;
плановая себестоимость;
нормативная себестоимость.
Наиболее эффективно для ценообразования применять нормативную себестоимость. В этом случае расчет полной себестоимости производится на основе существующих норм и нормативов расходуемых ресурсов. Такой расчет исключает всевозможные лишние затраты, возникающие в результате отклонения от технологии производства товара, неэффективной системы управления предприятием, способствует снижению затрат.
Применение нормативной себестоимости в качестве основы цены возможно только в условиях, когда предприятие использует нормативную систему учета и калькулирования затрат на производство. Это позволяет на различных этапах производства изделия иметь нормы расхода ресурсов в соответствии с технологическими условиями производства и реализации. Технически обоснованные нормы рассчитываются в соответствии с действующей на предприятии технологией производства и техническим обеспечением. Этот метод расчета позволяет более достоверно отразить в себестоимости конкретных видов продукции используемые ресурсы. Нормативные (стандартные) значения конкретных видов расходов периодически сравниваются с фактическими расходами, выявляются отклонения между ними. Это способствует более обоснованному формированию себестоимости как базы цены.
Во-вторых, определяется величина прибыли, включаемая в состав цены товара.
Как правило, для затратного ценообразования используется показатель рентабельности продукции, рассчитываемый как отношение прибыли к себестоимости.
Определение цен по методу полных затрат достаточно популярно у производителей. Производители, выбирая данный метод ценообразования, исходят из следующих положений.
Метод является самым простым из всех методов ценообразования. Исходной базой применения данного метода являются два показателя: себестоимость и норматив рентабельности. При расчете этих показателей у производителя не возникает особых проблем. Используя данный метод, предприятию не требуется проведения нескольких альтернативных расчетов (переборов) цен для нахождения оптимальной комбинации в системе «цена — объем производства — себестоимость — прибыль».
Использование метода полных затрат не требует больших расходов по изучению рынка. Цены, построенные на основе данного метода, не приходится слишком часто корректировать в зависимости от колебаний спроса.
Предприятия данной отрасли при формировании цен пользуются данным методом. Результатом этого являются близкие по уровню цены на одинаковую продукцию, что сводит к минимуму ценовую конкуренцию.
Производитель должен знать нижний предел цены, который можно рассчитать только методом полных затрат.
Но данный метод определения цен имеет и существенные недостатки. К основным недостаткам относятся следующие:
-данный метод, не учитывая рыночные факторы спроса и конкуренции, не способен использовать преимущества рынка. Цены могут быть либо выше, либо ниже рыночных. Такие цены не будут оптимальными, способными обеспечить предприятию максимальный объем выручки от реализации и максимальной прибыли;
-ориентация главным образом на затраты и целевую прибыль сокращает для предприятия возможности гибкого, своевременного маневрирования на рынке;
-организации, имеющие в объеме производства значительную долю новой продукции, зачастую сталкиваются с большими затруднениями при выходе с такой продукцией на рынок. Дело в том, что производство новой продукции связано с высокими первоначальными затратами. Цены, сформированные на основе таких затрат, могут быть не приняты рынком.
Как правило, затратный метод ценообразования, основанный на полных затратах, наиболее популярен у организаций, которые сознательно или несознательно:
-не учитывают возможности изменения затрат от изменения объемов производства;
-игнорируют проблему сегментации рынка и не учитывают отношение (чувствительность) потребителей к цене;
-определяют целевую прибыль и норматив рентабельности.
Однако отмеченные недостатки, зачастую, ставят преграды для широкого применения данного метода ценообразования.
Метод определения цены на основе сокращенной себестоимости.
Теория и практика ценообразования постоянно находятся в поиске способов обоснования цен предприятий. Определенным методическим шагом можно считать метод определения оптовой цены изготовителя на основе использования сокращенной себестоимости. Под сокращенной себестоимостью понимается сумма прямых (переменных) затрат. Метод получил достаточно широкое распространение в условиях рыночных отношений. Отличительной чертой данного метода является то, что основой сокращенной себестоимости служат так называемые прямые (переменные) затраты
Сущность метода состоит в определении начального уровня оптовой цены изготовителя на основе переменных (прямых) издержек. Главный критерий отнесения издержек к категории переменных — это зависимость их от объемов производимой продукции.
Данный метод имеет существенные отличия от метода ценообразования, основанного на полной себестоимости. Основное отличие заключается в том, что при этом методе не распределяются косвенные (постоянные) расходы на каждый вид продукции, а учитываются в целом на бухгалтерских счетах предприятий.
Метод ценообразования, основанный на сокращенной себестоимости, может использоваться в трех модификациях.
Первая модификация — формирование «равновыгодных» расчетных оптовых цен изготовителя с позиций переменных (прямых) расходов.
Вторая модификация —
использование
Третья модификация — обоснование оптовой цены изготовителя на дополнительный выпуск продукции при использовании свободных производственных мощностей.
Первая модификация метода ценообразования, основанного на прямых затратах, по существу, является разновидностью рассмотренного выше метода «полных затрат».
Этап 1. По статьям калькуляции определяются прямые затраты на производство и реализацию единицы продукции. Методика расчета прямых затрат аналогична методике, по которой рассчитываются прямые затраты на единицу продукции, при формировании полной себестоимости .
Этап 2. На основе планируемых
объемов продукции в
Этап 3. На основе величины прямых
затрат на единицу продукции и
единого норматива
Как видим, цены, сформированные по методу полных затрат, отличаются от цен, сформированных про методу сокращенной себестоимости (первая модификация метода).
Следует заметить, что калькулирование прямых затрат основывается на нормах и нормативах расходов производственных ресурсов, обусловленных технологическим процессом изготовления продукции. Поэтому прямые затраты по различным видам продукции в полной мере отражают реальный уровень расходов. В связи с этим формирование цен на основе прямых затрат более обосновано, нежели цены, сформированные по полной себестоимости, так как они отражают реальные затраты на производство товара. Органам, осуществляющим государственные закупки, должно быть не безразлично, на основе какого метода формирует цены изготовитель. Знание методов ценообразования, используемых изготовителем, позволяет более обоснованно подходить к формированию начальной цены торгов и аукционов, а также уровня цен при системе запросов котировок.
Сущность второй модификации заключается в возможности использования величины «покрытия затрат» для выявления более эффективного ассортимента с позиций прямых затрат. При таком анализе не имеет значения, с помощью какого метода (метода полных затрат или сокращенной себестоимости) были сформированы анализируемые цены.
Если при обосновании цены был использован метод полных затрат с единым нормативом рентабельности (по отношению к полной себестоимости), то в этом случае рентабельность (по отношению к прямым затратам) будет различной, дифференцированной по конкретным изделиям.
Если же цены обоснованы методом сокращенной себестоимости с учетом единого норматива рентабельности (к прямым затратам), то и в этом случае целесообразно анализировать эффективность применения таких цен. Дело в том, что цены формируются при определенных «стартовых», «нормативных» условиях. В основном это относится к системе прямых затрат на производство и реализацию продукции. В процессе применения цен фактические затраты, как правило, «отходят» от нормативных. Причем такой «отход» может быть неравномерен по конкретным товарам. Анализ цен методом сокращенной себестоимости позволяет выявить более эффективный ассортимент с позиций прямых затрат.
Анализ эффективности производства продукции, цены на которую сформированы с использованием единого норматива рентабельности (к прямым затратам) .
Применение метода сокращенной себестоимости при анализе эффективности производства основывается на сопоставлении рентабельности (к прямым затратам) по всей номенклатуре выпускаемой продукции.
Наибольший эффект применение этого метода дает при решении следующих конкретных задач:
-выборе из альтернативных способов и технологий производства наиболее эффективных;
-оценке целесообразности дополнительных инвестиций в производство, а также последствий их внедрения;
-обосновании решения о самостоятельном производстве комплектующих изделий и полуфабрикатов, которые закупаются на стороне, и наоборот;
-решении вопроса о выпуске новой продукции;
-определении эффективного объема выпуска продукции и критической точки производства;
-выборе наиболее эффективных сочетаний из возможных альтернативных вариантов взаимосвязи «объем производства — затраты — прибыль».
Осуществляя анализ цен с позиций прямых затрат, государственные органы, осуществляющие закупки, могут получить дополнительные аргументы по обоснованию уровня и структуры начальной цены или цены по системе запросов котировок.
1.3.Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования
История вопроса о трансфертном ценообразовании связана с 50—60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.
В современной рыночной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.
Для нашей экономики проблема установления трансфертной цены актуальна, в частности, в связи с начавшимися процессами реструктуризации бизнеса.
Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным подразделениям организации (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы и доходы.
Информация о работе Принятие решений по ценообразованию на предприятиях