Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:44, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что цены являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретические аспекты формирования ценовой политики фирмы………...4
1.1. Принципы ценообразования и цели ценовой политики………….…..4
1.2. Методы ценообразования……………………………………………..…6
1.3. Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования……….…..14
2. Процесс принятия решений по ценообразованию……………………….….19
2.1. Процесс ценообразования. Внешние факторы, влияющие на него…19
2.2.Информация, необходимая для принятия управленческого решения по ценам………………………………………………………………………………..22
2.3. Принятие решений по ценообразованию ………………………………..24
3.Рекомендации ……………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………….….28
-косвенные - товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников;
-смешанные - объединяют особенности первых двух видов каналов.
С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание цены. Чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем в большей степени розничная цена будет выше отпускной, первоначальной ценой предприятия - изготовителя данной продукции. В конечном итоге это приводит к ограничению спроса на товары и услуги, которое, в свою очередь, стимулирует снижение цен и тем самым способствует оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в случае мультипликационного эффекта ситуация может быть прямо противоположной - в процессе роста цен будет наблюдаться явление неограниченного спроса, т.к. в движение придет инфляционная спираль цены - заработная плата.
Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование:
1) Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен:использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены - к дефициту. Фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%; Замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.
2) Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.
3) Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:
запрет на демпинг - запрет
на продажу товара ниже себестоимости
его производства с целью устранения
конкурентов. Данная практика особенно
актуальна, если на рынке имеется
лидер, стремящийся вытеснить
запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;
запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.
запрет на горизонтальное
фиксирование цен - запрет на соглашение
нескольких производителей о поддержании
цен на продукцию на определенном
уровне, в случае, если совокупная доля
рынка этих предприятий будет
обеспечивать им доминирующее положение
на рынке. Подобное ограничение особенно
актуально в условии
Показатели |
Годы |
Темп роста,% |
Изменение (+,-) | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2010 от 2009 |
2011 от 2010 | |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
3548 |
25471 |
62869 |
717,90 |
246,83 |
21923 |
37398 |
2.
Себестоимость проданных |
3206 |
24536 |
57240 |
765,32 |
233,29 |
21330 |
32704 |
3. Уровень себестоимости,% |
90,4 |
96,3 |
91,0 |
106,53 |
94,50 |
5,9 |
-5,3 |
4. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
342 |
935 |
5629 |
273,39 |
602,03 |
593 |
4694 |
5. Чистая прибыль, тыс. руб. |
322 |
817 |
4005 |
253,73 |
490,21 |
495 |
3188 |
6. Рентабельность продаж,% |
9,6 |
3,7 |
9,0 |
38,54 |
243,24 |
-5,9 |
5,3 |
7. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
1386 |
6384 |
13776 |
460,61 |
215,79 |
4998 |
7392 |
8. Фонд оплаты труда в% к себестоимости |
43,2 |
26,0 |
24,1 |
60, 19 |
92,69 |
-17,2 |
-1,9 |
9. Численность работников, чел. |
35 |
140 |
280 |
400,00 |
200,00 |
105 |
140 |
10. Среднемесячная зарплата, руб. |
3300 |
3800 |
4100 |
115,15 |
107,89 |
500 |
300 |
11.
Производительность труда, тыс. |
101,4 |
181,9 |
224,5 |
179,39 |
123,42 |
80,5 |
42,6 |
Обозначенные выше положительные тенденции обусловили получение и стабильный рост чистой прибыли предприятия в 2009-2011 годах. Особенно высокий темп роста чистой прибыли был отмечен в 2011 году по сравнению с 2010 годом - 4,9 раза.
Среднемесячная зарплата за 2009 год была невысокой и составила 3300 руб., увеличилась в 2011 году до 4100 руб.
Фонд оплаты труда увеличился в
2010 году по сравнению с 2009 годом на
4998 тыс. руб., в 2011 году по сравнению
с 2010 годом - на 7392 тыс. руб. Его рост
связан как с увеличением
Доля фонда оплаты труда в себестоимости составляет в 2011 году 24,1%, что ниже уровня прошлого года на 21,9%.
Положительным моментом в деятельности
предприятия является и устойчивый
рост производительности труда за исследуемый
период. Так, в 2009 году она составляла
101,4 тыс. руб. на человека, а в 2011 году
выросла до 224,5 тыс. руб. на человека.
В первую очередь это объясняется
увеличением среднесписочной
Таким образом, проведенный анализ основных экономических показателей деятельности ЗАО «Цветок» показал, что в 2009-2011 годах предприятие обладало высокой деловой активностью и его деятельность балы достаточно эффективной.
ЗАО «Цветок» является крупной организацией, занимающейся розничной и оптовой продажей бутилированной минерализованной воды (о том, насколько вредно водопроводная вода в промышленных городах, в последние годы говорят и пишут в средствах массовой информации). На московском рынке работает несколько десятков фирм изготавливающих и продающих домашние фильтры для очистки воды или занимающихся промышленной очисткой воды. ЗАО «Цветок» реализует воду, подготовленную последним из названных способов. В качестве тары выступают бутыли емкостью 10 и 18,9 литров, для доставки которых фирма имеет свой парк автомашин. Покупателями воды являются как физические, так и юридические лица.
При первой доставке воды каждому новому покупателю для удобства наливаня воды из больших емкостей предоставляется в аренду специальное оборудование - помпы (насосы; накручивающиеся на горлышко бутылки и качающие воду), диспенсеры (их можно представить как керамическую кастрюлю с краном внизу, на которую сверху переворачивается бутылка) и кулеры (нагревающие и охлаждающие водоустройства, на которые бутылки устанавливаются, определенным, образом). Клиент может не только арендовать, но и приобрести это оборудование у фирмы.
С 2009 г. в нескольких городах России ЗАО «Цветок» имеет свои филиалы. Вода и оборудование передаются на реализацию филиалам по себестоимости; доставкой товаров покупателям занимаются сами филиалы. Информация о доле каждого направления деятельности фирмы в общем объеме реализации за 2009-2011 гг. представлена в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Развитие направление деятельности ЗАО «Цветок» за 2009-2011гг
Направление деятельности |
Доля направления деятельности фирмы в общем объеме реализации, % |
Продолжение таблицы 1
2009 |
2010 |
2011 | |
Реализация воды и сдача оборудования в аренду |
92,5 |
85,0 |
71,0 |
Продажа оборудования |
6,0 |
8,0 |
15,0 |
Передача воды филиалам |
1,0 |
5,0 |
10,0 |
Передача оборудования филиалам |
0,5 |
2,0 |
4,0 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Из таблицы видна устойчивая динамика роста удельного веса двух последних направлений. Для воды, реализованная через сеть филиалов, возросла за анализируемый период в 10 раз, оборудование в 8 раз.
К этому числу следует добавить, что за тот же период товарооборот ЗАО «Цветок», исчисленный в натуральном выражении, вырос почти в двое – с 438,8 тыс. бутылей в 2009 г. до 842,3 тыс. бутылей в 2011 г. Таким образом, увеличение нагрузки на филиалы наблюдается не только в относительном, но и в абсолютном исчислении. Товарооборот филиалов увеличивается и по причине роста цен на отгружаемые товары: на продаваемую оптом продукцию в 2010г. по сравнению с 2009г. они возросли в среднем на 75%, в 2011 г. по сравнению с 2010г. - на 71,42%.
Вышесказанное означает, что с годами результаты деятельности филиалов становятся для фирмы все более ощутимыми, а потому взаимоотношения головного предприятия с ними должны строиться на экономической, взаимовыгодной основе. Вместе с тем, как отмечалось выше, до настоящего времени вода передается филиалам по себестоимости, без применения трансфертных цен. Менеджеры филиалов не заинтересованы в конечных результатах работы, так как их заработная плата не поставлена в зависимость от размера, достигнутого товарооборота. Администрацией упускается одна из возможностей воздействия на эффективность функционирования фирмы, ведь трансфертная цена позволяет учесть интересы всех участников бизнеса. Грамотно установленная, она побуждает менеджера головного предприятия или филиала принимать управленческие решения, оптимальные для фирмы в целом.
Ранее назывались три основных метода определения внутренних цен: на рыночной основе, на базе затрат, договорные. Рассмотрим возможности применения этих методов трансфертного ценообразования анализируемой торговой организацией и выберем для нее наиболее приемлемый вариант.
Итак, ЗАО «Родник» имеет головное подразделение, закупающее воду и оборудование, и сеть филиалов. Для дальнейшего исследования ограничимся лишь реализацией воды и следующей информацией об издержках головного подразделения и филиалов (табл.2.3).
Таблица 2.3
Исходные данные для расчетов трансфертной цены
Головное подразделение, руб. | |
Переменные расходы на 1 бутыль воды |
11,34 |
Постоянные расходы на 1 бутыль воды |
23,27 |
Полная себестоимость на 1 бутыль воды |
34,61 |
Рыночная цена для внешних покупателей |
150,00 |
Филиал, руб. | |
Переменные расходы на 1 бутыль воды |
21,89 |
Постоянные расходы на 1 бутыль воды |
15,40 |
Полная себестоимость на 1 бутыль воды |
37,29 |
Рыночная цена для внешних покупателей |
190,00 |
Расчет трансфертного
Таблица 2.4
Возможные варианты трансфертной цены
№ № строки |
Показатели |
Затратные цены |
Рыночные цены, руб. | |
200% от переменных расходов, руб. |
100% от полной себестоимости | |||
11 |
Выручка за 100 бутылей воды: |
2268 (11,34*2*100) |
3461 (34,61*100) |
15000 (150*100) |
2 |
Переменные расходы на 100 бутылей воды |
1134 |
1134 (11,34*100) |
1134 |
3 |
Постоянные расходы на 100 бутылей воды |
2327 |
2327 (23,27*100) |
2327 |
4 |
Прибыль от продаж (стр. 1 - стр.2 - стр.3) |
-1193 |
- |
11539 |
Филиал | ||||
5 |
Выручка за 100 бутылей воды: |
19000 |
19000 (190*100) |
19000 |
6 |
Закупочная цена 100 бутылей воды |
2268 (11,34*2*100) |
3461 (34,61*100) |
15000 (150*100) |
7 |
Переменные расходы филиала на 100 бутылей воды |
2189 |
2189 (21,89*100) |
2189 |
8 |
Постоянные расходы филиала на 100 бутылей воды |
1540 |
1540 (15,5*100) |
1540 |
9 |
Прибыль от продаж (стр. 5 - стр.6 - стр.7) |
13003 |
11810 |
271 |
Прибыль фирмы (стр. 4 + стр. 9) |
11810 |
11810 |
11810 |
Информация о работе Принятие решений по ценообразованию на предприятиях