Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:57, контрольная работа
В процессе функционирования каждого предприятия возникают вопросы, связанные с расчётами с подотчётными лицами. В основном, это закупка товарно-материальных ценностей и служебные командировки.
Статьи и публикации о закупке товарно-материальных ценностей – явление довольно-таки редкое и поэтому одной из целей этой дипломной работы является обобщить те данные, которые появляются в печати.
Если работник находился в отпуске в месте расположения организации, то дополнительных расходов по оплате стоимости проезда не возникает.
Если же работник находится
в отпуске в другом городе, то
организации целесообразно
Если же работник вынужден
вернуться к месту постоянной
работы (например, для того чтобы
забрать необходимые документы)
Кроме вышеуказанных вариантов, может возникнуть и еще один вариант, связанный с тем, что по окончании командировки работник захочет вернуться к месту проведения отпуска. В данном случае оплата стоимости проезда и суточных за время пути должна быть произведена по окончании отпуска по стоимости проезда от места командировки до места постоянной работы на основании двух проездных документов – от места командировки до места проведения отпуска и от места проведения отпуска до места работы (разумеется, сумма оплаты будет меньше, чем стоимость двух билетов, даже если место проведения отпуска находится по пути к месту проведения командировки). Суточные должны быть оплачены также по времени и расписанию следования транспортного средства от места командировки до места работы.
По усмотрению руководителя
объединения, предприятия, учреждения,
организации направление
Заметим, что некоторым
министерствам и ведомствам законодательством
предоставлено право своими приказами
определять порядок предоставления
и оплаты служебных командировок.
К числу таких органов
Для целей финансового
учета организация может
2.3. Особенности оплаты
стоимости проезда работников
при служебных разъездах и
служебных командировках
Оплата стоимости проезда при служебных перемещениях гарантируется трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 168.1 ТК
РФ работникам, постоянная работа которых
осуществляется в пути или имеет
разъездной характер, а также работникам,
работающим в полевых условиях или
участвующим в работах
– расходы по проезду;
– расходы по найму жилого помещения;
– дополнительные расходы, связанные
с проживанием вне места
– иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения вышеуказанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Необходимость осуществления таких расходов возникает в двух случаях: при служебных разъездах и служебных командировках (кроме этого, стоимость проезда оплачивается и при переводах к новому месту работы или службы, но этот вид расходов регулярным не является и в данном издании не рассматривается).
Таким образом, рассмотрение
данного вопроса целесообразно
разделить на две части: оплата стоимости
проезда при служебных
Оплата стоимости
проезда при служебных
В данный перечень включены курьеры, экспедиторы, работники городского хозяйства (электрических, газовых, водопроводных и канализационных сетей, связи) и т.д., если эти работники не обеспечиваются специальным транспортом на время выполнения ими своих служебных обязанностей.
Разумеется, этот перечень не является исчерпывающим, а кроме того, он был установлен для бюджетных учреждений и организаций, приобретавших вышеуказанные билеты за счет средств бюджета, и утратил силу в части предприятий, перешедших на полный хозрасчет.
Поскольку в настоящее время иного перечня не утверждено, руководители других хозяйствующих субъектов вправе своим приказом расширить круг этих должностей, включив в него других работников, работа которых носит разъездной характер, если эти работники не обеспечиваются специальным транспортом для выполнения служебных обязанностей.
При этом стоимость проездных билетов, оплаченная организацией для таких работников, не включается в их совокупный налогооблагаемый доход.
По нашему мнению, данный порядок может быть использован только в случае, если проездные билеты приобретаются обезличенно для работников определенных профессий (например, для дежурного сантехника) и после поездки сдаются в какую-либо службу организации. Если же проездной билет приобретается для конкретного работника (например, курьера) и выдается ему на весь срок действия документа, то на себестоимость продукции (работ, услуг), по нашему мнению, может быть отнесена только сумма стоимости билета в части, относящейся к рабочему времени (по графику работы организации).
Пример.
Стоимость месячного проездного билета – 6000 руб., количество календарных дней в месяц – 30, рабочих – 20. В данном случае на себестоимость следует отнести 4000 руб. (6000 руб. : 30 дн. x x 20 дн.). Оставшаяся сумма должна возмещаться за счет личных средств работника либо за счет чистой прибыли (с последующим удержанием с работника налога на доходы физических лиц, начисленного с сумм материальной выгоды). Для оплаты таких служебных разъездов приобретение месячных или квартальных проездных билетов может оказаться нецелесообразным. В этом случае необходимо организовать документооборот таким образом, чтобы первичными документами можно было подтвердить сам факт служебных разъездов и размер фактических расходов, произведенных работником.
Для этих целей ранее
широко использовались так называемые
маршрутные листы, которые оформлялись
на конкретного работника на один
отчетный период (месяц или квартал).
По окончании отчетного периода
работник сдавал маршрутный лист с
приложением проездных
В графе « Отметка
о нахождении в организации, куда
направлен работник»
В заголовочной части маршрутного листа должны быть предусмотрены следующие реквизиты:
– номер маршрутного листа;
– основание для служебных разъездов (например, распоряжение руководителя организации или функциональные обязанности работника);
– занимаемая должность, фамилия и инициалы работника, на чье имя выписан маршрутный лист;
– отчетный период, на который маршрутный лист выдан (например, с 01.01 по 31.01.2008).
При сдаче маршрутного листа свободные строки прочеркиваются, а сам лист подписывается работником или его непосредственным руководителем.
Оплата стоимости
проезда при служебных
Служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, не считаются командировками.
Из вышеприведенного определения можно сделать два вывода:
– служебной командировкой
считается направление
– при оплате расходов, связанных со служебными разъездами, правила оплаты командировок и нормы, установленные для оплаты командировочных расходов, не применяются.
В общем случае командированному
работнику возмещаются расходы
по найму жилого помещения и проезду
к месту командировки и обратно
– к месту постоянной работы,
а также выплачиваются
Оплата суточных зависит от времени пребывания работника в командировке: если командировка продолжается менее суток, суточные не выплачиваются.
В соответствии с п. 6 Инструкции № 62 фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия делаются в каждом пункте.
Отметки в командировочном удостоверении о прибытии и выбытии работника заверяются той печатью, которой обычно пользуется в хозяйственной деятельности та или иная организация для засвидетельствования подписи соответствующего должностного лица.
Днем выезда в
командировку считается день отправления
поезда, самолета, автобуса или другого
транспортного средства из места
постоянной работы командированного,
а днем приезда – день прибытия
вышеуказанного транспортного средства
в место постоянной работы. При
отправлении транспортного
На практике может встретиться ситуация, при которой самолет вылетает в 0 часов 30 минут, а минимальное время, которое необходимо для проезда до аэропорта, равняется 35 минутам. В данном случае суточные должны выплачиваться независимо от того, когда работник вернется из командировки. Но если время для проезда от места жительства составляет 20 минут, а работник возвращается из командировки в 23 часа 30 минут (по расписанию транспорта) в тот же день, когда вылетел самолет, то суточные уже не выплачиваются.
При выезде работника в командировку в ночь с пятницы на субботу и возвращении в понедельник организациям следует руководствоваться п. 8 Инструкции № 62, в соответствии с которым на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы. Взамен дней отдыха, не использованных во время командировки, другие дни отдыха по возвращении из командировки не предоставляются.
Если работник специально командирован для работы в выходные или праздничные дни, компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, если организация, в которую работник командирован, работает в субботу или воскресенье, то оплата суточных производится в общем порядке. Если же работник выезжает в командировку в нерабочий день по собственной инициативе, а возвращается в первый рабочий день после выходных, то выплата суточных ему не положена.
Правда, Инструкцией № 62 установлено, что если работник выезжает в командировку в выходной день по распоряжению администрации, то ему по возвращении из командировки предоставляется другой день отдыха в установленном порядке. Следовательно, и суточные должны быть ему выплачены.