Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:07, реферат

Описание

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности.
Прежде всего это связано с тем, что его осуществление, в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка, — это тот критерий, по которому, согласно Федеральному Закону «О банках и банковской деятельности», банк отличается от небанковской кредитной организации.

Содержание

Введение
1 Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
1.1. Расчетные счета предприятий и организаций в банке, порядок их открытия и проведения операций
1.2 Расчеты платежными поручениями
1.3 Расчеты по инкассо
1.4 Расчеты по аккредитиву
1.5 Расчеты чеками
1.6 Иные формы безналичных расчетов
1.7 Кассовое обслуживание клиентов
2 Рентабельность расчетно-кассовых операций коммерческих банков
2.1 Определение общей доходности расчетно-кассовых операций коммерческих банков
2.2 Определение структуры активов и пассивов
2.3 Оценка значимости остатков для счетов с различной величиной оборота
2.4 Распределение годового комиссионного дохода между различными видами услуг
2.5 Оценка издержек банков на проведение расчетно-кассовых операций
2.6 Анализ доходности и прибыльности карточных операций коммерческих
Банков
2.7 Анализ операций выдачи наличных и эквайринга
3 Пути повышения рентабельности расчетно-кассовых операций
3.1 Моделирование тарифов на комиссии за открытие и ведение счета
3.2 Определение приемлемых тарифов комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов
3.3 Определение уровня комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

РКО.doc

— 653.00 Кб (Скачать документ)

      Федеральное агентство по образованию

      ГОУ ВПО «Сибирский государственный  индустриальный университет» 
 
 

      Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

      РЕФЕРАТ 

      «РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ  СУБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКИМИ  БАНКАМИ» 
 
 
 
 

Выполнил: студент  гр. ЭФК-061

Потапова А.В.

Проверил: Мудрак А.В.,

к.э.н., доц. 
 
 
 

      Новокузнецк 2008

 

       Содержание 

Введение

1 Расчетно-кассовое  обслуживание клиентов

1.1. Расчетные счета предприятий и организаций в банке, порядок их открытия и проведения операций

1.2 Расчеты платежными поручениями

1.3 Расчеты по  инкассо

1.4 Расчеты по  аккредитиву

1.5 Расчеты чеками

1.6 Иные формы  безналичных расчетов

1.7 Кассовое обслуживание  клиентов

2 Рентабельность расчетно-кассовых  операций коммерческих  банков

2.1 Определение  общей доходности расчетно-кассовых операций коммерческих банков

2.2 Определение  структуры активов и пассивов

2.3 Оценка значимости  остатков для счетов с различной  величиной оборота

2.4 Распределение  годового комиссионного дохода  между различными видами услуг

2.5 Оценка издержек  банков на проведение расчетно-кассовых операций

2.6 Анализ доходности  и прибыльности карточных операций коммерческих

Банков

2.7 Анализ операций  выдачи наличных и эквайринга

3 Пути повышения  рентабельности расчетно-кассовых  операций

3.1 Моделирование  тарифов на комиссии за открытие и ведение счета

3.2 Определение  приемлемых тарифов комиссий  за традиционную ручную первичную  обработку платежных документов  и физическое обслуживание клиентов

3.3 Определение  уровня комиссий за кассовые  операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги

Заключение

Список  использованных источников

 

      Введение 

      Расчетно-кассовое обслуживание клиентов, включающее в  себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности.

      Прежде  всего это связано с тем, что  его осуществление, в совокупности с проведением операций по привлечению  денежных средств физических и юридических  лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка, — это тот критерий, по которому, согласно Федеральному Закону «О банках и банковской деятельности», банк отличается от небанковской кредитной организации.

      Привлечение юридических и физических лиц  на расчетно-кассовое обслуживание позволяет  банкам установить с ними деловые связи так, что взаимоотношения по расчетно-кассовому обслуживанию в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, траст и т. д. Отношения, построенные таким образом, являются весьма прочными, так как банк и клиент хорошо знают и доверяют друг другу, а следовательно, становятся взаимозаинтересованными и взаимовыгодными партнерами.

      Кроме того, расчетно-кассовое обслуживание клиентов выгодно для банков еще и тем, что оно способствует увеличению банковских ресурсов. В самом деле, остатки на банковских счетах клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, представляют собой не что иное, как заемные средства банка в виде вкладов до востребования. Причем данные заемные средства банк получает способом более легким и, как правило, более дешевым, по сравнению с поступлением заемных средств из других источников: вклады, депозиты, долговые ценные бумаги, межбанковские кредиты.

      И наконец, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов, помогают ему поддерживать свою ликвидность, т. е. обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

      Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Узнать, как осуществляется работа банка по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов.
  2. Узнать, в чем состоит назначение расчетного счета и каковы основные правила проведения операций по счету.
  3. Узнать, какие существуют основные формы безналичных расчетов в Российской Федерации, достоинства и недостатки каждой из них.
  4. Рассмотреть суть взаимоотношений банка и клиентов в процессе кассового обслуживания последних, каковы порядки приема наличных денег в кассу банка и их выдачи из нее.

      Метод работы – анализ печатных изданий  по данной теме.

 

       1 Расчетно-кассовое  обслуживание клиентов 

      1.1 Расчетные счета предприятий и организаций в банке, порядок их открытия и проведения операций 

      Для проведения безналичных расчетов организациями открываются расчетные счета .

      Расчетные счета открываются юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность (независимо от форм собственности), а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся частной практикой. Организация может иметь несколько расчетных счетов в разных банках.

      Для открытия расчетного счета клиент должен представить в банк:

  • свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;
  • учредительные документы (для юридического лица) либо документ, удостоверяющий личность физического лица;
  • лицензии (патенты) на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (регулированию путем выдачи патента);
  • карточку с образцами подписей и оттиском печати;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на расчетном счете;

      •свидетельство  о постановке на учет в налоговом  органе. Открытие клиенту расчетного счета производится только в том случае, если банком получены все перечисленные документы, а также проведена идентификация клиента и заключен с ним договор банковского счета.

      При открытии счета между банком и  клиентом заключается договор банковского  счета, по которому банк обязуется принимать  и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения последнего о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по нему.

      Открытие  расчетного счета завершается внесением  соответствующей записи в книгу  регистрации открытых счетов, которая должна быть сделана не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с клиентом договора банковского счета.

      В 2006 г. в Российской Федерации клиентам банков было открыто почти 370 млн  расчетных счетов.

      В Российской Федерации при заключении и исполнении договора банковского счета банки и другие кредитные организации обязаны соблюдать следующие правила:

  1. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет данного вида на объявленных банком условиях. Банк может отказать в открытии счета только в случае, если у него нет возможности принять на банковское обслуживание данного клиента. При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Банк, необоснованно уклоняющийся от заключения договора, должен возместить клиенту причиненные связанные с этим убытки.
  2. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Ограничение прав клиента на распоряжение находящимися на счете денежными средствами допускается лишь при наложении на них ареста и приостановлении операций по счету, предусмотренных законодательством.
  3. Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота (если договором банковского счета не предусмотрено иное).
  4. Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента и перечислять по его распоряжению денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Для зачисления средств на счет в договоре может быть предусмотрен более короткий срок. Для выдачи и перечисления средств со счета иные сроки могут быть установлены законодательством, банковскими правилами или договором. В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания с него, а также невыполнении указаний клиента об их перечислении или выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты, рассчитанные исходя из действующей ставки рефинансирования.
  5. В договоре банковского счета может быть предусмотрена возможность его кредитования, т.е. совершения банком платежей со счета, несмотря на отсутствие денежных средств. В этом случае считается, что банк предоставил клиенту кредит на соответствующую сумму со дня осуществления такого платежа.
  6. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Исключение — списание по решению суда и на основании банковского законодательства. Клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами (так называемое безакцептное списание).

      В Российской Федерации банкам не запрещается взимать плату с клиентов за услуги по совершению операций с денежными средствами, а также начислять проценты на остатки средств на счете. Допускается зачет денежных требований банка к клиенту, связанный с кредитованием счета и оплатой услуг банка, и требований клиента к банку об уплате процентов за пользование денежными средствами на счете. Все условия пользования счетом согласовываются сторонами и фиксируются, как уже отмечалось, в договоре банковского счета.

      Договор банковского счета может быть расторгнут по заявлению клиента в любое время, а по требованию банка в следующих случаях:

      1) сумма средств на счете является  ниже минимального размера, предусмотренного  банковскими правилами или договором,  и не была восстановлена в  течение месяца со дня предупреждения банком;

      2) отсутствие операций по счету  в течение года (если иное не  предусмотрено договором).

      Расторжение договора банковского счета служит основанием для закрытия счета клиента. Остаток средств на нем выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения письменного заявления клиента.

      Клиенты самостоятельно выбирают банк, в котором  открывают счет. Банк берет на себя обязанности по комплексному расчетно-кассовому обслуживанию: перечислению средств по распоряжению клиентов, выдаче денежных и расчетных чеков, предоставлению выписок о состоянии счета и проведенных операциях по нему, оказанию почтово-телеграфных услуг по пересылке расчетно-денежных документов, зачислению денег на счет, консультированию клиента и т.п. Банк обязуется обеспечить сохранность денег на счете, возвратить их по первому требованию клиента, гарантировать конфиденциальность информации об операциях по счету, т.е. соблюдать банковскую тайну.

      Клиент  обязуется: оформлять свои расчетные и платежные операции в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, предоставлять банку в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетности и другие документы, необходимые для расчетно-кассового обслуживания, предварительно в письменной форме уведомить банк о намерении закрыть счет, извещать банк об изменении организационно-правовой формы, юридического адреса, почтовых реквизитов и т.п.

      В отдельном разделе договора фиксируются  финансовые взаимоотношения сторон: плата за открытие счета, комиссия за осуществление операций по счету и кассовое обслуживание и др., а также размер процентной ставки за остаток на расчетном счете (средний или минимальный), величина премий постоянным клиентам и т.п.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками