Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:07, реферат

Описание

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности.
Прежде всего это связано с тем, что его осуществление, в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка, — это тот критерий, по которому, согласно Федеральному Закону «О банках и банковской деятельности», банк отличается от небанковской кредитной организации.

Содержание

Введение
1 Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
1.1. Расчетные счета предприятий и организаций в банке, порядок их открытия и проведения операций
1.2 Расчеты платежными поручениями
1.3 Расчеты по инкассо
1.4 Расчеты по аккредитиву
1.5 Расчеты чеками
1.6 Иные формы безналичных расчетов
1.7 Кассовое обслуживание клиентов
2 Рентабельность расчетно-кассовых операций коммерческих банков
2.1 Определение общей доходности расчетно-кассовых операций коммерческих банков
2.2 Определение структуры активов и пассивов
2.3 Оценка значимости остатков для счетов с различной величиной оборота
2.4 Распределение годового комиссионного дохода между различными видами услуг
2.5 Оценка издержек банков на проведение расчетно-кассовых операций
2.6 Анализ доходности и прибыльности карточных операций коммерческих
Банков
2.7 Анализ операций выдачи наличных и эквайринга
3 Пути повышения рентабельности расчетно-кассовых операций
3.1 Моделирование тарифов на комиссии за открытие и ведение счета
3.2 Определение приемлемых тарифов комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов
3.3 Определение уровня комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

РКО.doc

— 653.00 Кб (Скачать документ)

      ПОС (РOS)-терминал устройство, устанавливаемое в точке обслуживания карты (ПОС). Оно предназначено для проведения авторизации, записи и передачи информации об операциях, проведенных с использованием банковской карты, в процессинговый центр (и далее в банк-эмитент), выдачи слипов.

      Процессинговый  центр — юридическое лицо или его структурное подразделение, обеспечивающее информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов с использованием пластиковых карт (расчетными банками, банками-эмитентами и бан-ками-эквайрерами). Кроме того, в процессинговом центре осуществляется процессинг — деятельность по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.

      Расчетный банк — банк или иная кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками по операциям с использованием банковских карт.

      Совокупность  инструментов и методов, применяемых для  перевода денег, осуществления  расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками  экономических отношений. Платежные системы для расчетов по пластиковым картам могут быть локальными (национальными), действующими на определенной территории (в каком-либо государстве), или международными, действующими в нескольких странах. Платежные системы разных стран отличаются друг от друга из-за различий в уровне экономического развития, особенностей банковского законодательства и обычаев делового оборота. Основными международными платежными системами для расчетов по пластиковым картам являются VISA, EuroCard/MasterCard, American Express, Diners Club и JCB Card. Пластиковые карты этих платежных систем используются и в России. Помимо них в России действуют также свои платежные системы для расчетов по пластиковым (банковским) картам: Union Card и STB Card.

      Банкомат  — многофункциональное устройство, предназначенное для выдачи и приема наличных денежных средств, составления документов по операциям с использованием банковских карт, выдачи информации по счету, осуществления безналичных платежей и т. д. Чаще всего банкомат используется для выдачи наличных денег или для получения информации по счету. При выдаче наличных денег (или при проведении иных операций с помощью пластиковых карт) банкомат, так же как и ПОС-терминал, выдает слип.

      Слип (квитанция ПОС-терминала  или банкомата) расчетный документ, составляемый с помощью банковской карты и подтверждающий проведение операции с ее использованием. Слип содержит следующие реквизиты:

  • идентификатор ПОС или банкомата;
  • дата совершения операции;
  • сумма и валюта операции;
  • код, подтверждающий авторизацию операции банком-эмитентом;
  • реквизиты банковской карты и счета, допустимые правилами безопасности. 
    Подпись держателя карты в слипе, выдаваемом банкоматом, отсутствует.

      Для того чтобы стать владельцем пластиковой (банковской) карты, юридическое или  физическое лицо должно открыть в банке-эмитенте специальный банковский счет для расчетов по операциям с использованием карт, заключив при этом соответствующий договор банковского счета (договор на расчетно-кассовое обслуживание), договор банковского вклада, кредитный или иной договор, предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт. При этом банк-эмитент выдает банковскую карту ее владельцу, который получает право ее использования, а сама карта остается собственностью банка. При выдаче карты осуществляется ее персонализация, т. е. нанесение данных, позволяющих идентифицировать ее держателя (тиснение, нанесение визуальной (графической) информации, кодирование магнитной полосы или электронной схемы). Кроме того, каждой карте присваивается ПИН-код (от англ. Personal Identification Number) — персональный идентификационный номер, который предоставляет держателю карты возможность ее обслуживания в банкоматах или ПОС-терминалах. Каждая карта должна содержать наименование и логотип банка-эмитента, а также наименование платежной системы, которая осуществляет расчеты по ней.

      Порядок осуществления расчетов с использованием пластиковых карт представлен на рис. 5.

 

      

      рис. 5 

      При этом:

  1. Банк-эмитент заключает с представителем платежной системы договор, на основании которого он приобретает право эмитировать пластиковые карты, обслуживаемые данной платежной системой.
  2. Владелец карты открывает в банке-эмитенте специальный банковский счет и заключает с ним договор на обслуживание; банк-эмитент выдает владельцу карты банковскую карту.
  3. Владелец карты, желая получить товар, услугу или наличные деньги, представляет в ПОС- терминал или вставляет в банкомат банковскую карту и вводит свой ПИН-код.
  4. ПОС-терминал или банкомат осуществляет авторизацию карты.
  5. В случае успешного завершения процедуры авторизации ПОС-терминал или банкомат списывает сумму сделки с банковской карты и выдает держателю карты слип (который он, как правило, должен подписать); владелец карты получает товар, услуги или наличные деньги; банковская карта возвращается владельцу карты.
  6. В конце каждого рабочего дня ПОС передает в банк-эквайрер слипы, которые служат документарным основанием для проведения расчетов.
  7. Банк-эквайрер осуществляет расчеты с ПОС по предоставленным слипам, зачисляя их общую сумму на банковский счет ПОС.
  8. Банк-эквайрер передает в процессинговый центр информацию о проведенных им расчетах по пластиковым картам.
  9. Процессинговый центр обрабатывает всю полученную за день информацию, формирует итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками — участниками платежной системы и доводит их до всех участников расчетов.
  10. Участники расчетов осуществляют погашение взаимных обязательств, возникших при проведении операций с использованием пластиковых (банковских) карт.
  11. Банк-эмитент и владелец карты осуществляют между собой расчеты по операциям по пластиковой карте, принадлежащей владельцу карты:
  • по расчетной (дебетовой) карте банк-эмитент списывает денежные средства с банковского счета владельца карты;
  • по кредитной карте владелец карты погашает предоставленный ему кредит и уплачивает проценты по нему (это происходит с определенной периодичностью, как правило, один раз в месяц).

      Следует особо отметить, что средства, списанные  со специального банковского счета  юридического лица, чаще всего считаются  выданными под отчет держателю корпоративной карты. При этом последний должен отчитаться об их использовании и/или осуществить возврат неизрасходованных средств. Запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других социальных выплат.

      В заключение хотелось бы остановиться на вопросе прибыли, которую получают платежная система, процессинговый центр и участники расчетов. Эта  прибыль состоит из комиссии, которую  они получают за организацию и  проведение расчетов по операциям с  использованием пластиковых (банковских) карт. В зарубежных странах плательщиками данной комиссии являются предприятия торговли и сферы услуг (ПОСы), так как они заинтересованы в росте торговых оборотов, что наблюдается при использовании пластиковых карт при расчетах с клиентами. ПОСы уплачивают комиссию в виде торговой скидки, которую они перечисляют банку-эквайреру, а тот распределяет ее между остальными участниками. В России подобные преимущества расчета пластиковыми картами у предприятий торговли и сферы услуг пока не наблюдаются, поэтому плательщиками данной комиссии являются владельцы карт. 

      1.7 Кассовое обслуживание клиентов 

      Кассовое  обслуживание клиентов банками, осуществление  и оформление юридическими лицами операций с денежной наличностью осуществляется на основании «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации № 40 от 22.09.1993 г.

      Кассовое  обслуживание клиентов осуществляется через кассовый узел банка, в который  должны входить следующие помещения:

  • дневная касса, в которой осуществляется прием-выдача наличных денежных средств в течение операционного (банковского) дня;
  • вечерняя касса, куда сдается вечерняя выручка клиентов, а также инкассируемые денежные средства;
  • касса пересчета;
  • денежное хранилище;
  • обменный пункт (только при условии наличия у банка валютной лицензии Банка России). Кассовое обслуживание клиента включает в себя следующие основные операции:
  • прием наличных денежных средств от клиента и зачисление их на счет клиента;
  • списание денежных средств со счета клиента и выдача их в форме наличности;
  • инкассация денежных средств клиента.

      Прием наличных денежных средств от клиента  производится на основании документально  оформленного Объявления на взнос наличными. При этом банк выписывает клиенту приходный кассовый ордер, а денежные средства зачисляются на счет клиента. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банка.

      Получение наличных денежных средств со счета  осуществляется, как было указано  ранее, и с помощью чеков. Для этого клиент представляет в обслуживающий его банк заполненный чек с указанием целей, на которые планируется потратить полученные деньги. На основании этого чека банк выдает клиенту наличные денежные средства, списывая их со счета клиента. При этом банк оформляет расходный кассовый ордер. Как правило, за выдачу наличных денег банк берет с клиента комиссию в виде процента от выдаваемой суммы, величина комиссионных зависит от суммы и целей, указанных в чеке.

      Инкассация  денежных средств клиента осуществляется на основании специального договора, подписываемого с банком. Она может носить регулярный и разовый характер. За оказание услуг по инкассации денежной наличности клиент уплачивает банку комиссию, размер которой устанавливается договором между банком и клиентом.

      Кассовое  обслуживание клиента осуществляется, только если тот имеет специально оборудованное помещение для  кассы. Юридические лица должны соблюдать  порядок ведения кассовых операций и, в частности, вести кассовую книгу, в которой учитываются все проводимые через кассу операции с приложением подтверждающих их документов. Остаток денежных средств в кассе юридического лица не должен превышать лимит на остаток наличных денег в кассе (лимит кассы), который устанавливается банком на основании кассового плана и заявки-расчета. Лимит кассы представляет собой максимально разрешенную сумму денежной наличности, которая может находиться в кассе юридического лица на конец операционного дня. При необходимости величина лимита кассы может быть пересмотрена. Юридические лица имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий и не более трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

      Так как в настоящее время юридическим  лицам разрешается иметь счета  в нескольких банках, то при открытии счета в новом банке необходимо, чтобы этот банк подтвердил ранее  установленный данному юридическому лицу лимит кассы.

      Банки систематически проверяют соблюдение их клиентами правил ведения кассовых операций и при обнаружении нарушений применяют к клиенту различные административные санкции (например, уменьшают размер лимита кассы).

 

       2 Рентабельность расчетно-кассовых операций коммерческих банков 

      2.1 Определение общей доходности расчетно-кассовых операций коммерческих банков 

      Коммерческие  банки являются ключевыми проводниками платежных услуг. Они привлекают и обслуживают клиентов, осуществляют прием и первичную обработку  клиентских платежных документов, маршрутизируют платежи по каналам различных видов и подвидов платежных систем, проводят платежи по счетам клиентов и предоставляют клиентам выписки по счетам. Коммерческие банки также осуществляют операции по приему и выдаче наличных традиционным образом через кассы или с применением специальной электронной техники, осуществляют инкассацию наличных. В представлении клиентов именно работа коммерческих банков определяет эффективность, доступность, качество платежных услуг.

      Одновременно  коммерческие банки несут на себе и наибольшие издержки по предоставлению платежных услуг. Оператор или расчетный банк обычно имеют один офис и через него не в состоянии организовать эффективное обслуживание массы клиентов. Инфраструктуру повсеместного обслуживания клиентов, как то сеть филиалов, дополнительных офисов, операционных касс, пунктов обмена валют, банкоматов и POS-терминалов создают и сопровождают коммерческие банки. Именно позиция коммерческих банков, их кадровые и инвестиционные возможности в наибольшей степени определяют перспективы существенного повышения эффективности безналичных расчетов, увеличения их доли в сегменте розничного платежного оборота.

      Конкретизация позиции коммерческих банков в вопросе  повышения эффективности, расширения платежных услуг требует ответов на ряд вопросов. А именно: насколько расчетно-кассовые операции в настоящее время прибыльны для коммерческих банков? Существенна ли эта прибыль для того, чтобы уделять расчетно-кассовым операциям повышенное внимание? Достаточно ли этой прибыли для финансирования значительных инвестиций в массовое внедрение новых электронных технологий? Необходимо определить экономический интерес коммерческих банков в расчетно-кассовых операциях и существенном расширении безналичных расчетов.

      В контексте определения экономического интереса коммерческих банков рассмотрим общую прибыльность расчетно-кассовых операций и ее значения в финансовых результатах системы коммерческих банков. Затем проанализируем прибыльность отдельных основных видов расчетных и кассовых операций, предоставляемых различным категориям клиентов. Определим наилучшие решения по ценообразованию и тарификации платежных услуг, содействующие внедрению новых технологий платежных систем и повышению эффективности безналичных расчетов. Смоделируем возможности расширения положительного опыта тарификации, его расширения на неэффективные и новые направления платежного бизнеса.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками