Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:07, реферат

Описание

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности.
Прежде всего это связано с тем, что его осуществление, в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка, — это тот критерий, по которому, согласно Федеральному Закону «О банках и банковской деятельности», банк отличается от небанковской кредитной организации.

Содержание

Введение
1 Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
1.1. Расчетные счета предприятий и организаций в банке, порядок их открытия и проведения операций
1.2 Расчеты платежными поручениями
1.3 Расчеты по инкассо
1.4 Расчеты по аккредитиву
1.5 Расчеты чеками
1.6 Иные формы безналичных расчетов
1.7 Кассовое обслуживание клиентов
2 Рентабельность расчетно-кассовых операций коммерческих банков
2.1 Определение общей доходности расчетно-кассовых операций коммерческих банков
2.2 Определение структуры активов и пассивов
2.3 Оценка значимости остатков для счетов с различной величиной оборота
2.4 Распределение годового комиссионного дохода между различными видами услуг
2.5 Оценка издержек банков на проведение расчетно-кассовых операций
2.6 Анализ доходности и прибыльности карточных операций коммерческих
Банков
2.7 Анализ операций выдачи наличных и эквайринга
3 Пути повышения рентабельности расчетно-кассовых операций
3.1 Моделирование тарифов на комиссии за открытие и ведение счета
3.2 Определение приемлемых тарифов комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов
3.3 Определение уровня комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

РКО.doc

— 653.00 Кб (Скачать документ)

 

       Заключение 

      Совокупные  прямые комиссионные доходы коммерческих банков от расчетно-кассовых операций составили в 2006 г. 38 млрд руб., косвенные процентные доходы от размещения средств остатков расчетных и текущих счетов 34 млрд руб. Кассовые операции принесли банкам 15,9 млрд руб. дохода, обслуживание рублевых расчетных счетов предприятий 10,6 млрд руб., текущих валютных счетов предприятий 6,1 млрд руб., карточных счетов 5,3 млрд руб. Совокупные издержки банков на поддержание инфраструктуры дополнительных офисов и филиалов составляют оценочно 77 млрд руб., из которых 60% приходится на расчетно-кассовые операции.

      Крупные предприятия (с оборотом от 10 млн  руб. в месяц) составляют 6% клиентов банков и приносят 75% дополнительного процентного дохода. Счета малых предприятий составляют 75% клиентов и приносят в среднем 64 дол. США на один счет в год косвенного процентного дохода. Обслуживание одного счета крупного предприятия приносит в среднем 1 244 дол. США комиссионного дохода, малого предприятия 58 дол. США. Содержание одного филиала или дополнительного офиса банка обходится в год в 250 тыс. дол. США, из которых 150 тыс. дол. США будут издержками на расчетные и кассовые операции. Обслуживание одного расчетного счета малого предприятия обходится банкам в 322 дол. США в год.

      Издержки  банков на эмиссию или годовое  обслуживание одной простой карточки составляют 5,5 дол. США в год и  почти полностью покрываются  соответствующими комиссиями. Комиссия банков за выдачу наличных через банкоматы составляет в среднем 0,3% от суммы, хотя банки декларируют комиссии и на уровне 1%, за взнос и выдачу наличных традиционным образом банки получают в среднем 0,07%. Издержки банков на обслуживание одного банкомата составляют максимум 1 000 дол. США в месяц, прибыли до 500 дол. США в месяц. Издержки обслуживания POS-терминала составляют до 500 дол. США в месяц, для их покрытия ежедневно необходимо проводить минимум 7 платежей, тогда как фактически проводится в среднем 1 платеж.

      Получается, что прямые комиссионные доходы банков от расчетно-кассовых операций покрывают  только 82% соответствующих издержек, в положительный результат эти  операции выводят только дополнительные косвенные процентные доходы от размещения остатков средств текущих счетов. Реально прибыльны для банков только обслуживание счетов крупных предприятий, а каждый счет малого предприятия приносит банкам убыток в размере 200 дол. США за год. Ситуация с прибыльностью обслуживания крупных и малых предприятий усугубляется фактором активного использования крупными предприятиями средств ДБО и не применением этих средств большинством малых предприятий.

      Несмотря  на существенно меньшие показатели средних оборотов и остатков по карточным  счетам населения в сравнении  даже с обслуживанием малых предприятий, карточный бизнес остается для банков интересным и динамически развивается. Привлекательность карточного бизнеса для банков заключается в массовом использовании средств ДБО. Из-за этого каждый владелец карты посещает банковский офис в среднем не чаще двух раз в год, тогда как представитель одного работающего малого предприятия посещает банк в среднем 72 раза в год. За каждую платежную операцию и операцию снятия наличных с помощью платежных карт банки получают в несколько раз большие комиссии, чем за обслуживание счетов малых предприятий.

      Таким образом, расширение безналичных расчетов за счет малых предприятий в рамках традиционной модели обслуживания банкам не интересно и обернется существенным ростом убытков. Банкам необходимо переводить подавляющее большинство клиентов на дистанционное обслуживание и внедрять другие новации в технологии платежных систем. Стимулирование этих процессов возможно в рамках тарифной политики банков — необходимо существенно повысить тарифы за традиционное обслуживание и снизить за дистанционное и дополнительные услуги.

      Было  предложено установить комиссии за открытие и годовое обслуживание счета  юридического или физического лица на уровне минимум 5 дол. США. За традиционное обращение в банк для проведения платежа, получения выписки, сложных расчетов или разрешения конфликтных ситуаций — на уровне 2,5 дол. США. За выдачу небольших сумм наличных через банкоматы 0,5%, традиционным образом через кассу 1%, за взнос крупных сумм наличных 0.3°с. Такой уровень комиссий основывается в основном на тарифах карточных платежных систем и российских банков за расчеты в иностранной валюте.

      За  подключение и ежемесячное использование  средств ДБО предлагается брать  минимум 10 дол. США, на уровне минимальной  платы за мобильный телефон. Предлагается брать по 100 дол. США за выезд специалиста банка в офис клиента для установки или сервисного обслуживания программного обеспечения «банк-клиент» и его привязки к учетной программе, установки модуля электронной коммерции, подтвержденной электронной почты, интернет-трейдинга и других дополнительных услуг платежных систем. За месячное использование каждым таким программным модулем в отдельности предлагается брать также по 10 дол. США.

      При таких тарифах банки смогут в  совокупности за год получать за открытие счетов 206 млн.долл, за ведение счетов 413 млн дол, за традиционное физическое обслуживание клиентов 48 млн дол., за проведение расчетов в иностранной валюте 194 млн дол. За выдачу наличных через банкоматы через 3-5 лет можно получать 1350 млн дол. без учета инфляции в текущих ценах, за прием и выдачу наличных традиционным образом через кассы 855 млн дол. За подключение средств ДБО можно получать 20 млн дол. ежегодно, за использование средств ДБО 480 млн дол., за установку программного обеспечения в офисе клиента 62 млн дол., за использование программного обеспечения дополнительных услуг 225 млн дол.

      В совокупности прямые комиссионные доходы банков от расчетно-кассовых операций могут достигнуть 3 853 млн дол., что  в 3,2 раза больше соответствующего показателя за 2006 г., в 1,7 раза больше совокупных прямых комиссионных и косвенных процентных доходов за 2006 г. Доходы за расчетные операции будут почти полностью покрывать соответствующие издержки банков с учетом снижения традиционного физического обслуживания клиентов. Возросшие в 4 раза доходы по кассовым операциям позволят за 2-3 года проинвестировать и окупить вложения в модернизацию инфраструктуры, существенное увеличение количества банкоматов и POS-терминалов. Комиссии за дистанционное обслуживание и новые услуги в несколько раз превысят существующие затраты банков на IT-технологии, позволят ежегодно полностью обновлять программное обеспечение двух-трех средств ДБО или дополнительных услуг.

      Доходы  от расчетно-кассовых операций становятся сопоставимыми с доходами от кредитно-депозитных операций, интерес банков к предоставлению и технологическому совершенствованию этих операций существенно возрастает. Расчетный банковский бизнес станет наиболее прибыльным и привлекательным, как в свое время были спекуляции на валютном рынке, приватизация крупных промышленных предприятий или инвестиции в государственные ценные бумаги. Банки получат материальную основу для совершенствования технологий платежных систем, а именно — снижения издержек платежа до нескольких минут и нескольких рублей, перехода на массовое дистанционное обслуживание, расширения посредничества в работе клиентов на финансовых рынках, развития электронной коммерции клиентов, автоматизации их бухгалтерского учета и т.п. С учетом внедрения новых технологий платежных систем расчетно-кассовые услуги банков даже несмотря на существенный рост комиссий за традиционные операции, станут более востребованы со стороны клиентов, приведут к повышению эффективности российской экономики.

 

        Список использованных источников 

  1. Ануреев С.В. Рентабельность расчетно-кассовых операций коммерческих банков и пути ее повышения/С.В. Ануреев//Финансы и кредит. – 2007. - №13. – С. 25
  2. Курбатов А. А. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации/А.А. Курбатов // Хозяйство и право.- 2005.-№9.- С.3
  3. Слуцкий Л.Э. Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия/Л.Э. Слуцкий // Деньги и кредит. – 2005. - №10. - С. 24
  4. Суворов А.В. Клиент для банка или банк для клиента?/А.В. Суворов //Финансы и кредит. - 2005. - № 6. - С. 9
  5. Шуляк П.Н. Финансы предприятия [Текст]: учебник/П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 712 с.
  6. Козлова Е.П., Голанина Е.Н. Банк и клиент – юридическое лицо [Текст]: учебное пособие/Е.П. Козлова, Е.Н. Голанина. – М: Финансы и статистика, 2005. – 120 с.
  7. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки [Текст]: учебное пособие/Н.Г. Антонов. – М: Финстатинформ, 2005. – 380 с.
  8. Гражданский Кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 27.07.2006) // Консультант Плюс. Версия Проф
  9. О банках и банковском функционировании: Закон РФ от 03.02.1996, № 17-ФЗ (ред. от 03.05.2006) // Консультант Плюс. Версия Проф
  10. О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение Центрального Банка РФ от 12.04.2001 №2-П (ред. от 30.10.2002) // Консультант Плюс. Версия Проф
  11. О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации: Положение Центрального банка РФ от 09.10.2002 № 199 // Консультант Плюс. Версия Проф
  12. О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации: Положение Центрального банка РФ от 05.01.1998 № 14-П (ред. от 31.10.2002) //Консультант Плюс. Версия Проф
  13. Об открытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам): Инструкция Центрального банка РФ от 14.09.2006 №28-И // Консультант Плюс. Версия Проф
  14. Сайт банка России www.cbr.ru

 

       Приложение 1 

      Платежная система России (2002 г.) 

      Безналичные расчеты в Российской Федерации  осуществляются через платежную  систему Банка России и частные  платежные системы, которые представлены внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежными системами расчетных небанковских кредитных организаций, а также системами расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).

      Банк  России занимает особое место в платежной  системе России. Банк России, являясь  оператором собственной платежной  системы, координирует и регулирует расчетные отношения в России, осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, определяя основные положения их функционирования, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, а также организует наличное денежное обращение. Кроме того, Банк России разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности.

      К правовой базе регулирования платежной системы России относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, основными из которых являются Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", а также принятые в соответствии с ними нормативные акты Банка России. Отношения между Банком России и его клиентами, а также кредитными организациями и их клиентами регулируются договорами корреспондентского счета (субсчета) или банковского счета. Указанные документы служат правовой основой для функционирования и дальнейшего развития платежной системы России. Банк России информирует банковское сообщество и общественность о вносимых изменениях и дополнениях к нормативным актам, а также о принимаемых решениях в направлении технической модификации платежной системы России.

      Банк  России постоянно уделяет особое внимание совершенствованию и развитию нормативной базы, обеспечивающей функционирование платежной системы России. В 2002 году утверждена новая редакция Положения Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" № 2-П, в которой уточнен порядок расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом, а также дано определение окончательности и безотзывности платежей, которое позволит исключить финансовые риски участников и обеспечить еще более высокую степень надежности платежной системы. Банком России совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в 2002 году подготавливались нормативные документы по унификации расчетных документов, реализация которых позволит ускорить зачисление налоговых и других платежей в федеральный бюджет, бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, и их перечисление на финансирование расходов бюджетов. В целях совершенствования организации наличного денежного обращения и регулирования расчетов наличными деньгами в 2002 году Банком России совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам давались разъяснения, касающиеся установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

      Структура платежной системы России приведена  на рисунке 1.

        

      Каждой  кредитной организации для осуществления  расчетов через платежную систему  Банка России в обязательном порядке  открывается корреспондентский  счет в учреждении Банка России. Кредитная организация вправе открыть корреспондентский субсчет в учреждении Банка России своему филиалу, за исключением филиалов, обслуживающихся в одном учреждении Банка России с головной кредитной организацией или другим филиалом кредитной организации. В этом случае расчетные операции осуществляются через корреспондентский счет головной кредитной организации или корреспондентский субсчет другого филиала кредитной организации, открытые в Банке России. Кредитные организации и их филиалы, которым открыты корреспондентские счета (субсчета) в Банке России, являются клиентами Банка России. Многофилиальные кредитные организации для осуществления расчетов между филиалами открывают счета межфилиальных расчетов. Межбанковские расчеты между кредитными организациями совершаются через корреспондентские счета, открываемые друг у друга. В расчетных небанковских кредитных организациях участниками расчетов являются как кредитные организации, так и юридические лица, не являющиеся кредитными организациями. Клиентам - юридическим и физическим лицам - для осуществления безналичных расчетов открываются счета в кредитных организациях, а в отдельных случаях, установленных законодательством, юридическим лицам открываются счета в учреждениях Банка России.

      Участниками платежной системы России являлись 11721 учреждения Банка России, 1331 кредитная организация, в том числе 41 расчетная небанковская кредитная организация, 3326 филиалов кредитных организаций. Кроме того, расчетное обслуживание клиентов осуществляли 6387 дополнительных офисов кредитных организаций.

      Участниками платежной системы России открыто клиентам (резидентам и нерезидентам) 271,4 млн. банковских счетов в валюте Российской Федерации, в том числе юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, - 4,2 млн. счетов (1,6%), физическим лицам - 267,2 млн. счетов (98,4%), из которых большинство счетов - 90,1% - в Сберегательном банке Российской Федерации. Количество банковских счетов в расчете на одного жителя в среднем по России составило 1,9 счета.

      В среднем по Российской Федерации  количество жителей, приходящихся на одного участника платежной системы России, составило 24,7 тысячи человек, а количество юридических лиц - 660. В то же время, с учетом дополнительных офисов, открытых кредитными организациями (филиалами), данные показатели соответственно составили 11,8 тысяч жителей и 315 юридических лиц.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками