Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:07, реферат
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности.
Прежде всего это связано с тем, что его осуществление, в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка, — это тот критерий, по которому, согласно Федеральному Закону «О банках и банковской деятельности», банк отличается от небанковской кредитной организации.
Введение
1 Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
1.1. Расчетные счета предприятий и организаций в банке, порядок их открытия и проведения операций
1.2 Расчеты платежными поручениями
1.3 Расчеты по инкассо
1.4 Расчеты по аккредитиву
1.5 Расчеты чеками
1.6 Иные формы безналичных расчетов
1.7 Кассовое обслуживание клиентов
2 Рентабельность расчетно-кассовых операций коммерческих банков
2.1 Определение общей доходности расчетно-кассовых операций коммерческих банков
2.2 Определение структуры активов и пассивов
2.3 Оценка значимости остатков для счетов с различной величиной оборота
2.4 Распределение годового комиссионного дохода между различными видами услуг
2.5 Оценка издержек банков на проведение расчетно-кассовых операций
2.6 Анализ доходности и прибыльности карточных операций коммерческих
Банков
2.7 Анализ операций выдачи наличных и эквайринга
3 Пути повышения рентабельности расчетно-кассовых операций
3.1 Моделирование тарифов на комиссии за открытие и ведение счета
3.2 Определение приемлемых тарифов комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов
3.3 Определение уровня комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги
Заключение
Список использованных источников
Крупные
и средние предприятия, счета
которых составляют всего 6% от общего
количества работающих счетов, приносят
банкам 75%дополнительного
2.4
Распределение годового комиссионного
дохода между различными видами услуг
Блок расчетно-кассовых операций банков достаточно разнообразен. Существует деление на кассовые и расчетные операции, на операции по проведению международных расчетов и расчетов в рублях, проведение сложных видов расчетов, например, аккредитивы или инкассо, расчетов предприятий и физических лиц. Кассовые операции включают услуги инкассации, выдачи и приема наличных, контрольного пересчета. Помимо этого, существуют менее распространенные операции, например, депозитарные, ответственного хранения и т.п.
Для каждого из этих видов onepаций существует своя экономика банка, своя доходность и прибыльность.
К сожалению, данные Банка России из Бюллетеня банковской статистики или из отчетности банков из справочника кредитных организаций с сайта Банка России не позволяют детально распределить 38 млрд руб. годового комиссионного дохода между различными видами услуг. Для этого необходимо провести выборочный анализ управленческой отчетности нескольких десятков банков или по крайней мере расшифровки доходов и расходов по символам формы №102. Столь подробная информация имеется лишь по двум банкам из двадцати крупнейших по величине активов. Анализ данных по этим двум банкам показал примерно следующее распределение доходов по основным видам расчетно-кассовых операций (табл. 5).
Рассчитаем средние показатели доходности расчетного обслуживания различных видов счетов. В конце 2005 г. российские банки обслуживали 2,6 млн работающих расчетных счетов предприятий, около 156 тыс. работающих текущих валютных счетов и 10,5 млн карточек. Таким образом, один расчетный счет предприятия приносил банкам доход в среднем 130 дол. США в год, один валютный счет предприятия — 1 244 дол. США и карточный счет - 16 дол. США.
Сравним доходность обслуживания различных видов счетов. Один валютный счет предприятия приносит коммерческим банкам в 9 раз больше дохода, чем один рублевый, а один рублевый счет предприятия — в 8 раз больше, чем один карточный.
Сравнение доходности рублевых счетов предприятий и карточных счетов населения еще более интересно, если взглянуть на них с точки зрения стремительного роста карточного бизнеса. Несмотря на существенно меньшую доходность одного карточного счета, банки считают карточный бизнес более интересным и доходным. Это указывает на необходимость детального анализа доходности и прибыльности карточных программ банков.
Сравнение
доходности международных и
Международными расчетами пользуются в основном крупные предприятия, доходность этих операций высоко концентрирована в расчете на один счет. Это наводит на размышление об аналогичной концентрации расчетных операций в рублях и концентрации соответствующих доходов. Поэтому можно предположить, что 6% владельцев счетов с большим оборотом платят банкам за расчеты в рублях комиссии, сопоставимые с комиссиями при международных расчетах.
Концентрация 75% оборота и остатка на 6% крупных счетов говорит в пользу этой гипотезы. По статистическим данным Банка России в среднем на один расчетный счет предприятия приходится шесть рублевых платежей в месяц. Крупные предприятия, очевидно, проводят столько же или намного больше платежей ежедневно. Поэтому предположение о концентрации до половины доходов от расчетных операций в рублях на 6% счетов представляется верным.
Рассчитаем среднюю доходность расчетного счета крупного и малого предприятий. Крупное предприятие платит банку по 1 244 дол. США в год за обслуживание одного расчетного счета. Такие комиссионные, например, складываются за ведение счета по 300 руб. в квартал плюс за проведение 30 платежей ежедневно по 5 руб., а это для крупного предприятия реально.
Предположим, что крупные предприятия за рублевые расчеты платят 15 совокупности на уровне оплаты расчетов в иностранной валюте. Тогда получается, что за 156 тыс. расчетных счетов с большим оборотом коммерческие банки получают 194 млн дол. США. За обслуживание 2,45 млн счетов с небольшим оборотом они имеют всего 143 млн дол. США и в среднем 58 дол. США в год за один счет.
Расширение безналичных расчетов ожидается в основном за счет малых предприятий и среднего класса, имеющих небольшой оборот по счетам и оплачивающих услуги банков из расчета 58 дол. США в год. Кроме того, банк зарабатывает дополнительно на каждом таком счете 64 дол. США процентного дохода от размещения его остатков. В совокупности он получает 122 дол. США в год.
Для большинства малых предприятий и состоятельных граждан, на которых в первую очередь должны ориентироваться банки и платежные системы в своих планах по существенному расширению безналичных расчетов, 71 дол. США в год достаточно ощутимая величина, не говоря уже о комиссионных на уровне международных расчетов.
Плата
за расчеты в рублях на уровне 122
дол. США в год или 10 дол. США
в месяц примерно соответствует
размеру оплаты услуг мобильной
связи со стороны обычных не самых
состоятельных физических лиц. Оплата
услуг мобильной связи в таких размерах
не является для массового клиента препятствием
к использованию этих услуг. Это вселяет
надежду в возможность массовой востребованности
платежных услуг, в том числе использования
различных средств ДБО с таким же уровнем
оплаты.
2.5
Оценка издержек банков на проведение
расчетно-кассовых операций
Для понимания заинтересованности банков в расширении безналичных расчетов недостаточно только анализа доходов. Необходимо оценить издержки банков на проведение расчетно-кассовых операций.
Коммерческие банки обычно создают специализированные дополнительные офисы - одни из них обслуживают крупные и средние предприятия, другие - предприятия с небольшими оборотами и остатками. Предположим, рассмотренный выше условный дополнительный офис обслуживает только небольшие предприятия. В таком случае дополнительные издержки будут несколько меньше. Он будет располагаться в более дешевом офисе, в котором работает меньше работников, и заработная плата руководителей будет меньше. Из расчета исключим издержки операционистов по обслуживанию операций с пластиковыми картами. Издержки обычного дополнительного офиса по обслуживанию расчетных счетов небольших предприятий составят около 75 тыс. дол. США в год, или 6200 тыс. дол. США в месяц.
Анализ данных управленческой отчетности двух банков, на основе которой ранее распределялись доходы по основным блокам расчетно-кассовых операций, показал, что содержание одного рядового дополнительного офиса обходится банкам в 10—12 тыс. дол. США/мес. с учетом того, что дополнительный офис обслуживает и предприятия, и население примерно с равным распределением сотрудников по этим двум направлениям.
Затраты на ведение одного счета с небольшим оборотом и остатком составят 322 дол. США в год (75 тыс. дол. США / 233 счета). Напомним, что обслуживание такого счета дает банку 122 дол. США в год прямого комиссионного дохода и косвенного процентного дохода. Следовательно, обслуживание одного счета малого предприятия приносит коммерческим банкам убыток в размере 200 дол. США в год. Этот убыток покрывается за счет процентного дохода от ведения счетов крупных предприятий.
Крупные предприятия, отдавая банкам в среднем 1 244 дол. США в год за обслуживание одного счета, могут позволить себе платить еще 300—500 дол. США за использование средств дистанционного доступа. Малые предприятия, выплачивая банкам комиссий в среднем по 64 дол. США в год, такие дополнительные расходы нести не готовы. Активное использование средств дистанционного доступа крупными предприятиями делает издержки обслуживания их счетов в несколько раз, но не на порядок, больше, чем издержки обслуживания счетов малых предприятий. Факт такого различия учитывался в примере условного дополнительного офиса. Вместе с тем доходы от обслуживания одного счета крупного предприятия, наоборот, на порядок, а не в несколько раз, превышают доходы от обслуживания счета малого предприятия.
Получается,
что банки зарабатывают прибыль
только на обслуживании счетов крупных
предприятий, а большое количество
счетов малых предприятий приносит
им убытки. При такой экономике платежного
бизнеса нельзя рассчитывать на проявление
интереса банков к существенному расширению
безналичных расчетов, у банков не будет
источников средств на инвестиции в совершенствование
технологий платежных систем. Тем более
что расширение безналичных расчетов
ожидается именно за счет операций малых
предприятий, предпринимателей и состоятельных
граждан, т. е. за счет увеличения количества
счетов с небольшими оборотами и остатками,
которые являются убыточными.
2.6
Анализ доходности и прибыльности карточных
операций коммерческих банков
Проанализируем доходность и прибыльность карточных операций коммерческих банков. По данным табл. 5 банки получают от карточных программ 168 млн дол. США. Основными статьями доходов карточных программ являются комиссии за выпуск и годовое обслуживание, выдачу наличных и проведение расчетов. Распределение общего дохода по этим статьям проведено на основе следующих факторов. 95% эмитированных в нашей стране карт — простые и наиболее дешевые, комиссия за выпуск и годовое обслуживание которых составляет 5 дол. США. 93% оборота и транзакций по этим картам занимают операции выдачи наличных, преимущественно в банкоматах эмитента, в среднем за 0,3% суммы с учетом преобладания выдач в рамках зарплатных проектов. Только в 7% операций они используются в качестве платежного инструмента.
В 2006 г. банки выпустили 4,2 млн карт, за что получили также по 5 дол. США, в сумме это составило 73,5 млн дол. США. Посредством карт было получено 669 млрд руб. наличных, и банки заработали 64 млн дол. США. За этот период было проведено 52 млн платежных транзакций по 1,25 дол. США за каждую, что в сумме дало банкам 65 млн дол. США. Если сложить полученные результаты, то получится немного больше общей суммы доходов по карточным программам. Небольшое расхождение объясняется тем, что банки выпустили около 5% дорогих карт, а в расчете учитывались только дешевые. Наибольшая часть операций по снятию наличных проводилась в банкоматах эмитентов, и за это банки получали минимальные комиссии. Точно также существенная часть транзакций проводилась в банках-эмитентах, и такие транзакции стоили клиентам меньше 2,5 дол. США, как декларируют западные платежные системы, и меньше 0,8 дол. США, как в среднем в российской системе. При более детальном рассмотрении можно выявить и другие факторы, уточнить их величину. Однако структура доходов в целом будет такой же, как в приведенном выше условном примере.
Проанализируем издержки банка на эмиссию и годовое обслуживание карт. При расчетах будем учитывать, что в среднем один дополнительный офис в 2006 г. эмитировал 400 карт и обслуживал около 1000 карт. Определим критичность загрузки операциониста дополнительного офиса. Разделим количество карт на число рабочих дней и получим, что ежедневно один операционист дополнительного офиса должен обработать 1,6 новой карты и 4 действующих. Эмиссия карт включает несколько процедур - принятие заявки, се направление в центральный офис, получение оттуда карты и выдачу карты. Обслуживание карты предполагает физическое общение с клиентом как минимум 4 раза в год, необходимое для обработки спорных транзакций, взноса наличных, разблокировки карт и т.п. Следовательно, ежедневно операционист должен провести около 23 действий с картами, или 3 действия в час, что вполне реально.
Следовательно, доходы от эмиссии и годового обслуживания карт покрывают только расходы на содержание операциониста и обслуживающих сотрудников дополнительного офиса, а на содержание специалиста центрального карточного подразделения банка их не хватает.
На практике 95% эмитируемых карт - это самые простые и дешевые карты для зарплатных проектов крупных предприятий. Оформление документов и изготовление карты при партии в несколько сотен штук требует существен но меньших затрат труда, чем эмиссия единичных карт. Эмиссия карт по-прежнему будет требовать участия двух условных сотрудников банка, и производительность их труда возрастет в 2—3 раза. Владельцы зарплатных карт практически не посещают офис банка в течение года, и банк не несет затраты на годовое обслуживание их карт. Однако крупные предприятия и их зарплатные проекты обслуживаются в VIP дополнительных офисах, издержки которых в 2 раза больше, чем издержки обычных дополнительных офисов.
Следовательно, затраты труда на обслуживание зарплатных карт снижаются в 3 раза, а издержки на содержание персонала увеличиваются в 2 раза. Издержки на эмиссию или обслуживание одной простой зарплатной карты составляют 5,5 дол. США в год и лишь не намного превышают соответствующие комиссии.
Эти
выводы подтверждаются тем фактом,
что практически все банки—
Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками