Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:20, дипломная работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть существующую систему безналичных расчетов при расчетно-кассовом обслуживании юридических лиц коммерческими банками, операции с наличными денежными средствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
1.1. Договор на расчетно-кассовое обслуживание.
1.2. Кассовые операции.
1.3. Безналичные расчеты.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
1. Анализ кассовых операций.
2. Анализ клиентской базы.
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТНО – КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ БАНКА АКФ.

Работа состоит из  1 файл

дипломРКОс анализом.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

    Выдача  наличных денег организациям с их банковских счетов производится по денежным чекам. Для получения наличных денег клиент предъявляет денежный чек операционному работнику. После соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления его в кассу.

    Совершение  операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно денежный чек и объявление на взнос  наличными, не допускается.

    Клиент  имеет право по своему желанию  пересчитать в банке полученные деньги полистно. Доставка денег в  помещение для пересчета клиентами  и пересчет осуществляются в присутствии  одного из работников кассового подразделения  банка. На выявленные в результате пересчета недостачу или излишек денег составляется акт 0402145.

    Банк  может производить предварительную  подготовку денежной наличности по заявкам  клиентов на основании денежных чеков, полученных от клиентов операционными  работниками накануне дня выдачи. Контрольная марка от чека остается у клиента.

    Накануне  доставки наличных денег организация  предъявляет операционному работнику  кредитной организации денежный чек. Контрольная марка от чека остается у клиента. Подготовку денежной наличности для доставки клиентам производит заведующий кассой.

    Подготовленная  отдельно по каждому документу денежная наличность вкладывается в сумку, которая снабжается ярлыком и пломбируется заведующим кассой или кассовым работником, упаковавшим сумку. На ярлыке проставляются наименование организации, дата упаковки, сумма вложенных денег, подпись и именной штамп заведующего кассой.

    Заведующий  кассой выдает инкассаторам подготовленные для доставки клиентам наличные деньги и денежный чек.

    В организации прием доставленных денег производится кассиром или комиссией уполномоченных лиц, назначаемой письменным распоряжением руководителя организации. В состав комиссии включается кассир организации.

    Кассир  организации проверяет целость  упаковки сумки с денежной наличностью, сверяет соответствие оттиска пломбира на пломбе к сумке имеющемуся образцу и принимает полные и неполные пачки банкнот – полистным пересчетом, мешки с монетой – по надписям на ярлыках. После этого сверяет сумму принятых денег с суммой, указанной в денежном чеке, расписывается на денежном чеке и заполняет явочную карточку, в которой проставляется номер сумки, время приема и сумма принятой наличности.

    При предъявлении инкассаторами сумки  в нарушенной упаковке составляется акт в трех экземплярах и подписывается всеми лицами, присутствовавшими при приеме денег. Первый экземпляр акта передается кредитной организации, второй – подразделению инкассации, третий – остается в организации.

    Оформленный денежный чек инкассаторы передают операционному работнику банка  для записи в кассовом журнале по расходу и отражения по счетам бухгалтерского учета. Денежный чек и расходный кассовый ордер (в качестве приложения к денежному чеку) передаются заведующему кассой для помещения в кассовые документы.

     Операции  по доставке и инкассации денег и  других ценностей производятся бригадами  инкассаторов. Количественный состав бригады инкассаторов определяется в зависимости от объема работы и сложности выполнения указанных операций. Один из членов бригады назначается старшим бригады. При инкассации ценностей другой инкассатор назначается инкассатором сборщиком. В подразделении инкассации банка для работы с клиентами ведется список организаций обслуживаемых инкассаторами банка.

     Организации предоставляют в подразделение  инкассации образцы оттисков пломбиров, которыми будут опломбированы сумки. Оттиск пломбы содержит номер и сокращенное  наименование организации или ее фирменный знак. Все экземпляры образцов оттисков пломбиров заверяются пломбиром руководителя подразделения инкассации путем наложения пломбы банка на шпагат ниже пломбы клиента. Один экземпляр заверенного образца пломбы передается организации для предъявления инкассаторам при получении ими сумок с ценностями, второй экземпляр – в кассовое подразделение банка для осуществления контроля при приеме денег от инкассаторов.

     На  каждую организацию для инкассации рублевой денежной наличности ежемесячно выписывается явочная карточка с присвоением ей номера, указанного в списке. Для инкассации наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте используется явочная карточка с надписью «Валютная». Количество сумок, выдаваемых организации, определяется объемом инкассируемой выручки. На каждой сумке проставляется номер. Сумки, используемые для инкассации иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, имеют надпись «Валюта» или другие отличительные знаки и символы. Кассир организации к каждой сдаваемой инкассаторам сумке с рублевой денежной наличностью выписывает препроводительную ведомость.

     Первый  экземпляр препроводительной ведомости  вкладывается в сумку, второй – накладная к сумке – передается инкассатору при получении им сумки, третий – копия препроводительной ведомости – остается у клиента.

     Сумка с денежной наличностью пломбируется кассиром организации таким образом, чтобы предотвратить ее вскрытие.

     Перед получение ценностей инкассатор – сборщик предъявляет кассиру  организации служебное удостоверение, доверенность на получение ценностей, явочную карточку и порожнюю сумку. Кассир организации предъявляет образец оттисков пломбиров, сумку с ценностями и два экземпляра препроводительной ведомости.

     Инкассатор  – сборщик принимает сумку  с ценностями с проверкой целости упаковки, наличия целых и четких оттисков пломб, соответствия их имеющемуся образцу, проверяет правильность заполнения препроводительной ведомости и передает кассиру организации порожнюю сумку и явочную карточку для заполнения. Затем инкассатор проверяет соответствие суммы, указанной в явочной карточке кассиром, суммам в накладной и копии препроводительной ведомости, сумм цифрами и прописью, номера сумки, указанного в явочной карточке и сопроводительных документах, номер принимаемой сумки, после чего на копии препроводительной ведомости расписывается, ставит печать и дату приема сумки.

     В случае выявления нарушения целости  сумки или неправильного оформления сопроводительных документов прием  ценностей прекращается. В присутствии  инкассатора устраняются лишь ошибки и дефекты, исправление которых не нарушает графика работы инкассаторов.

     В остальных случаях прием ценностей  в организации осуществляется повторным  заездом в удобное для бригады  инкассаторов время, о чем делается соответствующая запись в явочной карточке. В случае отказа от сдачи денежной наличности кассир организации делает запись в явочной карточке «Отказ» и заверяет ее своей подписью.

 

     1.3. Порядок безналичных  расчетов с юридическими  лицами.

     Основу  проведения безналичных расчетов составляет расчетно-денежная документация. Конкретное применение тех или иных документов определяется формой безналичных расчетов. Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов. Порядок их оформления регламентирует Положение о безналичных расчетах в РФ, которое предусматривает единый документооборот в банке. При безналичных расчетах применяются формы, основанные на следующих основных расчетных документах:

  • инкассо;
  • платежные поручения;
  • платежные требования – поручения;
  • чеки;
  • аккредитивы.

     Безналичные расчеты могут быть также организованы с использованием векселя и пластиковой  карточки.

     Помимо  форм расчетов можно говорить о способах и видах платежа. Выделяют следующие  способы платежа:

  • перечисление денежных средств расчетных и других счетов плательщиков на счета получателей;
  • зачет взаимных требований плательщиков и получателей с перечислением на соответствующие счета участников лишь незачтенной суммы;
  • гарантированный платеж получателя, который может осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без такового.

     По  видам выделяют следующие платежи:

    • полной суммой;
    • частями;
    • по сальдо взаимных требований.

Можно в Приложении сделать примеры.

     Платежное поручение представляет собой поручение  юридического лица обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы денег со своего счета. Плательщик представляет в банк поручение на бланке установленной формы. Платежное поручение принимается от владельца счета только при наличии средств на его счете. Если в условиях договора предусмотрен овердрафт, то платежные поручения принимаются в пределах установленного размера дебетового сальдо. При равномерных и постоянных поставках между поставщиком и покупателем расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании соглашений с использованием в расчетах платежных поручений. Схема расчетов платежным поручением и используемые при этом проводки показаны на рис. 1.

     С применением указанной формы  расчетов плательщик на основании надлежаще  исполненного получателем средств основного обязательства (предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг) заполняет платежное поручение о перечислении определенной денежной суммы и направляет его в обслуживающий банк, который производит списание указанных средств со счета плательщика, и на основании которого обслуживающим получателя банком производится зачисление данной суммы на счет своего клиента.

     Платежными  поручениями могут производиться:

  • перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • перечисления денежных средств с целью возврата (размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;

     Использование платежных поручений означает, что банк берет на себя обязанность по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, закрепленный законом и в соответствии с ним.

     Использование в качестве формы расчетов платежных  поручений наиболее соответствует  интересам плательщика. Платежные  поручения используются во всех случаях, когда условиями договора предусмотрена  предоплата. Вместе с тем действующее  законодательство не запрещает проведения расчетов

 

     

 

     

     

     

     

 
 
 
 

     Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями.

 

     1 – покупатель представляет в  банк платежное поручение в  4 экземплярах и получает назад  четвертый экземпляр в качестве  расписки банка;

     2 - банк покупателя на основании первого экземпляра платежного поручения списывает денежные средства с расчетного счета покупателя;

     3 – банк покупателя направляет  в банк продавца два экземпляра  платежного поручения;

     4 – банк продавца, используя второй  экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на расчетный счет продавца;

     5 – банки выдают своим клиентам  выписки с расчетных счетов.

 

     Счета бухгалтерского учета:

     30109 – корреспондентские счета кредитных  организаций – корреспондентов;

     30110 – корреспондентские счета в кредитных организациях – корреспондентов;

     40702 – коммерческие предприятия.

 
 

после отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Преимуществом данной формы служит также и то, что простая схема  осуществления расчетов в соответствии с ее требованиями предполагает высокую скорость производства платежа.

      Платежное поручение выполняется на бланке формы №0401060 Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93 (класс  «Унифицированная система банковской документации»). В число обязательных реквизитов платежного поручения включаются следующие: идентификационные номера налогоплательщика самого плательщика и получателя средств, наименования и номера счета в кредитной организации; наименования и местонахождение кредитных организаций, их банковские идентификационные коды и номера счетов для проведения расчетных операций.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками