Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:20, дипломная работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть существующую систему безналичных расчетов при расчетно-кассовом обслуживании юридических лиц коммерческими банками, операции с наличными денежными средствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
1.1. Договор на расчетно-кассовое обслуживание.
1.2. Кассовые операции.
1.3. Безналичные расчеты.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
1. Анализ кассовых операций.
2. Анализ клиентской базы.
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТНО – КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ БАНКА АКФ.

Работа состоит из  1 файл

дипломРКОс анализом.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)
"justify">     где Д - доходность.

     Более результативен расчет доходности в  абсолютном выражении, то есть на основе расчетных ставок привлечения, размещения и эффективности проводимых операций производится калькуляция доходов  от обслуживания каждого клиента  с последующей ранжировкой клиентской базы:

     Дклиента = Комиссия по расчетному обслуживанию +

              + Привлечение до востребования и срочное привлечение * ставка привлечения банка +

             + Доходы по кассовому обслуживанию +

              + Прочие доходы -

               - Остатки по кассовым операциям * ставка размещения банка

     Полученная  информация является базой для дальнейшего  анализа. Часть результатов здесь  легко прогнозируема: как правило, 10%-20% клиентов дает 90%-80% доходов и  остатков по счетам. Тем не менее, важна степень концентрации 80% средств - у трех клиентов или у большего количества. В первом случае банк может потерять устойчивость при уходе крупного клиента, что рано или поздно происходит в условиях жесткой конкуренции. Как следствие, общим стремлением универсальных коммерческих банков является максимальная диверсификация клиентской базы. При определенном уровне "насыщения" клиентами банк может принять меры по отсечению мелких и невыгодных клиентов путем повышения платы за открытие счета, изменения тарифов и т. п.

     Определение наиболее выгодных клиентов также выявляет нишу, занимаемую банком на рынке, возможные перспективы для развития клиентской базы и выявляет ситуации, в которых тарифы и условия обслуживания непривлекательны для доходной клиентуры.

     Далее анализ развивается по следующим направлениям:

 

      1) Структура клиентской базы по отраслям деятельности:

    • промышленное производство;
    • оптовая, розничная торговля;
    • строительство и т. д.
 
    1. Структура клиентской базы по формам собственности:
    • государственная;
    • акционерная;
    • смешанная;
    • совместные предприятия;
    • частные предприятия.
 

     3) Динамика изменения клиентской базы:

    • относительный и абсолютный прирост количества открытых счетов за период;
    • привлечение и движение средств по этим счетам;
    • количество неработающих и активно работающих счетов, динамика развития вновь открытых счетов;
    • наличие стабильного роста оборотов или проведение нескольких сделок.
 

     4) Проведение социологического опроса среди клиентов.

     На  третьем уровне анализ клиентской базы приобретает более широкий характер: рентабельность, ликвидность и другие условия ведения бизнеса в разных отраслях экономики, экономическая политика государства в отношении этих отраслей, ведение службой безопасности банка баз данных "ненадежных" клиентов, отслеживание, анализ и работа с клиентской базой банков-конкурентов. На основе такого подхода возможно предсказать и принять соответствующие меры при кризисных процессах: падении ликвидности товарных рынков с последующим ростом клиентских банкротств и невозвратов банковских кредитов, падение оборотов по счетам, кризис неплатежей и др.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТНО – КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ БАНКА  АКФ.
 
 
 

    3.1. Анализ расчетно-кассовых операций.

     Из  комиссионных доходов доходы по кассовым операциям являются наиболее высокими по уровню и стабильности поступлений, эти операции отличаются также низким уровнем риска. Основным источником доходов кассовых операций является обслуживание клиентов – юридических и физических лиц – прием, выдача наличных средств с расчетных и текущих счетов, по дорожным чекам.

Сводный аналитический  баланс по кассовым операциям приведен в таблице 3.

 

                                                            Таблица 3.

Сводный аналитический  баланс по кассовым операциям.

Актив Тыс. руб. Пассив Тыс. руб.
«Касса КБ» сч. №   «Инкассация денежных средств клиентов» сч.№  
«Прочие денежные средства» сч.№      
«Инкассация денежных средств клиентов» сч.№      
Расходы   Доходы  
Расходы по кассовому обслуживанию 127 Доходы по дорожным и банковским чекам 67
Расходы по деятельности 432 Доходы по кассовому  обслуживанию 2 345
    Доходы по инкассации 235
    Прибыль 2 088
 

     Расчетное обслуживание и прием депозитов от юридических лиц является важнейшей функцией, выполняемой банковской системой. Результаты анализа приведены в таблице 4.

                                                                 Таблица 4.

     Сводный аналитический баланс по расчетному обслуживанию.

Актив Тыс. руб. Пассив Тыс. руб.
    «Расчетные счета  в рублях юридических лиц» сч. 40602, 40701, 40702, 40703, 40802, 40807, 41107 14 990
    «Аккредитивы», сч.  40901, 40902  
    «Расчетные чековые  книжки» сч.40903  
    «Акцептованные поручения  и расчетные чеки»   
    «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности» 40502 34
    Депозиты юридических  лиц, сч. 42005 0,5
Расходы   Доходы  
Расходы по расчетным, текущим счетам 2 192 Доходы за оформление паспорта сделки 123
Расходы по депозитам юридических лиц 6 504 За обслуживание по системе «Банк – Клиент» 35
Процентный  расход по векселям 1 380 По инкассо 342
Расход  по уплате налога по приобретенным  векселям 122 Комиссия за перевод 7 780
Расходы по дисконтным векселям 380 За открытие счета 23
Расходы по векселям, принятым на инкассо 430 По чековым книжкам 55
Расходы по деятельности 2 245 Комиссия по аккредитивам 436
    Процентные доходы, 19% 14 742
    Проведение расследований  по поручению клиентов 30
    Прибыль 10 284

     

     Анализ  таблицы 4 показывает, что комиссионные доходы по расчетному обслуживанию клиентов – юридических лиц состоят из восьми основных статей. Отсутствуют доходы по консультационным услугам, по трастовому управлению периодическими платежами и управлению свободными средствами клиентов.

 
 

     3.2. Анализ состояния клиентской базы банка «АКФ».

     Анализ  информации, полученной в ходе опроса предприятий о спросе на банковские услуги в 4 квартале 2003 года, свидетельствует  о том, что предприятия, расположенные на территории Архангельской области, в основном пользуются услугами региональных кредитных организаций и филиалов кредитных организаций других регионов, функционирующих на территории области. Наиболее востребованными остаются традиционные банковские услуги – расчетно-кассовое обслуживание и кредитование.

     Так в структуре привлеченных ресурсов по состоянию на 01.01.2004 лидируют депозиты юридических лиц. Удельный вес этого  источника в объеме привлеченных средств составил на конец года 92,1%. В 2003 г. существенно возрос объем расчетных операций (в 4 раза по сравнению с 2002 г.).

     Значительно увеличились остатки по счетам юридических лиц (на 01.01.2004 г. сумма остатков на указанных счетах составила 39,2 млн. руб., что превышает данный показатель прошлого года в 3,4 раза), активное развитие получили кассовые операции (доходы по кассовым операциям в 2,8 раза превысили аналогичные прошлого года, достигнув 167 тыс. руб).

     Количество  обслуживаемых юридических лиц  на 1 апреля 2004 г. составляет 210, увеличившись за квартал на 9 %.

     Увеличилось количество наиболее доходных клиентов (согласно методике расчета доходности в абсолютном выражении, приведенной в главе 2) по сравнению с 2002 г. на 35 %. Также возросла доля клиентов, приносящих большую часть доходов банку (80 – 90 % доходов) с 13% до 34,5 %, что увеличивает устойчивость банка при потере какого-то крупного клиента.

     За 2003 г. объем безналичного оборота по сравнению с предыдущим годом увеличился на 20,9 % по количеству и на 23,8 % по сумме платежей. По способу осуществления безналичных платежей преобладали электронные расчеты: 93,3 % от общего количества и 90,7% от общей суммы платежей направлено электронным способом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

  В механизме функционирования кредитной системы государства большая роль принадлежит коммерческим банкам. Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала.

     Коммерческие  банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая расчетно-кассовое обслуживание. Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Коммерческие банки, выступая в качестве посредника в платежах, осуществляют расчеты по поручению клиента, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выплат.

     Аккумулируемые  банком свободные денежные средства юридических лиц приносят их владельцу доходы в виде процента и создают базу для проведения ссудных операций.

     Условия жесткой конкурентной борьбы ставят требования по высокому качеству предоставляемых банками услуг при одновременном поддержании низкого уровня тарифов. Следовательно, одной из основных задач банковского менеджмента является оптимизация внутреннего функционирования и снижение себестоимости деятельности подразделений, работающих с клиентами.  Метод анализа, изложенный в данной работе, может в значительной степени способствовать решению этой задачи.

 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

     Немчинов  В.К. Учет и операционная техника  в банках: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 312 с.

     Садвакасов  К.К. Коммерческие банки. Управленческий анализ деятельности. Планирование и  контроль. – М.: Издательство «Ось – 89», 1998 г. – 160 с.

     Букато  В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки  и банковские опреации в России. – 2 – е изд., перераб. И доп./Под ред. М.Х. Лапидуса. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368 с.

     Виноградова Т.Н. Банковские операции: Учебное пособие. – Ростов на Дону: «Феникс», 2001. – 384 с.

     Дихтяр  В.И. Банковские услуги предприятию. Базовые  операции: Учебное пособие. – М.: Изд – во/РУДН, 2001. – 111 с.

     Безналичные расчеты в РФ. – М.: Современная  экономика и право, 2003. – 112 с.

     Буянов  В.П., Алексеева Д.Г. Анализ нормативного обеспечения банковских расчетов./ В.П. Буянов, Д.Г. Алексеева. – М.: Экзамен, 2002. – 320 с.

     Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в  России.: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 416 с.: ил.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками