Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:20, дипломная работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть существующую систему безналичных расчетов при расчетно-кассовом обслуживании юридических лиц коммерческими банками, операции с наличными денежными средствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
1.1. Договор на расчетно-кассовое обслуживание.
1.2. Кассовые операции.
1.3. Безналичные расчеты.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
1. Анализ кассовых операций.
2. Анализ клиентской базы.
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТНО – КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ БАНКА АКФ.

Работа состоит из  1 файл

дипломРКОс анализом.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. Схема расчета покрытым аккредитивом.

     1 – представление покупателем  заявления на аккредитив;

     2 – списание средств с расчетного  счета покупателя;

     3 – помещение аккредитива на внебалансовый счет 90907;

     4 – извещение банка продавца  об открытии аккредитива;

     5 – депонирование в банке продавца  средств, поступивших по аккредитиву;

     6 – извещение продавца об открытии  аккредитива;

     7 – отгрузка продукции продавцом;

     8 – передача реестра счетов  и товарно-сопроводительных документов  в банк продавца;

     9 – зачисление денежных средств на расчетный счет продавца;

     10 – извещение банка покупателя  об оплате, передача реестра счетов  и товарно-сопроводительных документов;

     11 – списание аккредитива с внебалансового счета;

     12 – передача покупателю товарно-транспортных документов, оплаченных аккредитивом.

 

     Счета бухгалтерского учета:

     30109 – корреспондентские счета кредитных  организаций – корреспондентов;

     30110 – корреспондентские счета в  кредитных организациях – корреспондентах;

     40702 – коммерческие предприятия;

     40901 – аккредитивы к оплате;

     90907 – выставленные аккредитивы для  расчета с резидентами;

     99999 – счет для корреспонденции  с активными счетами при двойной  записи.

 

      Отзывной  аккредитив может быть изменен или  аннулирован банком-эмитентом без  предварительного согласования с поставщиком.

      Безотзывной аккредитив не может быть изменен  или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он был  открыт.

      Поставщик может досрочно отказаться от использования  аккредитива, если это предусмотрено  условиями аккредитива. Аккредитив может быть предназначен для использования только одним поставщиком. Аккредитив может быть предоставлен на срок до 15 дней. Для продления срока действия аккредитива банк – эмитент должен предоставить в банк – исполнитель заявление на продление срока действия аккредитива. Для получения средств по аккредитиву поставщик должен предоставить счета об отгрузке и другие документы, предусмотренные в условиях аккредитива, в банк – исполнитель до истечения срока действия аккредитива. Выплаты с аккредитива наличными деньгами не допускаются.

 
 
 

    2.АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ.

 
 
    1. Анализ  эффективности осуществляемых операций и предоставляемых  услуг.

     Предоставляемые банком услуги и производимые операции характеризуются как продукты, то есть имеют законченный цикл развития: маркетинговое исследование, производство, продажа и потребление. Для своего возникновения банковские продукты требуют соответствующих затрат: материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

          В себестоимость банковского продукта входят:

    1) амортизация  оборудования и технических средств;

    2) затраты  на материалы, техническое обслуживание, транспортные расходы, аренду  помещений;

    3) затраты  на рабочую силу;

    4) операционные  расходы по привлеченным средствам;

    5) расходы  по размещению необходимых финансовых средств;

    6) коммерческие  и административные накладные расходы – на рекламу и маркетинг, информационное обслуживание клиентов, подготовку кадров, расходы на управление, текущие налоги;

    7) общебанковские  накладные расходы.

                Проведение анализа эффективности операций и услуг, осуществляемых банком, позволяет решить следующие задачи:

    • Рассчитать рентабельность каждой услуги, окупаемость тарифов и комиссий;
    • Выявить и оптимизировать структуру затрат на производство банковского продукта;
    • Произвести унификацию производства банковских продуктов в различных подразделениях, установить нормы затрат в себестоимости;
    • Обосновать эффективность нового вида услуг и новых банковских операций.

    В результате анализа отдельных услуг возможно перейти к анализу деятельности бизнес-центров (таблица 1), производящих данные услуги, что позволяет:

    • Определить эффективность деятельности подразделений;
    • Оптимизировать распределение ресурсов банка по направлениям деятельности в соответствии с прибыльностью центров;
    • Провести анализ динамики эффективности во временном разрезе при различных внешних условиях;
    • Оптимизировать структуру затрат центра;
    • Произвести планирование развития деятельности банка по новым направлениям деятельности.
 

                    Таблица 1.

Организационно-функциональная структура

коммерческого банка по ведению расчетно-кассового 

обслуживания  юридических лиц.

Бизнес-центры Функциональные подразделения Виды оказываемых  услуг и осуществляемых операций
  1. Расчетное обслуживание юридических лиц (Центральное отделение):
    1. Обслужи -вание корпорати-вных клиентов.
    2. Операции с банками – корреспо-
             ндентами
Управление корреспондентскими отношениями с банками: отдел  развития и ведения. Управление по работе с клиентами Центрального отделения  с соответствующими отделами. Открытие и ведение корреспондентских счетов банков «ЛОРО» и «НОСТРО», расчетное обслуживание юридических лиц – клиентов Центрального отделения, расчетное обслуживание филиалов и отделений банков, привлечение срочных пассивов юридических лиц, управление ликвидностью баланса и фондирование активных операций банка
2. Расчетное  обслуживание юридических лиц  (филиалы, отделения, дополнительные офисы) Операционная служба филиалов, дополнительных офисов и отделений Расчетное обслуживание клиентов – юридических лиц, эксплуатация системы «Банк-Клиент», привлечение  срочных пассивов.
3. Кассовые  операции. Кассовая служба филиалов и отделений, касса пересчета, обменные пункты наличной валюты, служба банковской и клиентской инкассации, оптовый  обменный пункт. Кассовое обслуживание юридических лиц, инкассация клиентов и банка, подкрепление оборотных касс банков, оптовый и розничный обмен валюты, прием и инкассация дорожных и банковских чеков
 
 
 

     В соответствии с излагаемой методикой  на основе организационных структур банка, в которых осуществляется деятельность бизнес-центров, создаются центры ответственности, являющиеся самостоятельным объектом анализа. Данный подход предоставляет следующие возможности:

    • Проведение расчета и обоснования плановых показателей, входящих в систему планирования;
    • Обеспечение контроля выполнения планов и оценки деятельности по результатам за период;
    • Обоснование и принятие организационных решений по движению кадров, ликвидации и созданию подразделений банка.

                При расчете рентабельности отдельных тарифов на услуги возникает  необходимость оценки используемых ресурсов: стоимость размещения средств в кассе банка при осуществлении кассовых операций, доходы по привлечению средств клиента, стоимость фондирования кредитов, других активных операций, эффективность операций по размещению сберегательного займа. Таким образом, возникает задача определения стоимости процентных доходов, появляющихся при производстве банковских услуг, с целью включить эту стоимость в себестоимость продукта для дальнейшего расчета рентабельности и эффективности.

                Расчет стоимости ресурсов производится на основе сводного бухгалтерского баланса банка (прил. 3). Обычный баланс требует обработки и сокращения ряда статей для получения аналитического баланса. Баланс может быть рассчитан на основе сведения балансов бизнес-центров, либо непосредственно на основе общего бухгалтерского баланса. Полученные статьи аналитического баланса в результате группируются и располагаются по мере уменьшения степени ликвидности  (таблица 2).

 
 

                                                                Таблица 2.

    Группировка статей аналитического баланса 

    для проведения анализа эффективности

    осуществляемых  операций.

    Актив Пассив
    Корсчета  и счета в ЦБ Корсчета
    Касса Привлечения до востребования  юридических лиц
    Государственные ценные бумаги МБК
    Ценные  бумаги, паи и права участия Срочное привлечение  юридических лиц
    МБК Привлечение физических лиц
    Кредиты клиентам Собственный капитал
    Материальные  активы  
    Просроченные  кредиты  
 

          Обе части аналитического баланса сводятся. Все статьи разделяются на рублевые и валютные, далее рассчитывается отдельно стоимость привлечения пассивов до востребования по рублям и валюте и отдельно – стоимость срочного привлечения по рублям и валюте, далее - общая стоимость финансовых ресурсов в применяемой валюте расчета.

          Средние ставки по привлечению до востребования  и по срочному привлечению могут применяться для оценки доходов по привлечению средств в результате оказания услуг, т.е. ведении расчетных, текущих, депозитных счетов. Средняя ставка размещения банка, рассчитываемая по всем активам аналитического баланса, применятся как измеритель упущенной выгоды при размещении средств в кассе.

          В итоге общая схема расчета  прибыльности операций представляет собой  калькуляцию стоимости за соответствующий  период с учетом издержек по размещению и последующий подсчет доходов, в которые входят прямые доходы и доходы по привлеченным средствам.

 
 
 

     2.1. Анализ состояния клиентской базы.

     Клиенты коммерческого банка - юридические лица - могут быть разделены по категориям: крупные, средние и мелкие. Целесообразно проводить анализ клиентской базы банка по критерию уровня доходности клиентов для банка. При таком подходе, крупное предприятие может для банка по значимости уступать меньшему по размеру, но активно использующему какую-либо услугу. Таким образом, при анализе клиентской базы необходимо выявить основные источники доходов от обслуживания постоянных клиентов и провести их обоснованное сопоставление.

     Основными прямыми доходами являются комиссии за расчетно-кассовое обслуживание и  проценты по полученным кредитам. Непрямые доходы банк получает при размещении клиентских средств - остатков на расчетных и депозитных счетах. В том и другом случае имеет место обращение финансовых средств: обороты по расчетным/текущим счетам и кассе, выдача и возврат ссуд, перевод и размещение средств клиентов.

     Необходимо  придать показателям веса, соответствующие доходности операций. В качестве базовых показателей выделяются:

     1) обороты по расчетному обслуживанию;

     2) кассовые остатки, заказанные клиентом;

     3) среднемесячные остатки по ссудным счетам;

     4) среднемесячные остатки по расчетным, текущим счетам.

     При определении весов в процентном соотношении, то есть в долях -0,4 (40%), 0,6 (60%) и т. д. формируется рейтинг клиентов начиная с наиболее доходных:

     Дклиента = Обороты * вес1 + Остатки *вес2 + Кредиты * весЗ +

           +Касса * вес4,

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками