Роль аудита во внутреннем контроле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 05:34, курсовая работа

Описание

Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1. Понятие аудита, цели, задачи и виды…………………………………………5
2. Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности…………..13
3. Внутренний контроль: сущность, задачи, классификация, предмет, объекты и субъекты……………………………………………………………………………….17
4. Внутренний аудит: сущность, цели, задачи и виды………………………...21
5. Взаимосвязь внутреннего и внешнего аудита……………………………….24
6. Роль внешнего аудита для повышения эффективности внутреннего контроля………………………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Сама курсовая.docx

— 76.61 Кб (Скачать документ)

- аудит, базирующийся на риске. Этот подход состоит в концентрации аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском.

С позиции требования законодательства различают обязательный и инициативный аудит.

Обязательный аудит проводится в случаях, непосредственно установленных  законодательством или по поручению  государственных органов. Объем  и порядок проведения обязательного  аудита регламентируются ст.5 Закона "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

- организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

- если ценные бумаги  организации допущены к обращению  на торгах фондовых бирж и  (или) иных организаторов торговли  на рынке ценных бумаг;

- организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

- объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 миллионов рублей;

- организация (за исключением  органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственного внебюджетного  фонда, а также государственного  и муниципального учреждения) представляет  и (или) публикует сводную (консолидированную)  бухгалтерскую (финансовую) отчетность;     

- в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно. [3]

Таким образом, обязательный аудит представляет собой ежегодную  обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и  финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального  предпринимателя.

Инициативный (добровольный) аудит - осуществляется по решению экономических  субъектов. Характер и масштабы такой  проверки определяет клиент.

Инициативный аудит может  проводиться в любое время  и в тех объемах, которые будут  установлены самостоятельным решением органа управления организации или  индивидуальным предпринимателем. К  данному виду аудита можно отнести  и так называемые контрольные  аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью  такой проверки является установление реального экономического состояния  деятельности финансово-промышленной группы. Проведение такой проверки может быть вызвано рядом обстоятельств, например обнаружением недостоверной  информации в представленных документах либо уклонением от полного и своевременного представления необходимых документов, злоупотреблением имеющимися правами  и оказываемыми мерами государственной  поддержки, нарушением законодательства РФ либо законодательства субъектов  РФ. Такой аудит, как правило, ориентирован на проверку отдельных сфер деятельности конкретного корпоративного объединения. Но не исключается проверка по всему  спектру вопросов, характеризующих  производственно-хозяйственную деятельность группы, в том числе и с позиции  ее оценки на соответствие положениям законодательства РФ и ее субъектов.

В зависимости от повторяемости  аудиторских проверок различают:

- первоначальный аудит, который осуществляется аудитором или аудиторской фирмой впервые

- повторяющийся аудит, осуществляемый при длительном сотрудничестве с одной аудиторской фирмой.

По назначению выделяют:

- налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

- ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на оборонный заказ).

- специальный аудит (экологический, операционный и др.) - это проверка конкретных аспектов, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтверждения законности, добросовестности и эффективности деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на:

- банковский аудит (проверяемые организации - банки и другие кредитные учреждения);

- страховой аудит (проверяемые организации - страховые организации и общества взаимного страхования);

- аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяемые организации - инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи);

- общий аудит (проверяемые субъекты - организации прочих видов деятельности).

Внутренний аудит, в отличие  от внешнего, осуществляется работниками  самого предприятия (самостоятельным  структурным подразделением или  управлением) и предназначен для  внутрихозяйственного контроля финансового  состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации  рекомендациями по повышению эффективности  экономики предприятия. [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Возникновение и развитие аудита и аудиторской деятельности

Аудит (в разных переводах  это слово означает "он слышит", "слушающий") имеет достаточно большую историю. История развития аудита уходит в глубину веков.

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Примерно в 200 г. до н.э. квесторы, то есть должностные  лица, ведавшие финансовыми и судебными  делами Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменатором. Такая практика и дала термин "аудитор", от латинского "слушать".

Первые упоминания об аудите как о виде профессиональной деятельности относятся к XIII и XIV векам, когда учетные  книги, составляемые купцами, стали  фигурировать в качестве вещественного  доказательства в суде. Уже в XVI веке во многих странах был введен правовой контроль учетных книг. Начали использовать термин "аудит", и аудиторами называли тех людей, кто занимался проверкой  учетных записей.

Наибольшее же развитие аудита приходится на XVII-XIX века. В 1631 г. из Голландии  в Плимут, штат Массачусетс, США, был  послан бухгалтер для выяснения  причин возрастающей задолженности  колонии. Это считается первой аудиторской  проверкой в Америке. Однако законодательной  родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов  о компаниях. В соответствии с  этими законами компании были обязаны  не реже одного раза в год приглашать специального профессионала для  проверки бухгалтерских счетов и  отчета о прибылях для последующего доклада на собрании акционеров.

Возникновение аудита связано  с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую  предоставляли управляющие и  подчиненные им бухгалтеры предприятий. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации  существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что  отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные  люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его  безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала  не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым  требованием становится и хорошая  профессиональная подготовка аудитора. [9]

Закон об обязательном аудите в Великобритании был принят в 1862 г., во Франции - в 1867 г., а в США - после  великой депрессии в 1937 г.

В настоящее время практически  во всех странах мира с развитой рыночной экономикой функционирует  общественный институт дипломированных  аудиторов со специфической организационно-правовой инфраструктурой. В Великобритании аудиторами именуются любые специалисты  в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе  и работающие в государственных  органах. Во Франции независимым  финансовым контролем занимаются две  профессиональные организации - бухгалтеров-экспертов, в компетенцию которых входят непосредственно ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и  оказание консультационных услуг в  этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности  финансовой отчетности осуществляет дипломированный  общественный бухгалтер.

В России звание аудитора, по некоторым данным, введено Петром I. Должность аудитора совмещала  отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три попытки организации  института аудита в 1889, 1912 и 1928 гг. по разным причинам оказывались безуспешными.

Современную предпринимательскую  форму аудит в России стал обретать лишь в конце 1980-х годов, когда  началась перестройка всей системы  хозяйствования и управления. Потребность  в аудите как самостоятельном  рыночном институте обусловили такие  происходящие в то время процессы, как приватизация и акционирование крупных предприятий; бурное развитие малых предприятий и кооперативов; либерализация внешнеэкономической  деятельности, приток иностранного капитала и появление совместных предприятий.

В период с 1988 по 1993 г. аудит  в России в основном был инициативным, поскольку не существовало законодательных  актов, регулирующих деятельность аудиторских  организаций. Предприятия в большей  мере ориентировались на услуги консалтинговых, научно-технических организаций, которые  начали проводить аудит и оказывать  другие аудиторские услуги. Первые аудиторские фирмы образовались в трех формах: как хозрасчетные организации, кооперативы и государственные  общественные образования. Характерной  особенностью таких организаций  было то, что они создавались при  государственных структурах и к  аудиторским фирмам их можно было отнести с определенной мерой  условности. В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России.

Первый регламент для  ведения аудиторской деятельности был установлен указом Президента от 22 декабря 1993 г., в соответствии с  которым были приняты "Временные  правила ведения аудиторской  деятельности". Они использовались как основной законодательный документ вплоть до 2001 г., когда был принят Федеральный закон "Об аудиторской  деятельности". В этот же период был  принят пакет постановлений Правительства, которые регламентировали отдельные  стороны аудиторской деятельности. [13, c. 21-29]

С 2001 года началось массовое оформление одних и тех же аудиторов в несколько компаний. Расширение рынка послужило толчком для начала ценовых войн. Тем более что бороться уже было за что - объем аудиторско-консалтингового рынка за 2001 год вырос почти на 65%, что в абсолютных цифрах оценивалось в размере 5,5 млрд. рублей.

Финансовый кризис 2007-2008 годов спровоцировал на западных рынках еще большее ужесточение  контроля деятельности банков, рейтинговых  агентств и аудиторов. Западные регуляторы старательно уходили от практики саморегулирования Российские регуляторы действовали с точностью наоборот. Государство устранялось от контроля за деятельностью аудиторов. В самом  конце 2008 года был принят федеральный  закон о переходе отечественного аудиторского рынка на саморегулирование. Закон вступил в силу 1 января 2010 года.

В отличие от системы аттестации и лицензирования, которая действовала  до этого момента, с этого года аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам было необходимо вступить в специализированный проект о саморегулировании  в Российской Федерации (СРО). Всего  на российском рынке стало действовать 6 саморегулируемых организаций. Новый  механизм регулирования привел к  совершенно иной картине на аудиторском  рынке, нежели это было ранее.

Из 6,2 тыс. фирм, осуществлявших аудиторскую деятельность в России в 2009 году, количество аудиторских фирм, вступивших в СРО, составило только 4,9 тыс. компаний, согласно данным реестра  Минфина на 25 мая 2010 года. Число аудиторов, вступивших в СРО, к тому же моменту  сократилось до 23,4 тыс. человек в  отличие от 38,8 тыс. аттестованных  индивидуальных аудиторов, осуществлявших свою деятельность в 2009 году. Таким образом, общее число действующих аудиторов и аудиторских организаций сократилось больше, чем на треть. Об эффективности механизма СРО отечественного рынка аудита пока судить рано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Внутренний контроль: сущность, задачи, классификация, предмет, объекты и субъекты

Какой-нибудь экономический  субъект имеет свою целевую функцию, которая реализуется и достигается  при помощи эффективно действующего управления.

Информация о работе Роль аудита во внутреннем контроле