Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством

Автор работы: Анна Ярыгина, 09 Августа 2010 в 14:59, курсовая работа

Описание

Полное фирменное название: Открытое акционерное общество «СПИ-РВВК».
Местоположение и почтовый адрес: Россия, 236016, г. Калининград, ул. Черняховского, д. 80.
Данные о государственной регистрации: Зарегистрировано Администрацией Ленинградского района г. Калининграда. Регистрационное свидетельство № 1344 от 28.12.1992г.
Сведения об уставном капитале: Уставный капитал общества, состоящий из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, составляет 50 755 600 (Пятьдесят миллионов семьсот пятьдесят пять тысяч шестьсот) рублей и разделен на 72 508 обыкновенных именных бездокументарных акций, номинальной стоимостью 700 рублей каждая.

Содержание

Введение
Глава1 Общая характеристика предприятия
Историческая справка предприятия.
Технико-экономическая характеристика предприятия
Глава 2 Калькулирование себестоимости продукции , ее роль в управлении производством.
2.1. Роль калькулирования себестоимости продукции, основные принцыпи себестоимости.
2.2. Метод «Директ-костинг» калькулирования себестоимости продукции.
2.3. Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции.
Глава 3 Недостатки и преимущества метода калькулирования на предприятии.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 163.25 Кб (Скачать документ)
№ п/п Показатели Ед. изм. Факт 

2009 г.

Факт 

2008 г.

Темп  прироста к 2008 г.
1. Объем продукции  в действующих ценах предприятия (без налога на добавленную стоимость  и акциза)

в том числе

экспорт

внутренний рынок

 
 
тыс. руб.
 
 
869 615 

344 974

524 641

 
 
663 566 

309 690

353 876

 
 
+ 31 % 

+ 11 %

+ 48 %

2. Объем продукции  в отпускных ценах (включая НДС, акциз) тыс. руб. 1 386 336 1 100 895 + 26 %
3. Ликероводочные  изделия, всего

в том  числе

экспорт

внутренний  рынок

тыс. дал. 1 910,0 

1 445,7

464,3

1 793,3 

1 337,5

455,8

+ 7 % 

+ 8 %

+ 2 %

     Таб.1.1.3.

     В ОАО «СПИ-РВВК» на протяжении 2009 года производилась и реализовывалась продукция традиционно высокого качества, соответствующая всем требованиям стандартом и потребителей.

            В 2009 г. предприятие прошло  ресертификационную процедуру на  соответствие  стандарту ISO 9001-2008 и подтвердило соответствие систем  управления качества нормам международных  и национальных стандартов в  области качества.

     В течении 2009 года Калининградский центр метрологии, стандартизации и сертификации и Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Калининградской области проводили проверки технического процесса производства, качества выпускаемой продукции. Проверенные в независимой лаборатории образцы соответствовали обязательным требованиям ГОСТов по органолептическим и физико-химическим показателям.

     На  экспорт в отчетном году было отгружено 1 445,8 тыс. дал водки. Доля экспорта в общем объеме поставок продукции составила в 2009 году 75%. От общего объема экспорта  - 99,1% было отгружено в Латвию.

Показатель Значение  показателя, тыс. руб. Изменение показателя
За  анализируемый   
период
(2009г.)
За аналогичный 
период  
предыдущего года (2008г.)
тыс. руб.  
(гр.2 - гр.3)
± % 
((2-3) : 3)
1 2 3 4 5
1. Выручка  от продажи товаров, продукции,  работ, услуг 877 094 646 306 +230 788 +35,7
2. Расходы  по обычным видам деятельности 740 644 588 334 +152 310 +25,9
3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2) 136 450 57 972 +78 478 +135,4
4. Прочие  доходы 206 372 177 399 +28 973 +16,3
5. Прочие  расходы 225 354 199 569 +25 785 +12,9
6. Прибыль (убыток) от прочих операций  (4-5) -18 982 -22 170 +3 188 +14,4
7. EBIT (прибыль  до уплаты процентов и налогов) 117 468 35 802 +81 666 +3,3 раза
8. Изменение налоговых  активов и обязательств, налог на прибыль  и др. расходы из  прибыли 
 
-28 240 -13 596 -14 644 -107,7
9. Чистая прибыль  (убыток) отчетного  периода  (3+6+8) 
 
89 228 22 206 +67 022 +4 раза
Показатели  рентабельности Значения  показателя (в %, или в копейках с  рубля) Изменение показателя
2008г. 2009г. коп., 
(гр.3 - гр.2)
± % 
((3-2) : 2)
1 2 3 4 5
1. Рентабельность продаж по валовой  прибыли (величина прибыли от  продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной  отрасли: 8% и более. 9 15,6 +6,6 +73,4
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина  прибыли от продаж до уплаты  процентов и налогов в каждом  рубле выручки). 5,5 13,4 +7,9 +141,8
3. Рентабельность продаж по чистой  прибыли (величина чистой прибыли  в каждом рубле выручки). 3,4 10,2 +6,8 +196,1
Cправочно
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)
9,9 18,4 +8,5 +87
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: не менее 1,5.
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Калькулирование  себестоимости продукции,ее  роль в управлении  производством.

2.1.Роль  калькулирования  себестоимости продукции,  основные принципы  себестоимости. 

     Слово «калькуляция» означает вычисление себестоимости продукции. В современной  экономической литературе калькулирование  определяется как система экономических  расчетов себестоимости отдельных  видов продукции (работ, услуг). В  процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством  выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

     Задача  калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т. е. на единицу продукции, заказа, услуги, работы, предназначенных для продажи, а также внутреннего потребьления.

     Конечным  результатом калькулирования является составление кулькуляций. В зависимости  от целей калькулирования различают  плановую, сметную и фактическую  калькуляции. Все они отражают расходы  на производство и реализацию единицы  конкретного вида продукции в  разрезе калькуляционных статей.

     Плановая  калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало периода норм и смет.

     Сметная калькуляция рассчитывается при проектирование новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.

     Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

     Калькулирование позволяет изучить себестоимость  полученных в процессе производства конкретных продуктов.

        По видам продукции (работ,  услуг) затраты группируют  для   исчисления  их себестоимости.  В процессе калькулирования   себестоимости  единицы  продукции  учитывают  все  издержки,  связанные  с  выполнением   одного   заказа   или производством  единицы продукции какого-либо  вида.

     Объекты калькуляции – это отдельные изделия,  группы  изделий,  полуфабрикаты,   работа   и   услуги, себестоимость   которых   определяется.   Аналитический   учет   затрат   на производство ведется, как правило,  по  объектам  калькуляции.  Разрешается открывать аналитические счета не  на  каждый  объект,  а на  их  группу.

     Определение себестоимости служит  основой  для  установления  цен,  является базой  для  исчисления  налогов  на  сбыт,  а  также  для   текущей   оценки результатов  деятельности предприятия.

        Задача калькулирования  – определить  издержки,  которые приходятся  на единицу продукции,  предназначенных для реализации,  а также на единицу продукции (услуг) для внутреннего потребления.

        Конкретные функции в процессе  калькулирования издержек:

      . определение  производственной  или  заводской  себестоимости   для  оценки

        запасов готовой продукции или  полуфабрикатов;

      . определение величины себестоимости  для установления и контроля  цен;

      . предоставления данных о себестоимости   продукции  для  оценки  результата

        деятельности  предприятия  и   обеспечения   процесса   принятия   решений

        руководством.

        Конечным результатом калькулирования   является  составление  калькуляций.

     Все виды калькуляции отражают расходы  на производство и  реализацию  единицы  конкретного вида продукции в  разрезе калькуляционных статей.

        Калькулирование позволяет изучить   себестоимость  полученных  в   процессе производства конкретных  продуктов.    Калькулирование  себестоимости  продукции  (работ,  услуг)  условно  можно подразделить  на  три  этапа.  На  первом  исчисляется  себестоимость   всей выпущенной продукции в  целом,  на  втором  –  фактическая   себестоимость  по каждому  виду  продукции,  на  третьем   –  себестоимость  единицы   продукции, выполненной  работы  или  оказанной  услуги.  В   действительности   процесс  калькулирования является более  сложным.

        Калькулирование себестоимости  продукции является  объективно  необходимым процессом при управлении  производством.

        Функционировавшие ранее калькуляционные  системы преследовали одну цель  – оценить   запасы   готовой   продукции   и    полуфабрикатов    собственного

производства,  что  необходимо  для  внутрипроизводственных  целей   и   для составления  внешней отчетности, а также  для  определения  прибыли.  Тем  не менее прежние системы калькулирования  не  содержали  информации,  пригодной  для решения многих управленческих решений.

        Современные системы калькуляции  более сбалансированы. Содержащаяся  в  них информация  позволяет   не  только   решать   традиционные   задачи,   но   и прогнозировать  экономические последствия таких  ситуаций как:

    • целесообразность дальнейшего выпуска продукции;
    • установление оптимальной цены на продукцию;
    • оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;
    • целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;
    • оценка качества работы управленческого персонала.

        Современное калькулирование лежит  в основе  оценки  выполнения  принятого предприятием или центром  ответственности плана. Оно необходимо  для  анализа причин отклонений  от плановых заданий по себестоимости.  Данные  фактических калькуляций  используются для последующего  планирования  себестоимости,  для  обоснования экономической  эффективности   внедрения  новой  техники,  выбора современных технологических  процессов, проведения мероприятий   по  повышению качества  продукции,  проверки  проектов   строительства   и   реконструкции предприятий.  По  результатам  калькулирования   можно  принять   решение   о проведении ремонта  самостоятельно  или  с  использованием  услуг   сторонних организаций.  Наконец,  калькулирование   является   основой   трансфертного ценообразования.   Трансфертная   (внутренняя)    цена    применяется    при коммерческих операциях между  подразделениями одного и того  же предприятия.

        Таким  образом,  производственный  учет   и   калькулирование   является

основными элементами системы управления не только себестоимостью  продукции, но и  производством в целом. 
 

           Принципы калькулирования  себестоимости продукции 
 

     1. Научно обоснованная классификация  затрат на производство.

     Действующими  нормативными документами по бухгалтерскому учету, позволяющими бухгалтеру реализовать  этот принцип на практике, являются типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию  себестоимости продукции (работ, услуг), разработанные с учетом их отраслевых особенностей, для организаций и  предприятий сельского хозяйства, рыболовства, нефтедобывающей и  газодобывающей промышленности, транспорта, строительства, торговли и общественного  питания, издательской деятельности, научно-технической  отрасли, электроэнергетике и других.

Информация о работе Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством