Синтетический учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Автор работы: Эльвира ГГльфанова, 14 Июля 2010 в 17:50, курсовая работа

Описание

Система измерения издержек производства и экономически обоснованного формирования себестоимости относится к числу важных проблем совершенствования экономических рычагов хозяйствования, выявления и использования резервов сниже¬ния затрат и повышения рентабельности предприятий.
Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета и управления на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета затрат и кулькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Содержание

Введение 3
Обзор экономической литературы 5
1. Нормативно-правовое регулирование и теоретические основы затрат на производство
1.1 Основные понятия и нормативное регулирование себестоимости, принципы ее формирования 7
1.2.Экономическое содержание затрат на производство и их классификация 13
1.3.Методы учета затрат 28
2. Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции
2. 1 Учет материальных затрат 32
2. 2 Учет затрат на оплату труда и его социальную защиту 37
2. 3 Учет расходов на обслуживание производства и управление 39
2. 4 Учет производственных потерь 43
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Работа состоит из  1 файл

курсовая_работа_по_Бух_учету))))).doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

     Аналитический учет по 20 счету организуется по видам  изделий или услуг.

     По отношению к  объему производства затраты можно  разделить на условно-переменные и  условно-постоянные.

     Переменными являются затраты, изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства. В отличие от переменных постоянные затраты не зависят от изменения объема производства. Но с увеличением объема производства доля переменных затрат в себестоимости продукции не изменяется, а доля постоянных – снижается. Поэтому эти затраты соответственно называют условно-переменными и условно-постоянными.

     По  степени однородности различают  простые и комплексные затраты.

     Простые – это затраты, состоящие из экономически однородных элементов (материалы, заработная плата).

     Комплексные представляют собой совокупность разнородных  экономических элементов. К ним  можно отнести общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы  и др. Каждая из таких статей включает затраты на материалы, топливо, заработную плату и т.п.

     По  целесообразности затраты делятся  на производительные и непроизводительные.

     В зависимости от связи с производством  они бывают производственные и расходы  на реализацию.

     В зависимости от времени возникновения  и включения в издержки производства затраты можно разделить на текущие, предстоящие и будущих периодов.

     Текущие – это расходы, производимые в  процессе производства и непосредственно  относимые на издержки производства.

     К предстоящим относится создание резервов предстоящих расходов и платежей за счет издержек производства для предстоящих расходов в будущих периодах.

     Расходы будущих периодов – затраты, понесенные в данном отчетном периоде, но относящиеся  к будущим периодам.  

     Расходы на рекламу. Реклама - это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

     Согласно  пп.28 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской  деятельности, относятся расходы  на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых услуг. В п.4 ст.264 НК РФ указаны три группы расходов на рекламу, которые принимаются на расходы в полном объеме, а именно:

     · расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

     · расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

     · расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

     Остальные расходы учитываются только в  пределах 1 % выручки от реализации за отчетный налоговый период.

     Пример. В I квартале 2009 года для проведения рекламной акции организацией была использована готовая продукция на сумму 15 000 руб., в том числе: стоимость продукции, экспонируемой в витринах, — 3 200 руб.; стоимость продукции, вручаемой в виде призов победителям розыгрышей, — 11 800 руб. Выручка от реализации готовой продукции в отчетном периоде составила 600 000 руб.

     Продукция, экспонируемая в витринах, дальнейшему  использованию не подлежит по причине  утраты своих первоначальных качеств.

     Списание  готовой продукции на рекламные  расходы отражается в учете проводкой:

     Д 44 К 43— на сумму стоимости готовой продукции — 15 000 руб.

     Для целей налогового учета стоимость  готовой продукции, утратившей свои первоначальные качества при экспонировании, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и  реализацией, в полном объеме, т.е. в  сумме 3 200 руб.

     Расходы на изготовление готовой продукции, вручаемой в виде призов, подлежат нормированию.

     Фактическая величина этих расходов — 11 800 руб. 1 процент  выручки от реализации продукции  составляет 6 000 руб. (600 000 руб. х 1%). Таким образом, для целей налогообложения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на изготовление готовой продукции, вручаемой в виде призов, относятся только в размере 6 000 руб.

           Представительские расходы. Согласно п.2 статьи 264 представительские расходы - расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий, расходы на проведение официального приема для указанных лиц и другие аналогичные расходы.

     Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов  на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.  

     Расходы на оплату процентов банков. Принимаются в размере ставки рефинансирования, увеличенной на 10%.

     Пример. В течение I квартала 2009 года организацией было израсходовано на представительские цели 12 000 руб. Расходы на оплату труда за этот период составили 400 000 руб.

     В соответствии с Планом счетов представительские  расходы отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Таким образом, на сумму представительских расходов в учете организации следует оформить проводку:

     Д 44 К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. — 12 000 руб.

     Для целей налогового учета фактическую величину представительских расходов следует сравнить с величиной, исчисляемой как 4 процента от расходов на оплату труда. В нашем примере 4 процента от расходов на оплату труда составляют 16 000 руб. (400 000 руб. х 4%). Поскольку расходы организации на представительские цели не превышают нормативной величины, они могут быть учтены для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном объеме, т.е. в сумме 12 000 руб.

     Таким образом, производство продукции (работ, услуг) требует определенных затрат, которые составляют себестоимость произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. При этом одни затраты являются простыми, другие – комплексными; одни зависят от объема производства, другие – не зависят и т.п. Поэтому все это многообразие затрат необходимо классифицировать по определенным признакам: по назначению, по видам расходов, по целесообразности, по связи с объемом производства, по способу включения в себестоимость и др. Это способствует улучшению планирования, прогнозирования, учета, контроля и анализа затрат на производство. 

     1.3 Методы учета затрат

     Методы  учета затрат на предприятиях можно  организовать в зависимости от способа  оценки затрат, от характера технологического процесса или от полноты включения затрат в себестоимость готовой продукции. В зависимости от способа оценки затрат методы учета подразделяются на следующие виды:

     •   метод учета затрат по фактической  себестоимости;

     •   метод учета затрат по нормативной  себестоимости;

     •   метод учета затрат по плановой себестоимости.

     В зависимости от характера технологического процесса производства методы учета  затрат делятся на:

     •   котловой;

     •   позаказный;

     •   попередельный (полуфабрикатный или  бесполуфабрикатный).

     В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость готовой продукции различают:

     •   метод учета затрат по полной себестоимости;

     •   метод учета затрат по сокращенной  себестоимости.

     Несмотря  на простоту расчетов затрат методом  по фактической себестоимости, данный метод используется редко, так как основной его недостаток состоит в том, что фактические затраты могут быть определены лишь в конце отчетного периода.

     Суть  нормативного метода учета затрат состоит в том, что предварительно экономистами предприятия определяются нормы затрат на каждый вид изготавливаемой продукции (как правило, нормы определяются исходя из действующих на начало отчетного периода норм затрат). В ходе производственного процесса учет затрат ведется в пределах этих установленных норм, и определяются отклонения от них. Применение этого метода позволяет не только определить какие затраты были осуществлены при изготовлении продукции, но и какими они должны быть. Затраты на изготовление единицы или партии изделий рассчитываются исходя из принятых норм на производство с последующим раздельным учетом возникших отклонений от норм и изменений принятых норм (на что составляются сигнальные оправдательные документы с отличительными признаками). Нормативные калькуляции составляются на каждый вид и фасон изделия. Однако недостатком данного метода является

     большая трудоемкость расчетов.

     Сф – Сн + (-) Он

     Сф -фактическая себестоимость продукции

     Сн -нормативная себестоимость продукции

     Он   -отклонение   фактической   себестоимости   продукции   от   ее   нормативной себестоимости

     Метод  учета   затрат  по   плановой   себестоимости   основан  на  применении плановых норм, рассчитанных не из действующих норм затрат,  а с учетом прогнозов на будущее.

     Котловой  или простой метод может применяться при производстве однородной продукции    или    ограниченного    числа    видов    продукции    при    отсутствии незавершенного  производства.  При  использовании  этого  метода  все  затраты учитываются на счете 20 «Основное производство» без распределения по видам продукции. Себестоимость единицы продукции определяется путем деления всей суммы затрат, произведенных за отчетный период, на количество выпущенной за этот период продукции.

     При применении позаказного метода учет затрат на производство ведется в разрезе отдельных заказов на изготовление изделия, партии изделий. К счету  «Основное производство» открываются субсчета для каждого отдельного заказа, на которых учитываются расходы, осуществленные при выполнении этих заказов. Себестоимость единицы продукции определяется делением суммы затрат на производство заказа на количество изделий, изготовленных в рамках этого заказа.

     В условиях массового производства одного наименования изделия может использоваться и поиздельный метод учета  затрат. При этом за объект учета  и калькулирования затрат принимается вид изделия в зависимости от прейскуранта (артикул, сорт, размер и тому подобное).

     Если  технологический процесс изготовления продукции состоит из нескольких последовательных стадий обработки  сырья и полуфабрикатов, изготовленных  в процессе обработки, то удобно применять попередельный метод. Каждая стадия технологического процесса, в результате которой выпускаются полуфабрикаты или готовая продукция, называется переделом. Суть попередельного метода состоит в том, что объектом учета затрат является передел, внутри которого учет ведется по статьям калькуляции и видам изготавливаемой продукции. Отметим, что в легкой промышленности попередельныи метод учета затрат используется в основном в текстильной промышленности.

Информация о работе Синтетический учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции